Введение - Автомобильные краны с приводом К-46,
КС-2561Д и К-64, К-1014, К-67, К-162
В нашей стране идет гигантское строительство.
Ежегодно осуществляется реконструкция действующих и ввод в действие
новых предприятий. В этих условиях огромное народнохозяйственное
значение приобретают дальнейшее развитие механизации
погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ и неуклонное
повышение производительности труда на этих работах.
Еще в древние времена люди научились применять различные приспособления
и простейшие механизмы для облегчения труда при подъеме и перемещении
грузов. По мере развития науки и техники создавались новые конструкции и
расширялась область применения подъемно-транспортных машин. Большой
вклад в развитие механизации трудоемких работ внесли русские техники.
Автомобильные краны являются наиболее распространенными самоходными
грузоподъемными машинами. Начало производства их связано с развитием
автомобильной промышленности и относится к 20-м годам XX в. В нашей
стране первые модели автомобильных кранов были созданы в 30-х годах
после того, как было освоено серийное производство отечественных
автомобилей.
Первые автомобильные краны выпускались на базе автомобилей ЗИС и имели
грузоподъемность 3Т. В предвоенные годы выпуск кранов не превышал 150
шт. в год. После Великой Отечественной войны для восстановления
разрушенных войной предприятий, различных сооружений, общественных и
жилых зданий, а также для строительства новых зданий и сооружений
потребовалось много грузоподъемных машин, в том числе автомобильных
кранов.
Несмотря на то что во время войны ни одно предприятие в СССР не
выпускало автокраны и производство их по существу не было подготовлено,
уже в 1946 г. было выпущено 116 автомобильных кранов. В последующие годы
крапостроение развивалось бурными темпами: в 1950 г. выпуск кранов
достиг 4152 шт., а после 1965 г. ежегодно выпускается более 12 тысяч
автокранов.
Соответственно росту выпуска увеличивается и число кранов, находящихся в
эксплуатации. В 1966 г. парк автомобильных кранов в нашей стране
составлял более 30 тыс. шт. К 1970 г. в раз-
личных отраслях народного хозяйства будут работать
более 50 тыс. автокранов.
Наряду с увеличением выпуска кранов меняется и их конструкция. Если на
первых этапах создавались преимущественно автокраны с механическим
приводом, то за последние годы и эксплуатацию в большом количестве
начали поступать краны с электрическим приводом. На кранах применяются
пневматические и электрические системы управления В настоящее время
ведутся работы по освоению производства автокранов с гидравлическим
приводом.
Эффективность эксплуатации автомобильных кранов зависит от того,
насколько хорошо знает обслуживающий персонал конструкцию машин, их
технологические и технические возможности, а также правила производства
работ с применением кранов и систему их технического обслуживания.
Хорошее знание устройства кранов, умение применять передовые методы и
приемы труда позволяют сократить до минимума простои машин, улучшить
использование кранов по времени и грузоподъемности. Все это в конечном
счете ведет к повышению производительности труда, к сокращению сроков
выполнения работ.
В настоящей книге рассматриваются отечественные автомобильные краны,
находящиеся в серийном производстве: с механическим приводом К-46 и
КС-2561Д (на базе автомобиля ЗИЛ-130) и К-64 и К-1014 (на базе
автомобиля МАЗ-500), с электрическим приводом К-67 (на базе автомобиля
МАЗ-500) и К-162 (на базе автомобиля КРАЗ-257К).