Определения и типология электронной библиотеке

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

8.1. Определения и типология электронной библиотеке

Библиотека — это организация, осуществляющая на профессиональной основе сбор документов в любых форматах, их обработку, хранение и обслуживание локальных и удаленных пользователей преимущественно на бесплатной основе. Совсем другое общественное значение имеет электронная библиотека.

По сути, электронная библиотека чаше всего — это часть технологии обычной библиотеки, созданная для того, чтобы оптимизировать хранение и улучшить доступ к электронным коллекциям самых разнообразных по типу и по их местоположению документов. Электронная библиотека — это всего лишь инструмент, помогающий найти нужную информацию. Это может быть личная библиотека, сетевая библиотека (по аналогии с библиотекой Мошкова, хотя последняя таковой в чистом виде не является), профессионально создаваемая публичная электронная библиотека.

Понятие «электронная библиотека» (ЭБ) многолико, разнопланово. Главное, чтобы библиотека аккумулировала ресурсы высокого качества и предоставляла их, в основном, бесплатно и удобно для пользователя. Еще раз подчеркнем, что ЭБ может создаваться:

а) как организованная и структурная совокупность электронных ресурсов, не связанная с традиционными библиотеками и физически принадлежащая какой-либо организации или консорциуму, в том числе и в виде интернет-портала (веб-сайта, раздела сайта и т. п.). Пример — электронная библиотека статистических данных Государственного комитета по статистике (РФ или другой страны — неважно), электронная библиотека полных текстов газет компании «Интегрум-Техно», электронная библиотека информационно-правового консорциума «Кодекс» и многие другие;

б) как информационная технология в традиционной библиотеке, являющаяся одним из компонентов ее системы автоматизации. Например, электронная библиотека на базе электронных коллекций полных текстов статей сборника «Научные и технические библиотеки» и докладов международных конференций «Крым», размещенная на сайте ГПНТБ России (в случае. если эти электронные коллекции подкрепляются другими системообразующими компонентами). Открытая русская электронная библиотека, размещенная на сайте Российской государственной библиотеки, электронная библиотека авторефератов диссертаций, защищенных на Украине, размещенная на сайте Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского и поддерживаемая соответствующим персоналом и многие другие;

в) как специально создаваемая или реорганизуемая электронная библиотека вместо традиционной, то есть существующая традиционная библиотека переводит все документы своего фонда в электронную форму и в дальнейшем комплектует или создает только электронные документы. Другая модель — вновь создаваемая библиотека, изначально не формирующая фонд печатных и иных неэлектронных носителей и собирающая только электронные документы; по такому пути пошли сегодня многие вновь создаваемые библиотеки фирм, корпораций, банков. правительственных структур, СМИ.

Сегодня многие специалисты пытаются сформулировать определения ЭБ и сформировать понятийный аппарат, отвечающий всем этим видам ЭБ, и это, безусловно, правильно. Но во многом проще исходить из распространенной посылки создания ЭБ на базе (в рамках) системы автоматизации традиционной библиотеки и затем пытаться «универсализировать» его. Рассмотрим несколько наиболее известных современных подходов.

Специалисты Университета Бар-Илан (г. Рамат Ган. Израиль) Т. Шарон и А. Франк предложили сгруппировать все библиотеки в три типа:

• аншюговые/бумажные библиотеки — классические традиционные библиотеки с печатным фондом и карточными каталогами;

• автоматизированные библиотеки — традиционные библиотеки. имеющие компьютерный электронный каталог и систему автоматизации;

• электронные/цифровые библиотеки — автоматизированные библиотеки, в которых значительная часть информации и документов находится в электронном формате.

Если вернуться к определению собственно библиотеки как системы, то интересно отметить, что. не выходя за пределы системной модели библиотеки (4 узла — у Ю. Н. Столярова |6|,

5 ухтов — у Я. Л. Шрайберга |7|), Т. Шарон и А. Франк выделяют шесть базовых характеристик библиотек.

Набор объектов. Любая библиотека создает коллекцию наборов данных, часто называемых фондами, экземплярами, ресурсами или просто материалами. Таковыми могут быть книги, журналы, документы (например, страницы HTML), мультимедийные объекты (например, картины, изображения, магнитные ленты, видеофильмы и т. п.). Объекты должны быть доступны либо непосредственно в библиотеке, либо через какую-то сеть.

Набор метаданных. Библиотека обычно располагает коллекцией метаданных: каталоги, руководства, словари, тезаурусы, указатели, рефераты, обзоры, подборки и т. п.

