ЧЕЛОВЕК — НЕ МАШИНА

  Главная       Учебники - Компьютеры       Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения.  Итоги развития

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ЧЕЛОВЕК — НЕ МАШИНА

Без всяких лирических и прочих отступлений отметим прежде всего, что все мы, марксисты-ленинцы, не называем человека орудием, не уподобляем его молоту, серпу, рычагу, ножовке и т. д. Если назвать человека орудием, тут же возникнет вопрос: орудие кого, чего? Бога, какой-то мистической силы, обожествленной природы? Человек не есть орудие, а органическое существо, чья суть представляет собой «совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс).

Возьмем, к примеру, человеческий глаз. Он не орудие, а орган зрения живого, реального, конкретного человеческого существа. Очки, линза, микроскоп и т. д.— все это орудия зрения. Это с одной стороны. С другой стороны, глазное яблоко плюс проводящий нерв, плюс зрительный центр мозга составляют то, что мы называем органом зрения человека.

Создавая и применяя очки, линзу, микроскоп и т. д., человек совершенствует и качественно изменяет свой орган зрения, его функции и возможности. Таким образом, исторический процесс был процессом, если позволено так выразиться, включения орудия зрения в человеческий орган зрения, а не шел по пути превращения человеческого органа зрения в какое бы то ни было орудие. В самом деле, это значило бы покончить со способностью человеческого глаза видеть. Правда, с помощью очков, линзы, микроскопа и т. д. мы видим и лучше и больше. Снимите, однако, очки и положите их на стол — они все так же будут преломлять идущие от предметов лучи, но сами не будут видеть. При этом особенно важным является тот бесспорный факт, что изолированное глазное яблоко не видит; изолированный проводящий нерв и изолированный зрительный центр мозга тоже не видят. Глазное яблоко плюс проводящий нерв плюс зрительный центр мозга, вне связи с другими афферентными и эфферентными органами и главным образом без движения в данной конкретной общественной и природной среде, тоже

не могут видеть. Видит, по существу говоря, сам живой, реальный, конкретно данный и действующий в определенной общественной и природной среде человек.

Сказанное выше о глазах и зрении вполне применимо ко всем без исключения другим человеческим органам ощущения и восприятия и сохраняет свое принципиальное значение также и тогда, когда речь идет уже о человеческом мозге и человеческом мышлении. В этом случае, однако, роль очков, молота, рычага и т. д. исполняют в отношении человеческого мозга разные автоматические, в том числе и кибернетические, машины. Эта роль и значение автоматических машин вообще были отмечены еще Марксом, который, однако, никогда не сводил функции творчески мыслящего человеческого мозга к функциям каких бы то ни было автоматов-машин. Как раз наоборот, он смотрел на машину-автомат как на орудие человеческого мозга, как на воплощение его потенции. Мозг же рассматривался Марксом как орган мышления и сознательного действия живого, реального, конкретно данного, общественно-исторического по самой своей сути человека.

Человеческий мозг создает, а затем использует разные автоматические, в том числе и кибернетические, машины. Сам же он не является машиной. Мозг — самый действенный орган общественно мыслящего и действующего человеческого существа.

Некоторые кибернетики впадают в ошибку, используя тот бесспорный факт, что в неорганической и органической природе, в общественной и духовной жизни человека всегда имеется и проявляется общее, которое интересует в первую очередь кибернетическую теорию и практику.

Это действительно так и есть. Исходя из этого факта, можно, несомненно, многое постичь в области науки и техники. И в самом деле, кибернетика, идя по этому пути, добивается замечательных, иногда прямо революционных достижений в области механизации и автоматизации, быстрого вычисления, моделирования разных процессов и т. д. Нет и не может быть никакого сомнения в том, что все эти замечательные достижения кибернетической науки получат полнейший простор в будущем коммунистическом обществе. В то же время, однако, нельзя забывать и недооценивать тот существенный факт, что во всех высших явлениях наряду с общим всегда имеется также

особое и единичное. Когда общее поглощает особое и единичное, когда специфическое отрицается или недооценивается, тогда именно появляется определенная опасность сползания к механицизму, каким бы новым, тонким и сложным он ни был.

Это факт, что общие закономерности распространяются и на более сложные области общественных и природных явлений. Но в то же время эти общие закономерности отнюдь не исчерпывают закономерностей этих явлений, и, следовательно, основными, ведущими являются именно специфические закономерности. Если мы будем в области органических явлений искать только общее для органической и неорганической природы и будем отрицать или недооценивать то, что специфично для органической природы, для живых организмов, в том числе и для человеческого организма, то мы, по существу, возвратимся к механистическому материализму, и таким образом виталистам и мистикам будет предоставлена возможность спекулировать на специфических свойствах и зако-кономерностях жизненных явлений. Ведь нельзя есть курицу и называть ее рыбой. Точно так же нельзя назвать человека машиной или машину человеком.

В связи с этим мы особенно рады отметить, что в журнале «Природа» (1962, № 7) в статье академика А. И. Берга совершенно правильно говорится: «Машины не думают и думать никогда не будут... ставить знак равенства между думающим мозгом и выполняющим его задания электронным устройством нельзя».

Советский читатель, имевший возможность познакомиться с третьим изданием «Теории отражения»  поймет, почему мы встречаем с таким удовлетворением эту мысль академика Берга. Мы позволим себе в данном случае только отметить факт, что зря некоторые кибернетики делают упор на то обстоятельство, что возможны и уже созданы кибернетические машины, которые могут решать задачи, не имея алгоритма, или же вероятностные машины с беспорядочным статистическим подбором требуемого результата. Всем, кто выступает с этими и аналогичными утверждениями, можно и нужно ответить, что, по существу говоря, самой структурой таких машин, самими способами их функционирования, определяемыми человеком — создателем этих машин, уже предварительно определены и дальнейшие возможности (параметры) их действий. Поэтому нельзя (позволим себе повторить слова академика Берга) «ставить знак равенства между думающим мозгом и выполняющим его задания электронным устройством».

Таким образом, ни в коем случае человек и вообще живые и мыслящие существа не могут войти в понятие «машина», хотя бы и кибернетическая. Человек не может мыслить без мозга и еще менее может создать мозг, который будет мыслить без человека. Как глаз не может видеть без человека, без его практики в конкретной общественной и природной среде, так и мозг не может ни существовать, ни мыслить, ни действовать сознательно без конкретного, живого, реального человека. «Электронный мозг» может вычислять, переводить, моделировать, но он ни в коем случае не сознает и не может сознавать, что вычисляет, переводит, моделирует, и еще меньше он может творить художественные произведения. Подчинение человеческого организма без остатка во всех своих частях законам математики, физики и химии, как любой машины, означает непонимание специфической сути биологических, социальных и духовных явлений, их закономерностей.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..