Возникновение и развитие концепции авторского права. Суть концепции

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

9.1. Возникновение и развитие концепции авторского права. Суть концепции

Практика наделения каких-то персон или организаций исключительными правами имеет довольно глубокие исторические корни. Такого рода системы зашиты были приняты в Венеции в XV в. и в Англии в XVI в. (даровался королевский патент или выдавались исключительные права). Конечно, в то время заботились не о защите авторов, а о получении максимально возможного дохода для сюзерена. Появление проблем, связанных с авторским правом (копирайтом) на печатную продукцию, начинается со времен Гутенберга, сумевшего за 3 года напечатать 200 экземпляров своей трехтомной Библии «42 строки» и много других книг. Именно Гутенберг явился участником (ответчиком) одного из первых процессов, связанных с отстаиванием авторского права. Суть этого процесса не потеряла актуальности и в наши дни: Гутенберг для завершения своей работы занял 800 гульденов у богатого финансиста Йохана Фюста, а тот потребовал признать его автором изобретения. Забота об авторах начинается с указа королевы Анны, принятого в Англии в 1710 г. Этим же указом вводится очень важная идея ограниченности во времени срока действия авторских прав (тогда она была установлена в 28 лет). Затем аналогичные законы были приняты в Дании (1741). США (1790). Франции (1793). Пишут, что в дореволюционной России срок действия авторского права на литературное произведение был существенно продлен, когда вдова Пушкина обратилась к императору с соответствующей просьбой.

Авторское право является разновидностью более общего понятия права собственности. В данном случае речь идет об интеллектуальной собственности. Авторское право дает частному лицу или организации единственный законный способ воспроизводить, публиковать или продавать оригинальное произведение, в том числе литературное, драматическое, музыкальное, живописное, а также компьютерные программы, базы данных или другие творческие произведения, в том числе исполнительские работы. Несмотря на то что национальные законодательства об авторском праве различаются, во всех есть общие черты:

• творческий продукт защищается государством;

• факт создания творческого произведения не нуждается в регистрации;

• право может продаваться или передаваться;

• защита имеет ограничения по срокам и не имеет ограничения по регионам;

• закон содержит обширный перечень возможных исключений;

• со временем законодательство заметно меняется, причем в сторону зашиты творца (правообладателя).

Авторское право возникает в момент создания произведения и не требует какой-либо специальной регистрации. При этом отсутствует требование новизны или художественной ценности работы. Авторское право не распространяется на идеи, на защиту имен или названий, на технические работы (для этого имеются другие канаты зашиты изобретателя).

Точно так же, как и право собственности на физические объекты (компании, заводы и пр.). право интеллектуальной собственности может передаваться другим лицам или организациям (либо навсегда, то есть продаваться, либо на время, то есть лицензироваться), покупаться целиком или по частям, передаваться по наследству и т. п.

Очень важно, что авторское право существует вне привязки к конкретному объекту, независимо от него: если вы купили, допустим, картину, то, например, для запрещения или разрешения ее копирования необходимо дополнительно приобретать копирайт на эту же картину. Концепция авторского права налагает и интеллектуальные ограничения на пользователя, например обязательность упоминания имени автора (создателя произведения) и невозможность вносить изменения в произведение без специального разрешения автора. Концепция авторского права распространяется и на произведения, опубликованные через Интернет, в первую очередь на документы электронных библиотек.

Именно с авторским правом связаны те территориальные и технологические ограничения обслуживания в библиотеке (проблемы доступа для постоянных и однократно приходящих читателей), в локальной сети, на выделенной территории (университетский кампус, офис или площадка предприятия), в Интернете. Суть в том. что владелец стремится сохранить контроль за использованием своего произведения (своей собственности). Требуется получить разрешение автора на любую работу с произведением (копирование, сканирование, передача во временное пользование другим лицам или организациям): без наличия указанного разрешения любая работа является незаконной. И именно поэтому в июле 2004 г. Государственная дума Российской Федерации приняла соответствующие изменения к «Закону об авторском праве и смежных правах», зафиксировав в том числе и эту «физическую» привязанность электронных библиотек.

В законодательстве об авторском праве сделаны исключения (например, для научных или вузовских библиотек), в соответствии с которыми не нужно никого ни о чем просить. Базисным для исключения является понятие справедливого пользования (fair use, fair dealing), то есть не для получения прибыли, а для личного образования или для научных целей. По неписаной договоренности считалось, что копирование до 5% от объема материала соответствует понятию справедливого пользования. Чтобы считаться нарушителем авторского права, необходимо иметь материальную выгоду от использования нелегального продукта.

Четыре ключевых вопроса по честному использованию произведения очень хорошо иллюстрируют основную цель копирайта — предоставление творцу возможности заработать на своем творчестве:

1. Какова природа произведения, кто его создал (автор и правообладатель)?

2. Какая часть работы копируется?

3. Предполагается ли коммерческое использование оригинального произведения или его копии?

4. Как копирование оригинального произведения может повлиять на рынок?
 

Применительно к библиотечной практике не требует обращения к закону только хранение публикаций на полках и предоставление их читателям в помещениях библиотеки. Все остальные возможные действия (абонемент — выдача литературы на дом, ксерокопирование, МБА, оцифровка и микрофильмирование и т. п.) требуют сверки с конкретным национальным законом об авторском праве, содержащим, как правило, исключения из общего запретительного толкования понятия «авторское право» (копирайт), которые позволяют библиотекам вести обслуживание читателей и принимать меры по сохранности литературы.

Поскольку библиотечная технология предполагает использование документов, созданных десятками и сотнями творцов, то для облегчения работы с владельцами авторского права зачастую создаются специальные центры, устанавливающие единую плату за пользование копиями или за сканирование и избавляющие библиотеки или единичного пользователя от поиска «кому заплатить» по многочисленным издательствам. Вот, например, типовое сообщение в журнале Online: «Информация по авторскому праву. Право использования фотокопий данного материала для личного или внутреннего пользования предоставляется компанией, если вы заплатили 2 доллара за копию и 15 американских центов за страницу напрямую в Центр авторского права (адрес, телефон). Для организаций, получивших разрешение Центра авторского права на копирование заранее, предлагается иная система платежей».