Набор услуг. В числе их можно вспомнить различные средства доступа (поиск, просмотр и т. п.) с учетом категории и интересов читателя, системы дифференцированного распространения информации, статистики и управления библиотекой, оценки эффективности и т. д.

Область интересов. Каждая библиотека имеет свойственную ей область интересов и создает свои фонды с учетом этой области. Например, искусство, наука, литература. Кроме того, обычно предполагается определенная категория пользователей, например научные работники, широкая публика, специалисты, ученики или студенты, национальные или государственные библиотеки.

Контроль качества. В данном случае имеется в виду тщательная проверка поступающего материала, его соответствия

назначению библиотеки, улучшение доступа к ресурсу за счет создания библиографических описаний, указателей, рефератов и т. п.

Сохранность. Библиотеки и архивы являются центрами сохранности, это одна из ключевых функций. Цель процедур сохранности — обеспечить защиту информации и доступ к ней будущих поколений; подразумевается регулярная инспекция материалов на предмет возможного ухудшения состояния, профилактика, а в случае необходимости — восстановительные процедуры.

Пытаясь дать четкое и однозначное определение понятию (дефиниции) «электронная библиотека», мы, к сожалению, не можем позволить себе механически прибавить прилагательное «электронная» к хорошо известным определениям понятия «библиотека», в частности к официальному, принятому в нашей стране.

Библиотека — это «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги». Это же определение термина «библиотека» используется в основополагающем Федеральном законе «О библиотечном деле» (принят Госдумой 23 ноября 1994 г. [32]).

Упрощенный подход к определению ЭБ в данном случае невозможен, поскольку функции электронной библиотеки, как правило, отличаются от функций классических библиотек, да и вообще ЭБ, как мы уже упоминали, является отдельным субъектом, не эквивалентным ни по функциям, ни по статусу библиотеке традиционной. Достаточно напомнить, что с формальной точки зрения в настоящее время существенная часть электронных ресурсов является копией печатных версий, и в этом смысле электронная коллекция — это коллекция по большей части копий, а не оригиналов, не первоисточников. Положение постепенно меняется, но пока в электронной публицистике не

появились выдающиеся лидеры, способные изменить несколько вторичный характер электронных документов.

Множественность дефиниций ЭБ. Во-первых, отметим достаточно широкое применение синонимов, а также попытки ввести дифференциацию там, где ее нет. В настоящее время наблюдается множественность дефиниций одного и того же понятия: электронная библиотека, цифровая библиотека, виртуальная библиотека, медиатека, библиотека без границ (без стен) и т. п.; мы пока не встречали термин «сетевая библиотека», но не удивимся, если он вскоре появится (англоязычная версия «net library» уже имеется). В контексте данной книги вполне уместно также напомнить о существенном перекрытии терминов. Например, можно сказать: «У Ларисы собрана отличная библиотека зарубежного детектива», понимая под этим домашнюю коллекцию. Кстати, использовать в таком обороте слово «ресурс» невозможно, ресурс всегда относится к чему-то официальному или профессиональному.

Термин «электронная библиотека» стал общепринятым в профессиональной российской печати сравнительно недавно, в середине 1990-х гг. Конечно, он является неким компромиссом между другими (русскими и международными) обозначениями того же понятия, причем далеко не идеальным. Никаких особых электронов или проявления электронных свойств в работе электронной библиотеки или в электронных ресурсах нет. Ранее в российской и мировой печати достаточно широко использовался термин «virtual library» («виртуальная библиотека»), что звучит красиво, но ничего не обозначает и сегодня постепенно вытесняется из профессионального обихода.

Иногда для обозначения электронных ресурсов используется термин «машиночитаемые» ресурсы, который намного точнее: термин «машиночитаемый» взят в качестве устоявшейся в русском языке кальки с английского Machine Readable — откуда пошла хорошо известная аббревиатура MARC — Machine Readable Cataloguing, хотя, конечно, в данном случае речь идет о пригодности указанных ресурсов к обработке на персональных компьютерах без какой-либо дополнительной подготовки. Еще правильнее было бы говорить о «машинообрабатываемых» ресурсах, но это уж совсем неудобно в произношении. Термин «машиночитаемый» столь же условен, как «двоичный»; последний термин неплохо соответствовал бы сути, но слишком близок по звучанию к «двоечникам».

