ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

ГЛАВА 9. ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
 

Во введении к данной книге мы отмечали ведущую роль нематериальных ресурсов при оценке уровня развития информационного общества. Мировое сотрудничество, в том числе и в информационной сфере, основано на принципах нерушимости и зашиты частной и интеллектуальной собственности как важнейшего компонента информационного общества и общества, построенного на знаниях. Как и в других видах собственности, существует концептуальное противоречие между владельцем, стремящимся либо извлечь пользу, выгоду из того, чем он владеет, либо наслаждаться этим самостоятельно, и интересами общества. члены которого добиваются коллективного пользования созданным продуктом. Это противоречие в принципе неразрешимо, и речь может идти только о том уровне нарушений, который данное общество, данная общественно-политическая система считают допустимым. Неточность и непрозрачность ряда позиций, присутствующие в законах об авторском праве и защите интеллектуальной собственности, делает их существенно отличными от традиционных законов вроде «не убий», обосновываемых ссылками на универсальную мораль или доказательствами невозможности существования общества без таких правил.

Наблюдения показывают, что общество считает допустимым в среднем от 10—15% идо 75—90% нарушений. Если в мире в целом 42% установленных программ являются нелегальными, то в неблагополучных странах — до 90%. Даже в США, стране с гипертрофированным отношением к идее защиты права частной собственности, ворованные программы составляют 15—20% (в абсолютном исчислении это около 2,5—3,0 млрд долларов): в России уровень пиратства, по разным оценкам. 70—80% (в абсолютном исчислении около 250 млн долларов).
во Вьетнаме — до 98%. Конечно, в каждом конкретном случае обнаруженное воровство преследуется. Развитые демократические сообщества имеют активно используемые системы контроля за соблюдением авторских прав, поскольку это один из элементов уважения прав личности. И наоборот, в тех обществах. которые трудно назвать демократическими, авторское право не столь уважаемо и охраняемо, ибо «все принадлежит государству» или, другой вариант, «все принадлежит народу».

Поданным Международной палаты коммерции (ICC), мировой рынок контрафактной и пиратской продукции (от чайных пакетиков до самолетов) в 2003 г. оценивался в сумму до 500 млрд евро (это 7% мирового оборота)* и продолжал увеличиваться. Объем пиратского рынка только в одной отрасли, выпускающей аудиопродукцию, по итогам 2002 г. увеличился на 10 млн долларов по сравнению с предыдущим годом и составил более 320 млн долларов. Пиратская продукция лишает работы 120 тыс. человек в США и 100 тыс. человек в Европе. В Китае на торговлю контрафактной продукцией приходится до 25% оборота внутреннего рынка, и китайские товары составляют около 50% американского рынка фальшивок. Ключевой фактор роста рынка подделок — Интернет-торговля.

К настоящему времени в мире сформировалась достаточно разветвленная, но в то же время, по сути, общепринятая система видов интеллектуальной собственности, из которой мы назовем:

• научные открытия, защищаемые приоритетами публикации и/или авторскими свидетельствами;

• научно-технические, технические, конструкторские, технологические и иные разработки (в том числе и ноу-хау), защищаемые, как правило, авторскими свидетельствами и патентами; пожалуй, в этом (или в следующем) подразделе можно рассматривать и государственную регистрацию торговых марок, наименований компаний и логотипов;

• творческие произведения, художественные, исполнительские и подобные работы, защищаемые законами об авторском праве. В данной главе мы в основном сосредоточимся на аспектах авторского права, наиболее важного для работы библиотеки.

Копирование (репродуцирование) документов имеет столь же давнюю историю, как и сами документы. С развитием технологии электронных документов копирование их стало доступным всем и каждому, а цифровые аудиоформаты позволяют, во-пер-вых, копировать аудиозапись любое количество раз без како-го-либо ухудшения ее качества и. во-вторых, распространять ее в Интернете.

Мы рассмотрим в данном разделе интеллектуальные и юридические аспекты копирования, а именно авторское право (право копирования, копирайт). Эта тема стала особенно актуальной в последние 7—8 лет по следующим причинам:

• огромные обороты и доходы индустрии звукозаписи, для которых нарушения в области авторского права — одновременно и саботаж, и сокращение числа покупателей;

• легкость копирования электронных документов, незаметность факта воровства, пока ворованный продукт не появится на рынке;

• сложность соблюдения национального законодательства ввиду технической изощренности многих продуктов творчества и отсутствия единого подхода к их защите; мультимедийный продукт может иметь 10—15 различных творцов. защищенных законами об авторском праве: авторы музыки, текста, музыкальные и вокальные исполнители и/или дирижер, автор идеи рисунка (например. Чебурашки), художники-мультипликаторы, танцовщики, звукорежиссер, создатели программного обеспечения, сама студия звукозаписи и т. д. Как эти права совместить? Если речь идет об охране права на песню «Yesterday», то права Джона Леннона охраняются 70 лет после его смерти, а его соавтор Пол Маккартни живет и здравствует;

• приверженность ряда стран к незаконному пользованию. Дело не столько в том, что население этих стран особенно любит подделки или юридически безграмотно. Дело скорее в рыночных механизмах и социальных мотивах: продукт, который по рыночным законам вполне приемлем по цене покупателям в развитых и благополучных странах, в странах с меньшими доходами не может быть куплен большинством населения. Лучший пример — поведение некоторых иностранцев в России, массово закупающих заведомо контрафактный продукт по дешевке. Еше пример — сетевой сервис (сеть магазинов) iTunes компании Apple, которая продала за год более 70 млн песен. В каталоге Сети сейчас 700 тыс. записей, доступных для загрузки по цене 99 центов.

Для России и многих стран бывшего СССР эта тема особенно актуальна из-за распространенного в нашем обществе нигилистического отношения к вопросам авторского права, пренебрежительного отношения к чужой собственности.

Эксперты отмечают постоянный рост онлайнового сегмента рынка. По прогнозам Российской академии правосудия, бизнес стремительно перемешается в Интернет и множество судебных «авторских» исков вскоре завалят суды. Проблем тут несколько. Во-первых, нет специального интернет-права, позволяющего воевать в судах с распространителями сетевой литературы и цифровой музыки. Во-вторых, недостаточная квалификация судей, разбирающих интеллектуальные споры вместе с бракоразводными процессами и делами о протечке канализации. В 2003 г. из 2 тыс. уголовных дел до суда дошло лишь 400, а до приговора довели вдвое меньше. Сейчас, правда, ситуация улучшается.

Наступившая эпоха электронной информации серьезно заострила проблему зашиты авторских прав, не говоря уже об имущественных правах на интеллектуальную продукцию. Постоянно обращается внимание общества к существующим законам: в прессе и в обсуждениях на профессиональных форумах все чаше возникают дискуссии о несовершенстве правовой базы. о необходимости введения новых законов и т. д. Может быть, какие-то элементы существующего законодательства в этой сфере и надо исправить или изменить, но вначале надо научиться исполнять то. что уже есть. В этом главная суть проблемы сегодня. «Священны те законы, которые соответствуют общественному интересу. Всякий противоречащий этому закон — не закон, а облеченное в форму закона злоупотребление» — писал в XVIII в. французский философ Клод Гельвеций.