УГРОЗА ЭВМ

  Главная       Учебники - Компьютеры       Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения.  Итоги развития

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  

 

 

УГРОЗА ЭВМ

Широкое внедрение в жизнь ЭВМ наверняка «перевернет» управление различными службами, например область планирования. Это даст большие преимущества администраторам, так как возможность переработки информации у них возрастет в огромной степени. Но это же создает опасную угрозу для частной жизни людей. На это указывает ситуация, складывающаяся сейчас в США. Так называемые управленческие ножницы возникли там в промышленности, но еще заметнее они в области медицины, образования и местного управления. Профессор Алан Уэс-тин из Колумбийского университета в своей книге «Частная жизнь и свобода» показывает, что обширные досье, касающиеся частной жизни тысяч американцев, находятся в рука! общественных и частных агентств. Досье используются, чтобы нанимать и увольнять людей, определять их кредитоспособность и т. д.

Может ли такое случиться у нас в Англии?

С уверенностью сказать «да» мы не можем, однако в последнее время уже наблюдались «зловещие признаки». Самым крупным из них было сообщение о новой пенсионной системе. Такая обширная, управляемая счетными машинами система будет содержать огромное количество данных о частной жизни людей. И есть опасения, что конфиденциальные сведения, хранящиеся в этой системе, не будут пользоваться адекватной защитой.

Под сомнение ставится даже конфиденциальность медицинских сведений, так как при выписке ребенка из больницы местным властям направляется копия истории болезни, могущая содержать подробности из медицинского прошлого его матери. Доктор Дж. Стифф подчеркивает в своем письме в «Таймс»: «Я не слыхал еще ни об одном случае, когда кто-либо просил или получал разрешение от родителей... такая практика неэтична и неуважительна... особенно в области, где секретность всегда имела величайшую важность».
Это может быть лишь предвестием того, что произойдет в дальнейшем, так как правительственные агентства начинают вводить машинные системы в широких масштабах, собирая в них огромные количества персональных данных.

Машины способны ошибаться. При составлении счетов ошибки могут быть огромными. Кто или что будет защищать человека, если правительство и крупные фирмы будут считать ЭВМ источником всей важнейшей информации о людях? Как защитит закон гражданина, если ЭВМ даст о нем ложную информацию. Что будет, если ЭВМ в каком-либо правительственном департаменте припишет достойному гражданину, верному супругу и любящему отцу, троих незаконных детей? Или о человеке, никогда не входившем в долги, скажет, что он банкрот?

Опасность возрастает вместе с растущим применением ЭВМ во все более широких областях. Исследовательская группа на Главном почтамте разработала схему, по которой уклонение от лицензий на радио и телевидение становится почти невозможным. Она основана на коде, позволяющем обнаружить адрес каждого дома и каждой фирмы в Соединенном королевстве Британии. Сохраняя эту информацию в машинах, можно в любой момент получить список всех держателей лицензий в любом доме, улице или районе.

В 1968 г. было подсчитано, что на каждого американца имеются личные досье в 14 различных правительственных учреждениях. Сравнительные цифры для нашей страны могут оказаться сходными. В настоящий момент это обширное собрание персональных фактов разбросано по десяткам разных мест, в десятках различных картотек. Но представьте себе ЭВМ во всех крупных городских центрах и каждую с огромной картотекой на жителей каждого района. Опросные пункты во всех учреждениях соединены с такой машиной, и она мгновенно сообщает сведения о каждом, кто внесен в картотеку. Районные ЭВМ могут быть соединены между собой и с центральным хранилищем данных, так что сведения о любом «объекте», неизвестные в одном месте, автоматически выуживаются в другом и доставляются хотя бы через всю страну. Подобное развитие кажется неизбежным, так как в обществе, где количество законов вое время возрастает, предъявляемые к администрации требования быть более действенной и более экономичной означают более широкое использование машин.

Сколько же свободы останется для личности в обществе, полностью охваченном банками данных? Как может человек узнать, в чьи руки попадут сведения о нем, конфиденциальные и сравнительно безвредные, но все же личные?

Было предложено всякий раз, когда от частного лица потребуются полные официальные документы, чтобы он имел право решать, возможно ли доверить эти сведения третьим лицам. Следуя американскому примеру, можно рекомендовать, чтобы каждому было дано право затребовать из банка данных оттиск сведений о себе; делая это периодически, возможно контролировать их точность и предупредить посылку недозволенного сообщения кому-либо.

Как известно из печати, Министерство социального обеспечения не позволило местным властям использовать свои картотеки для прослеживания передвижений неплательщиков налогов. Если бы мы могли гарантировать применение этой политики ко всем машинным картотекам (хранятся ли они на магнитной ленте или нет), то опасность разглашения на 90% была бы предотвращена. Тогда при конструировании машины и составлении программ можно было бы предусмотреть, что доступ к хранящейся информации будет разрешен только тем представителям персонала, кто предварительно знакомился с ней в письменной форме. Технически возможно ввести в программы ЭВМ «ключ» для опознания всякого, пользующегося банком данных. В настоящий момент пользователь это делает с помощью кода; а вскоре, быть может, на смену коду придут автоматические опознаватели отпечатков пальцев и «отпечатков» голоса: пользователь должен будет сказать, зачем ему нужна данная информация. Каждый запрос будет записываться и время от времени с их совокупности будет сниматься «звуковая копия» для обнаружения возможных злоупотреблений.

Может быть, понадобится пойти дальше. Атака на частную жизнь, сейчас или в будущем, требует жестких контрмер. Картотеки можно держать раздельно, несмотря на настояния свести их воедино. Необходимо различать требования, скажем, статистика, которому нужны полные сведения, могущие оставаться анонимными, и картотеки персональных досье. Но если общественное мнение сможет заставить центральные правительственные учреждения держать данные раздельно, то оно не сможет помешать местной власти объединить все имеющиеся у нее сведения, а сюда как минимум относятся картотеки сведений о заработках, о здоровье и благосостоянии, об образовании и лицензиях, о должниках и кредиторах, о детях, находящихся на иждивении, и о взрослых, включенных в списки избирателей. «Мини-досье» кажутся почти неизбежными.

У нас нет возможности повлиять на картотеки, общественное мнение может потребовать установить предосторожности во избежание злоупотреблений информацией и для защиты нашей частной жизни. Такие предосторожности могут иметь различные аспекты: политические, юридические, технические.

Может понадобиться новый кодекс законов, чтобы специализированные суды могли рассматривать дела о злоупотреблении информацией или аннулировать решения гражданских судов в случае использования сомнительных машинных данных, например неточных банковских сведений. В настоящее время закон карает не за недозволенное обладание информацией, а только за ее использование.

Нужно установить для лиц, работающих в компьютерной или обрабатывающей данные промышленности, очень строгий профессиональный кодекс (наподобие врачебной клятвы Гиппократа). Люди, работающие с ЭВМ, уже стараются навести порядок у себя в доме. Британское компьютерное общество разрабатывает этический кодекс и ведет специальные исследования по значению банков данных для частной жизни граждан. Технически охрана данных вполне возможна, а профессия постепенно вырабатывает стандарты в поведении.

Правительство, заботясь о пользе всех членов общества, все больше посягает на частную жизнь отдельного лица. Каждую новую угрозу в этом плане нужно сначала распознать, затем понять, затем сравнить с ожидаемыми благами. Угроза ЭВМ уже распознана, и это дает нам возможность взвесить сравнительные преимущества их эффективности и личной свободы граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59