Странно, что не вошло в международную и российскую практику, казалось бы, ничуть не хуже звучащее естественное сочетание «компьютерная библиотека». Активно применяется термин «цифровая библиотека» — букватьный перевод широко употребляемого английского словосочетания «digital library». Этот термин был использован в первой большой программе по созданию электронных документальных ресурсов, принятой в США после известных инициатив Гора — Клинтона, кроме того. этот термин, например, используется в Библиотеке Конгресса США для обозначения крупномасштабного проекта оцифровки американских исторических документов. Однако в том же английском языке не менее широко применяются и термины «electronic library» — электронные библиотеки, «electronic government» — электронное правительство и т. п., поэтому исключительного применения терминов не наблюдается и имеется определенная свобода выбора. Термин «электронная библиотека» по сравнению с термином «цифровая библиотека» чаше употребляется в Европе, чем в США, а в других странах выбор термина — это дело вкуса.

Мы взяли термин «электронная библиотека» как наиболее прижившийся в профессионатьной, законодательной и популярной русскоязычной литературе. Достаточно вспомнить название крупнейшей сегодня в стране Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)» либо название Межведомственной программы «Электронные библиотеки России».

Вывод: мы считаем термины «электронная библиотека», «цифровая библиотека», «виртуальная библиотека», «библиотека машиночитаемых ресурсов» синонимами, а общеупотребительным будем считать термин «электронная библиотека». Ряд других терминов, как то: «библиотека без стен» «библиотека без границ», «медиатека» и т. п. — относим к допустимым литературным приемам, но сами выбираем и рекомендуем для дальнейшего использования именно термин «электронная библиотека».

Следует упомянуть, что в Российской государственной библиотеке была утверждена разработанная группой специалистов РГБ Концепция электронной библиотеки |41|. В тексте Концепции, в частности в разделе «Глоссарий», даны различные определения таким терминам, как «электронная, или цифровая, библиотека» (здесь эти термины эквивалентны), «виртуальная библиотека», «электронная коллекция», «электронный ресурс». Приветствуя создание подобных документов, и особенно попытки внести ясность в терминологию, мы тем не менее настаиваем на вышеуказанном подходе к общеупотребительности термина «электронная библиотека».

В этом же анализе нужно обязательно упомянуть, что дефиниция «электронная библиотека», принятая в среде поисковых средств Интернета, чаше всего приведет вас к коллекции электронных ресурсов (например. «Библиотека Машкова»). Такого рода интернет-коллекция, обычно расположенная по одному сетевому адресу (на одном сайте, без развитой системы отсылок к другим источникам), конечно, имеет право на жизнь. Она может оказаться полезной при желании ознакомиться с полными текстами художественной литературы, подобранными в соответствии с личными вкусами или пристрастиями составителей.

Максим Мошков, создатель портала lib.ru, получил в 2003 г. Национальную Интернет-премию в двух номинациях. Он рассказывает: «Каждый день приходит по почте до трех десятков книжек: если они ранее издавались, то их публикуют в Сети. Если нет — готовят для «Самиздата», на который заходят по 100—150 тыс. человек в месяц. Россияне тратят на чтиво 300 рублей (в год), а издательство платит автору 9% оптовой цены книги... Интернет-публикация — известность, а не материальная потеря. Кроме того, книга в Интернете не заменяет печатный аналог. Только 3% читателей в состоянии читать с монитора. ...За все время существования lib.ru было не более 20 авторов, просивших снять свои произведения. Я и снял...» («Финансовые известия». 2003. 30 апр. С. 8).

Иногда в интернет-библиотеках размешаются и другие виды изданий — справочники, словари и т. п. Однако такого рода библиотеки, созданные чаше всего усилиями одного-двух энтузиастов, быть может и не имеющих специальной подготовки

не связанных требованиями качества, соотносятся с профессиональной электронной библиотекой примерно так же, как и любая другая личная коллекция соотносится с государственным музеем. Дело хорошее, но всегда выполненное с ясным и ничем не ограничиваемым пристрастием.

Изменение со временем содержания. Второй причиной многозначности определений является динамика, изменение со временем содержания данного понятия. Мы проиллюстрируем такого рода разнообразие несколькими примерами.

1. Фонд компьютерных (машиночитаемых) ресурсов, сформированный путем конверсии в машиночитаемую форму (оцифровки) печатных документов. Примерами интенсивно разворачивающихся работ в этой области могут служить создаваемые электронные коллекции по отечественным и зарубежным книгам прошлых веков в Российской государственной библиотеке, по фонду авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по науке и технике в ГПНТБ России, по печатным и иным документам (фотографиям, дагеротипам, фонограммам, фильмам и т. п.) в Библиотеке Конгресса США. На главной странице веб-сайта ГПНТБ России (www.gpntb.ru) можно увидеть специатьный раздел «Электронные библиотеки», войдя в который вы обнаруживаете перечень разнообразных видов электронных ресурсов (рис. 36), а на сайте Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru) раздел «Elibron» представляет десятки тысяч электронных книг на разных языках (рис. 37).

