Определение «серая литература»

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  .. 

 

 

 

10.1. Определение «серая литература»

В основе определения понятия «серая литература» можно найти очень глубинную связь с понятием «публикация» как сознательного, преднамеренного акта, без процедуры научного реферирования и без амбициозности, без вмешательства коммерческих или карьерных интересов. Происхождение довольно странного прилагательного «серая» по отношению к документам имеет несколько одинаково мало значащих версий.

• Во-первых, можно говорить о такого рода литературе, исходя из тех же понятий, что и при определении «серый импорт», «серая сборка», то есть товары и услуги, проходящие по необычным и неясно различимым каналам изготовления и поставки.

• Во-вторых, уместно вспомнить, что, например, технические отчеты, памятные записки и т. п. зачастую находятся на грани между «белыми», открытыми, публикуемыми работами и «черными» документами, защищенными грифами секретности или грифами «Конфиденциально», «Для служебного пользования».

• В-третьих, наиболее ярые защитники роли серой литературы, опасаясь негативного звучания прилагательного «серый», соотносят его с устоявшимся словосочетанием «серое вещество мозга».

В I989 г. профессор Чарлз Оже (Charles Auger) |44|. предложил следующее определение серой литературы: «Все типы литературы, недоступные через нормальные каналы книготорговли, включая отчеты, торговую литературу, переводы и спорадические публикации по случаю какого-либо события». Различие между коммерческой (белой), некоммерческой (серой) и всякой иной (грязной) литературами казалось тогда очевидным. Сейчас ситуация изменилась: появились электронные ресурсы, открытые архивы, новые экономические модели.

В 1997 г., на третьей конференции по серой литературе в Люксембурге, в тексте так называемой Люксембургской конвенции было принято уточненное определение: «это литература, выпускаемая на всех уровнях правительственных органов, системы высшего образования, бизнеса и промышленности в печатном или электронном формате, которая не контролируется коммерческими издателями».

Иными словами, серая литература — это труднодоступный ресурс информации, которая, как правило, не распространяется по коммерческим каналам и не является товаром. Как разъясняет д-р Фарас: «Серая литература отличается от коммерческих публикаций тем, что в ее основе невелико или совсем отсутствует экономическое начало; речь скорее идет о способе общения. Иными словами, все аспекты коммерческого процесса издательства присуши серой литературе, но ее существование не определяется только долларами или центами». При этом отсутствие бизнес-начала в распространении серой литературы вовсе не умаляет ее важности и значимости как научно-познавательной, так и коммерческой. Например, в трудах конференций, в научных отчетах или в пояснительных записках к конструкторской документации содержится ценнейшая информация, однако сам процесс ее редакторско-издательской подготовки и распространения не является самоцелью или бизнесом для НИИ или КБ. Точно так же отметим, что серая литература может продаваться. Такие известные российские центры научно-технической информации, как ВИНИТИ или ВНТИ-Центр, производят базы данных серой литературы и распространяют ее по подписке, однако же и для них эта часть бизнеса не является ключевой, эти организации создавались не для извлечения прибыли, а для информационной поддержки науки и технологий.

В технологической цепочке распределения серой литературы от поставщика до потребителя за конечными пользователями и посредниками остаются все прежние функции, однако же издателям серой литературы (зачастую это издательские отделы и группы в научных институтах) скорее отводится роль «корпоративных авторов». Один из апологетов серой литературы, профессор по информатике в университете Амстердама Джон Маккензи Оуэн (John Mackenzie Owen) утверждает: «Коммерческое издательство неизбежно придет к краху. С чудовищным ростом цен. медлительностью, введенными многочисленными ограничениями на доступ, нежеланием заниматься архивацией, пользователи неизбежно придут к разочарованию сложившейся системой, в которой доминируют коммерческие издатели. Как результат, вся производимая литература будет по определению серой».