ЭЛЕКТРОННЫЕ МАШИНЫ И АВТОМАТИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА

  Главная       Учебники - Компьютеры       Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения.  Итоги развития

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ МАШИНЫ И АВТОМАТИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА



Электронные вычислительные машины — одно из наиболее удивительных созданий науки и техники XX столетия. Их вполне можно поставить в один ряд с практическим использованием атомной энергии или началом освоения космоса. Правда, рождение электронных вычислительных машин было не таким эффектным, но с течением времени они стали завоевывать все новые и новые позиции. Теперь все большее число ученых склоняются к мысли, что в конечном счете появление электронных вычислительных машин сыграет для человечества не меньшую, а, по-видимому, даже большую роль, чем атомная энергия или космические полеты.

Это объясняется тем, что электронные вычислительные машины — универсальные преобразователи информации, а с преобразованием информации человек сталкивается всегда в любой сфере своей деятельности. По существу, именно преобразованием информации занимается и переводчик, и экономист-плановик, и математик, и даже поэт. Преобразование информации — это и есть содержание того, что мы называем умственным трудом человека. А так как и в то время, когда человек выполняет чисто физическую работу, мозг человека работает, координируя движения человеческих рук и ног, то, по существу, нет ни одного участка деятельности человека, где мы не имели бы дела с преобразованием информации.

Именно благодаря такой неограниченной области применения электронных вычислительных машин их научное и техническое значение будет изо дня в день увеличиваться.

Почему мы называем электронные вычислительные машины универсальными преобразователями информации? На первый взгляд, здесь как будто есть противоречие: электронные машины имеют дело с информацией только одной природы — числовой, тогда как в перечисленных выше процессах преобразования информации участвует информация самая разнообразная. Действительно, информация, которую человек воспринимает,— это и звуковая информация, причем не только осмысленная, но и различного рода шумы, в конце концов музыка; это и зрительная информация, все богатство форм и красок внешнего мира. А электронные вычислительные машины имеют дело только с числами.

Но противоречие это только кажущееся. Нетрудно показать, что числовой способ задания информации является в некотором смысле универсальным, т. е. что любую информацию можно путем сравнительно несложных преобразований привести к числовому виду. Более того, уже разрабатываются информационные устройства, позволяющие любой вид информации преобразовывать в числовую форму, и наоборот. Правда, эти аппараты сейчас еще не всегда надежны, обладают недостаточной скоростью и т. д. Но они существуют.

Сомнение в универсальности вычислительных машин как преобразователей информации может вызывать еще и то обстоятельство, что правила преобразования информации различной природы качественно различны. Одни правила математика применяет при решении вычислительных задач, совсем другие — при доказательстве теорем.

Но и здесь мы подходим к одному из фундаментальных фактов, который был установлен математической логикой еще в домашинный период, но значение которого для человечества стало ясно только после того, как появились электронно-вычислительные машины.

Нас не удивляет, что множество разнообразных предметов, нас окружающих, в конце концов состоят из одних и тех же элементарных частиц в разных комбинациях. Электроны и протоны одинаковы везде, но тем не менее сочетания их в атомах и молекулах дают совершенно различные тела.

А почему бы информации быть в этом смысле исключением? Почему не может быть «информационных атомов», атомов преобразования информации, на которые можно разложить любые правила преобразования информации? Оказывается, это сделать можно. Можно выделить небольшое число типовых правил — «атомов», с помощью которых можно представить, или, как выражаются

в электронно-вычислительной технике, запрограммировать любые правила, если только эти правила познаны и точно описаны. Природа этих правил роли уже не играет. Это могут быть правила грамматики, математики, стихосложения, музыкального творчества, экономического анализа и т. д. Если эти правила познаны и точно описаны, их можно разложить на некоторые элементарные правила.

А электронная вычислительная машина впервые в истории человечества вместила в себя весь набор элементарных правил преобразования информации и имеет принципиальную возможность выполнять по этим правилам любые действия в заданной последовательности.

Это обстоятельство и делает электронные вычислительные машины универсальными преобразователями информации универсальным средством автоматизации не только физического труда человека, но и умственного труда, причем умственного труда достаточно высокой квалификации.

По существу, на наших глазах происходит вторая техническая революция. Первая такая революция, затронувшая область физических усилий, была связана с созданием двигателя, умножившего физическую мощь человечества. Теперь же мы являемся свидетелями рождения универсальных автоматов, которые помогут неограниченно увеличить интеллектуальную мощь человечества.

Разумеется, одно дело — принципиальная возможность и другое дело — ее практическая реализация. Для того чтобы действительно использовать все огромные возможности, уже заложенные в современных электронных вычислительных машинах, не говоря о машинах будущего, необходимо изучить те правила, по которым человек преобразует информацию в той или иной сфере приложения своего интеллекта, в той или иной сфере умственной деятельности. А это задача колоссальной сложности.

Если позволено мне будет употребить такое сравнение, то вычислительная машина подобна мозгу только родившегося ребенка, который нужно «начинить» соответствующей информацией. Потенциально ребенок может обладать такими возможностями, что из него может вырасти Ньютон или Лобачевский. Но необходима огромная работа, чтобы сообщить ему всю совокупность знаний, всю необходимую информацию, можно сказать, необходимые

программы работы — программы очень высокого уровня, взаимодействие которых мы в подпой мере еще ясно себе не представляем.

Нужно иметь в виду, что принципы, с помощью которых преобразование информации раскладывается на отдельные элементарные акты в мозгу человека, имеют только внешнее сходство с теми принципами, которые реализуются в электронных вычислительных машинах. Тем не менее внешний конечный результат один и тот же: как мозг человека, так и электронные вычислительные машины — универсальные преобразователи информации, хотя построенные совершенно по-разному.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..