Влияние Интернета на действующие авторские договоры

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  89   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    .. 

 

 

9.4. Влияние Интернета на действующие авторские договоры

Распространение интернет-технологий приводит к интенсивному обмену информацией и знаниями в масштабах планеты. Очень сложными являются проблемы интеллектуальной собственности применительно ко многим типам электронных документов, например к базам данных или к веб-сайтам. Эти документы живут только при условии постоянного и непрерывного обновления, поэтому найти какую-то начальную точку, от которой надо вести отсчет времени, оказывается нелегко. Пока что поддерживается следующая позиция: оригинальные авторские базы данных защищаются в течение 70 лет после смерти автора, а для баз, созданных корпоративным образом, этот срок составляет 70 лет после даты их создания. Библиотечное и архивное общество по защите авторских прав Великобритании (Libraries and Archives Copyright Alliance — LACA) считает, что разумнее ввести периоды по 15 лет (или менее) с возможностью их продления до суммарных 70 лет.

Известно также, что содержание большинства веб-сайтов обновляется регулярно; с этой точки зрения вопрос о том, что и как нужно защищать, также оказывается нетривиальным.

ВОИС разработала план работы по изучению проблем интеллектуальной собственности в среде Интернета и других современных информационных технологий. Цель принятой программы состоит в том, чтобы найти пути и способы разумного использования и распространения творческих произведений — музыки, фильмов, торговых знаков, вообще знания в Интернете с условием защиты прав создателей и собственников.

Действующие договоры по проблемам интеллектуальной собственности перечислены в табл. 60.



Таблица 60

Действующие договоры по проблемам интеллектуальной собственности
Парижская конвенция по охране промышленной собственности

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция)

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (29 окт. 1971 г.)

Договор о защите олимпийской символики. Найроби Мадридское соглашение о регистрации знаков Договор по Закону о торговых марках

Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов через спутники

Договор ВОИС по авторскому праву Договор ВОИС по исполнениям фонограмм

 


 

С текстами договоров можно ознакомиться по адресу: www.wipo.org/treaties/ip/index/html: адрес Всемирной организации интеллектуальной собственности: www.wipo.int

Адрес электронной библиотеки с бесплатными материалами по интеллектуальной собственности — ipdl.wipo.int. Полнотекстовые материалы по интеллектуальной собственности (европейские страны, ЕС, W1P0) с библиографическими данными и гиперссылками можно найти по адресу www.wipo.int/clea/en/index.

В мире существует разветвленная и эффективно действующая система сбора отчислений за законное использование авторских произведений. Например, только в Великобритании имеется 55 таких организаций — от Королевской академии искусств и Агентства по лицензированию авторских прав до Института Бенеша, защищающего интересы хореографов. Агентство по лицензированию авторских прав (The Copyright Licensing Agency Ltd. www.cla.co.uk), некоммерческая организация, помогает осуществлять юридически чистое ксерокопирование и сканирование материалов. Членами организации являются авторы и издатели, а также их объединения.

Направления работы агентства:

• поддержание в обществе уважения к авторским правам, разъяснение очень важных изменений в законодательстве Великобритании, принятых 31 октября 2003 г.;

• лицензирование пользователей на копирование выдержек из книг, научных журналов, развлекательных журналов, периодических изданий; имеется в виду, что фактически любое фотокопирование или сканирование нуждается в получении лицензии, а организации, выполняющие массовое копирование, должны обязательно получить на это лицензию;

• сбор отчислений от лицензированных пользователей;

• распределение этих средств между авторами, издателями и художниками;

• возбуждение расследований по фактам нарушения законодательства об авторском праве. При этом учреждения образования получают лицензии с учетом количества студентов, предприятия — с учетом количества служащих и вида деятельности, специальные лицензии предусмотрены для библиотек, центров доставки документов и новостных агентств.

Лицензия агентства гарантирует правовую защищенность любой организации в отношении авторских прав. С 1982 г. агентство распределило более 106 млн фунтов стерлингов. Среди членов этого агентства 120 тыс. авторов и 1500 издателей, кроме того, агентство взаимодействует с партнерами в 17 странах, с которыми заключены соответствующие соглашения о взаимной защите интересов. Агентство действует по поручению авторов и издателей книг, журналов и т. п.. заключая лицензионные соглашения, обеспечивая выполнение законодательства об авторском праве и избавляя пользователей от необходимости в каждом отдельном случае искать автора или правообладателя копируемого материала. Уплатив лицензионный взнос, организация может копировать из списка в 3 млн наименований публикаций в Великобритании и из 16 млн наименований публикаций в других странах — участницах соглашений.

За использование произведений в российском Интернете авторам сейчас никто не платит, а проблемы решаются в индивидуальном порядке. К примеру, владелец известной онлайн-библиотеки Lib.ni Максим Мошков удаляет из Сети литературные произведения по первому требованию авторов-писателей, а интернет-провайдеры закрывают порталы с пиратской МРЗ-музыкой после гневных писем звукозаписывающих компаний. Компания «КМ онлайн» подала в суд на владельцев бесплатных сетевых библиотек. «КМ онлайн» презентовала коммерческий проект, в рамках которого намеревалась предоставлять на своем сайте платный доступ к текстам и аудиозаписям отечественных авторов, согласившихся передать компании эксклюзивное право на публикацию их произведений в Сети. Тогда же было заявлено о намерении силой закона защищать этих авторов от пиратов — владельцев шести бесплатных сетевых библиотек. За 10 лет существования Lib.ru у самого известного из них, Максима Мошкова, проблем такого рода не было по причине крайне уважительного отношения к желанию авторов быть или не быть опубликованными на его сайте. Сегодня, пожалуй, можно сказать, что обвинять Мошкова в пиратстве — значит дискредитировать идею борьбы с настоящими пиратами, которые успешно ведут подпольный бизнес и избегают правосудия, несмотря на усилия юристов и 1Т-компаний. Впрочем, в подобных делах все же нужно заключение юриста, а если необходимо, то и судьи.

Очень показательна дискуссия по проблемам авторского права в Интернете, развернувшаяся после выступления г-на Лужкова и г-жи Нарусовой с предложением подготовить специальный закон об Интернете. «Это попытка вывести Интернет из российского правового поля, — считает главный редактор новостного портала Lenta.ru Антон Носик. — Интернет — это просто одна из сфер распространения. Ну, давайте тогда по аналогии создадим отдельные законы про телефон и мобильный телефон». Участники дискуссии сошлись во мнении, что лучше бы Интернет вообще не трогать, оставив все как есть, и с ужасом говорили о правовом коллапсе, который с принятием новой редакции закона ждет интернет-сайты с цифровой музыкой, литературой и другими объектами авторского права. «Такие сайты немедленно окажутся вне закона и будут засыпаны исками, — пояснил генеральный директор Российского общества по коллективному управлению правами авторов и иных правообладателей в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств — РОМС Сергей Зятицкий. — Ведь за каждый размешенный в сети МРЗ-файл можно будет требовать от 10 тыс. до

5 млн рублей компенсации». Поэтому, по словам г-на Зятицкого, вводить Интернет-право нужно постепенно, «с переходным периодом в два-три года», чтобы сайты успели договориться с авторами и правообладателями. Однако рассчитывать на отсрочку участники интернет-рынка вряд ли смогут, поскольку
охрана прав авторов в Интернете — одно из условий вступления России во Всемирную торговую организацию, которые должны быть выполнены в кратчайшие сроки.