На главной странице сайта Библиотеки Конгресса США (www.loc.gov), крупнейшей в мире библиотеки, существует раздел «American Memory» («Память Америки»), который является частью Национапьной цифровой библиотеки (на рис. 38 представлен раздел «Память Америки», содержащий в электронном виде материалы по американской истории — более 7 млн электронных записей из 100 коллекций — фотографии, дагеротипы, фонограммы, фильмы и т. п.). Другие примеры — фонд электронных документов в Центре Помпиду в Париже, электронные фонды НТЦ «Информрегистр». Москва и др.

2. Система, обеспечивающая доступ к удаленным или локальным материапам. например международная «Электронная библиотека по математике» — проект Технического университета, г. Берлин, Германия (www.emis.de\ZMATH). Научная электронная библиотека Российского фонда фундамент&пьных исследований (РФФИ), через Интернет предоставляющая библиотекам страны доступ к полным текстам более 1000 названий зарубежных научных журналов (www.rfbr.ru). Достаточно подробное описание других ресурсов представлено в учебном пособии Ю. А. Шемакина 1111, поэтому мы привели лишь несколько примеров.

Неоднозначность подходов. И наконец, третьей, и быть может основной, причиной терминологических затруднений является неоднозначность подходов различных исследователей к тому, что должно в наибольшей степени соответствовать сущности электронной библиотеки: является ли она в первую очередь хранилищем этих ресурсов либо речь идет о значительно более широкой функциональности, требующей своего отражения и в определении. Разница в подходах существенна не только для

электронной библиотеки, в не меньшей степени она характерна и для традиционных библиотек. Категория единого хранилища знаний и памятников культуры, коллекций древних и современных книг, журналов, диссертаций, рукописей и т. д. составляет одну из основ определения библиотеки. Собственно, на эту функцию опирается и необходимость введения практики обязательного бесплатного или платного экземпляра. Законную гордость сотрудников любой библиотеки вызывает понимание того, что их коллекции «уникальные», «большие», «полные», «со вкусом подобранные», «ведутся с ... года», «сильные» (strong) — принятое в западной литературе определение хорошей библиотечной коллекции.

Однако сегодня все громче звучит нота коллективного использования распределенных фондов. Перемены затрагивают в первую очередь университетские, научные и научно-технические библиотеки. Координация комплектования, создание консорциумов по лицензированию коллективного доступа к электронным ресурсам, создание других корпоративных и коллективных систем, формирование сводных каталогов, разработка кооперативных систем доставки документов и многое другое свидетельствуют о совершенно ясном стремлении библиотечных работников не только обеспечить своим читателям доступ к собственным коллекциям библиотеки, но и раскрыть для них как можно более широко мир библиотечных сокровищ. В этом же ряду стоят попытки облегчить для библиотек бремя хранения малоиспользуемых депозитарных фондов, типичным примером могут служить система депозитарного/репозитарного хранения, разрабатываемая Российской государственной библиотекой и Российской национальной библиотекой, система JSTOR, созданная университетскими библиотеками Северо-Западных штатов США. и некоторые другие. Совершенно необычный подход развивается в отношении хранения электронных ресурсов: все активнее продвигается технология центр&ти-зованного хранения, при этом библиотека избавляется от множества несвойственных ее задачам технологических проблем.

Стремление расширить границы доступного для читателя знания за пределы библиотечного помещения существовало всегда, но только с развитием средств телекоммуникаций это направление получило реальную базу для быстрого роста. Совершенно новый импульс использованию распределенного фонда придает возможность работы с электронными ресурсами, получение полных текстов в электронном виде и осуществление других функций, в частности платежей в электронном формате.

