Поисковые машины, порталы и электронные библиотеки

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

8.2. Поисковые машины, порталы и электронные библиотеки

Отдельного исследования заслуживает проблема взаимоотношений понятий «портал» и «электронная библиотека». Портал — отправная точка систематического поиска в Сети, средство систематизации электронных ресурсов и навигации между ресурсами. Внешние различия достаточно заметны: у портала нет и никогда не было своего специального помещения, в которое могли бы зайти физические пользователи; на сервере портала, как правило, нет постоянного дежурного помощника (библиотекаря); доля собственных электронных ресурсов на портале невелика по сравнению с внешними, удаленными ресурсами. Есть и ряд общих черт. читатель их легко перечислит самостоятельно. Быть может, в портале реализована концепция доступа к электронным ресурсам так, как она воспринимается специалистами по информатике, а в электронной библиотеке реализуется концепция доступа к электронным ресурсам, разработанная непосредственно или при участии библиотечных работников.

Далее рассмотрим такие две категории, как конструкция хранилища данных и интерфейс пользователя.

Идеология поисковой машины заключается в том, чтобы обеспечить доступ к наибольшему числу электронных ресурсов; поддерживаются самые разнообразные структуры данных, в том числе указатели, директории, каталоги. Поисковые возможности поддерживаются мощным интерфейсом пользователя. Применяются также самые разнообразные типы роботов (краулеров) для организации постоянного поиска ресурсов в Интернете и для динамичного обновления материалов. Если взглянуть на пользовательскую часть поисковой машины, то мы увидим, что чаше всего при выполнении задания пользователя машина опирается на случайным образом составленный запрос на основе ряда ключевых слов (может быть, так или иначе скомбинированных). Результатом поиска будет огромное количество материалов, не всегда релевантных. Этот массив обрушится на пользователя, и ему придется самым утомительным образом осуществлять вручную фильтрацию выданного материала. Найденная информация затем будет либо немедленно применена, либо передана на относительно краткосрочное хранение. Поэтому хорошо, если поисковая машина является частью навигационной системы, и тогда для ЭБ может быть обеспечена эффективная навигация.

Электронная библиотека работает несколько другим образом. Информационный специалист создает хорошо продуманную систему качественных, тщательно подобранных материалов. Система отбора и соответствующие запросы определены самым четким образом, а эффективная работа с системой ключевых слов обеспечивает точность поиска и отбора информации. Содержимое библиотеки раскрывается через хорошо структурированную базу данных. Содержание (материалы) электронной библиотеки постоянно обновляется и аннотируется специалистами, что обеспечивает релевантность извлеченных ресурсов.

Пользователь получит сравнительно небольшой, компактный массив информации, который можно сгруппировать по трем уровням детализации:

а) метаданные и обобщения:

б) дополнительные рефераты материалов:

в) отреферированный документ.

Никакого дополнительного отсеивания не потребуется. При необходимости пользователь может сам прореферировать еще раз полученный материал для удобства последующих поисков.

Итак, поисковая машина снабжает пользователя большим количеством нефильтрованной информации и вынуждает его активно поработать по доводке полученного материала. Этот метод подходит для однократной и быстрой отгрузки информации.

Электронная библиотека не требует больших затрат труда, предоставляя пользователю более сконцентрированную высококачественную информацию, которая была заранее проработана и размечена специалистами.

Эти два способа поиска информации не конфликтуют, а дополняют друг друга. и не зря в уже упомянутой работе |4) находим: «Основное соотношение между электронной информацией (ЭИ) и электронными библиотеками: если ЭИ выпускается как законченный продукт, то в ЭБ должны быть предусмотрены возможности ввода и удаления информационных объектов, их интеграции, реструктуризации и другие подобные операции».

Исследование некоммерческой компании Libri показывает. что в течение последнего времени объемы книговыдачи в 20 крупнейших библиотеках Великобритании неуклонно уменьшаются, в сумме на 21% за 5 лет. В целом по публичным библиотекам также наблюдается спад, но сравнительно небольшой. Отметим, что онлайновая национальная система «Народная Сеть» (People’s Network) взяла на себя часть справочного обслуживания населения, ранее выполнявшегося в библиотеках.

Дистанционная удаленность хранилища ресурсов и многих мест обслуживания от библиотечного здания, использование Интернета — это неотъемлемые характеристики электронной библиотеки. Они касаются и телекоммуникационной составляющей (сейчас трудно представить большую электронную библиотеку, не использующую интернет-технологий и ресурсного компонента Интернета).

Об исчезновении со временем специальных и научно-технических библиотек нужно сказать особо. Этот процесс, как показывает опыт фармацевтической компании Glaxo Smith Kline по созданию виртуальной библиотеки и ликвидации обычной специальной библиотеки, вполне возможен. В компании, выпускающей более 1% мирового объема лекарств, работает более 100 тыс. служащих, из них 15 тыс. — в научно-исследовательских подразделениях. Вице-президент по информатике, преподаватель университета г-жа Мелани О’Нил (Melanie O'Neil) руководит коллективом в 300 человек, работающих в 14 специализированных библиотеках. Для фармацевтики процесс узкой специализации особенно заметен, и. возможно, поэтому фирме нужны не специальные библиотеки, а специалисты, работающие с информацией в очень узкой области знания. В своем новом здании обшей площадью 140 тыс. кв. метров фирма создала крупнейшую в Европе химическую лабораторию и не предусмотрела помещения для специальной библиотеки. Быть может. такой подход окажется принципиально очень интересным. Напомним, что компания также закрывает и остальные 14 традиционных специальных библиотек и переводит сотрудников непосредственно в исследовательские подразделения. По сути, речь идет о доведении до абсолюта идеи переноса библиотечного обслуживания ближе к пользователю, о непрерывной и опережающей доставке информации и документов на рабочий стол или в персональный компьютер исследователя.

Пугаться здесь нечего, ибо процесс внедрения специальных библиотекарей в состав исследовательских групп в чем-то схож с произошедшими изменениями в мире вычислительной техники: вместо главных вычислительных центров и больших машин (мэйнфрэймов). использования выделенной команды специалистов по вычислительной технике, — вместо этого выделенного отдельного комплекса достаточно широко распространились персональные компьютеры, непосредственно расположенные на рабочем столе исследователя. Обсуждение опыта компании «Глаксо» — это полезный повод понять соотношение справочных функций библиотекарей по сравнению с общеобразовательной и вообще общественно значимой функцией.

Неслучайно и компания «Эльзевир» в своих рекламных плакатах использует примерно такую же идею (на их картинке изображены четыре человека в кабине космического корабля: пилот, астрофизик, инженер и библиотекарь).

В этом же ряду стоит формирование публичных микробиблиотек (около 700 томов в каждой) в микрорайонах городков и сельских поселков Великобритании, все это элементы огромной по значимости программы «Народная сеть» (People's Network).