Первичный учет в автоматизации планирования

  Главная       Учебники - Компьютеры       Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения.  Итоги развития 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Первичный учет в автоматизации планирования

 

 

Очень важная проблема в автоматизации планирования — проблема автоматизации первичного учета. Те формы хранения информации, к которым мы привыкли, совершенно не удовлетворяют электронно-вычислительную технику и являются в наше время архаичными. Необходимо переходить к новым формам хранения первичной информации, удобным для последующей передачи на электронные вычислительные машины: на магнитной ленте, на перфокартах, на специальных документных бланках. Сегодня всякий, кто занимается учетом и составлением документов, должен думать о том, как будет этот документ читать не только вышестоящая инстанция или контрагент, но и электронная вычислительная машина.. Уже появляются такие системы, в которых подготовка первичных документов совмещается с передачей информации по каналам связи в электронные вычислительные машины. При такой организации все данные, содержащиеся, например, в какой-нибудь лежащей перед вами накладной, одновременно передаются в электронную вычислительную машину, которая их запомнит и использует в дальнейшем.

Предстоит еще огромная работа по увеличению парка электронных вычислительных машин, занятых переработкой планово-экономической информации. Нужно создать, из этих машин мощные вычислительные центры с современными каналами связи, для того чтобы можно было» быстрее обмениваться информацией. Речь идет не только» о составлении новых языков программирования, но и о перестройке всей системы ведения первичной документации, самой психологии людей, занятых в сфере учета и планирования.

Второе, очень важное применение электронные вычислительные машины находят в комплексной автоматизации инженерно-технических расчетов. Здесь, вообще говоря, машины используются довольно давно: значительная часть расчетов, необходимых при проектировании: новой машины или изделия, уже производится не вручную, а электронной вычислительной машиной. Но я хочу сказать о новой возможности комплексной автоматизации процессов проектирования и последующего изготовления машины или изделия, когда процесс проектирования становится органической составной частью самого производственного процесса.

Примером этого может служить одна из работ, выполненных нашим Институтом кибернетики вместе с Институтом автоматики на одном из судостроительных заводов. Там вычислительной машине дается исходная информация о корпусе судна, и она без всякого вмешательства человека, уже по определенной заданной программе производит разверстку листов, из которых сваривается корпус судна, на плоскости и оптимальную раскладку без чертежей нужных деталей заданных размеров, а потом выдает магнитные ленты с программами. Если эту магнитную ленту заложить в соответствующий станок, то он будет вырезать газовым резаком нужные детали из большой полосы стали; если же газовый резак заменить чертежным оборудованием, по той же программе будут выполнены чертежи раскладки деталей в соответственно уменьшенном масштабе.

Все это дает экономию на инженерно-техническом труде, исчисляемую в 200 тыс. рублей в год. Еще большая экономия будет получена при сборке судна, потому что изготовленные таким методом детали корпуса намного точнее выполненных старым способом и подгонка листов в процессе сборки корабля будет практически исключена.

Проектирование с помощью электронных вычислительных машин позволяет перейти от обычных методов к так называемым оптимальным, когда проверяется - несколько вариантов решения той или иной технической проблемы и из них выбирается наилучший. Такая возможность была, как правило, принципиально недоступна в домашинный век, потому что построение оптимальных конструкций требовало огромных затрат умственного труда.

Мне хотелось бы остановиться еще на одной, особенно интересной, задаче в области автоматизации проектирования — на автоматизации проектирования самих вычислительных машин.

Часто в популярной литературе говорится о создании таких электронных вычислительных машин, которые будут сами производить себе подобных — будут способны,
так сказать, к размножению. Сейчас это уже не праздная проблема, которая может интересовать человечество в будущем, а одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Существующие электронные вычислительные машины настолько сложны, что на их проектирование уходит очень много времени и конструктор никогда не бывает уверен, что он в данных условиях выбрал лучший вариант. В будущем же предстоит разрабатывать еще более совершенные электронные вычислительные машины. И вот возникает конкретная задача — поручить машине создавать, конструировать себе подобные или еще более совершенные машины.

Такие работы проводятся у нас в институте. Нельзя сказать, что они уже завершены, но развитие автоматизации в настоящее время значительно расширило возможности применения формальных методов синтеза для проектирования электронных вычислительных машин. Одна из основных проблем здесь заключается в создании знаковой системы — своего рода искусственного языка — для описания тех или иных уровней проектирования соответствующего объекта, например совершенно точного «языка» для описания блок-схемы машины. Такой язык сейчас рождается стихийно: один изображает блок-схему так, другой — иначе. Необходимо разработать точный способ представления структуры машины на данном уровне ее абстрактности, реализации блок-схемы, как мы говорим, когда элементы машины еще не выбраны.

Ряд подобных языков в настоящее время создан и создается. После того как структура машины записана на таком языке, к ней можно применить формулу минимизации и оптимизации схемы и получить такие машины, которые другим способом за короткое время построить не удается.

Правда, еще нельзя сказать, что проектирование электронных вычислительных машин полностью автоматизировано, но тем не менее определенный ряд очень трудоемких этапов уже пройден.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..