Убедительные примеры общеевропейского или глобального сотрудничества — система доставки документов SUBITO (одного из крупнейших сегодня международных центров по электронной доставке документов, объединяющего 27 библиотек Германии, Швейцарии и Австрии) или практика работы известного Центра по доставке документов при Британской библиотеке, расположенного в г. Бостон-Спа, Великобритания. Практика использования заемных материалов развивается и по экономическим причинам. Зачастую библиотеке по запросу пользователя проще оплатить доставку полного текста статьи (обычно это стоит от 10 до 50 долларов), чем оплачивать подписку на несколько годовых комплектов соответствующих журналов, их обработку и содержание при совершенно не прогнозируемом спросе на конкретную статью. Для поставщиков информации доставка полнотекстовых документов превратилась в серьезный современный бизнес. Все это приводит к тому, что роль документов, предоставленных библиотеками не из собственных фондов, существенно повышается. Например, превосходная и отнюдь не бедная библиотека Массачусетского технологического института (США) заказывает по каналам межбиблиотечного абонемента и доставки документов материалы из такого количества наименований журналов, которое значительно превосходит объем собственной подписки (в терминах количества наименований выписанных журналов). А научно-техническая библиотека корейского Института науки и технологии (Сеул, Республика Корея) выписывает журналы 20 тыс. наименований, но держит в основном здании лишь публикации не старше 3 лет. Более того, электронные библиотеки журналов, подобные той, которую поддерживает РФФИ, постепенно становятся средством не только расширения сферы обслуживания пользователей библиотеки, но и источником комплектования ее фондов. И эта тенденция проявляется все ярче и ярче, повышая тем самым значимость и необходимость электронных библиотек. Эту же мысль подкрепляют многочисленные результаты исследований по использованию электронных журналов, по описанию других видов электронных ресурсов, по технологической и информационной взаимосвязи электронной информации и электронных библиотек и ряд других 111.

Возвращаясь к теме определения основных задач электронной библиотеки, отметим, что собственные коллекции для нее составляют достаточно важный, но отнюдь не единственный компонент, на который можно опираться при решении задачи обслуживания клиентов. Точные количественные соотношения пока нам недоступны из-за отсутствия долговременного практического опыта и библиотечной статистики, но даже по первым результатам работы некоторых электронных библиотек можно судить, что для них объем работы с распределенным по всему миру фондом будет одного порядка, что и объем работы (измеряемый, например, в количестве выданных документов) с собственным фондом.

Столь же заметные дополнения происходят и с функциональной ролью самих библиотечных помещений, если речь идет о традиционной библиотеке. Многие века помещение библиотеки служило для тихих, углубленных занятий; этот стереотип отношения к библиотечным залам «впечатался», можно считать, генетически в социальное поведение человека. Библиотекарь Джорджтаунского университета на вопрос: «Зачем нужны библиотеки в век онлайна?» ответил, что профессиональный библиотекарь — лучший помощник студента в его занятиях; что технологическое лидерство легче реализовать в библиотеке. Как отмечал великий римский архитектор Витрувий, живший за 100 лет до нашей эры, социальная роль библиотеки огромна, «помещение формирует коллектив, помещение задает поведение» — в библиотеках привычная рабочая атмосфера, люди привыкли приходить сюда работать — и на этом строились основные принципы библиотечной архитектуры, призванной обеспечить надежную сохранность рукописных или печатных коллекций и спокойную обстановку для пользования ими.

Слава о великих библиотеках восходит к временам Античности (Александрийская библиотека), продолжается в Средние века (например, библиотеки ирландских монастырей) и знаменует начало нашей эры (библиотека в Оксфорде. Великобритания. которая была основана сэром Бодли (Sir Bodley) и с 1610 г. получает копию каждого британского издания; таинственно исчезнувшая библиотека Ивана Грозного и т. п.). Все это сохраняет актуальность и в наши дни. — не случайно американские университетские библиотеки гордятся тем. что они открыты для студентов и глубокой ночью (правда, как правило, открыты абонемент дня возврата книг и Интернет-кафе). И все же требования ускорения процесса получения свежей информации приводят к тому, что заметная доля информационно-библиотечного обслуживания переносится из самого помещения библиотеки ближе к пользователю, где бы он ни находился. — на рабочее место или в дом или вообще на его личный портативный компьютер. Как утверждает обозреватель газеты «Нью-Йорк Таймс» Джеффри Нанберг (Geoffrey Nunberg): «Конечно, вы не пойдете в библиотеку дня покупки принтера или самого дешевого авиабилета». И в данном нововведении резкое изменение роли клиент-ориентированных услуг произошло после накопления крупных массивов электронной информации, а значит, и на работе электронной библиотеки это отразится существенным образом.

Еще одно предварительное замечание. В некоторых случаях весь Интернет, всю совокупность Мировой сети и находящихся в ней ресурсов называют электронной библиотекой, то есть ставят знак равенства между понятиями «Интернет» и «электронная библиотека» (еще один максималистский и совершенно неверный подход к определению электронных библиотек). Напомним, что именно для формирования удобной библиотеки разрабатывал в швейцарском центре CERN систему WWW ее основатель Тим Бернере-Ли. На наш взгляд, это не так, и подобный подход может вообще окончательно запутать дело. Ресурсы Интернета сейчас так невообразимо велики (более миллиарда страниц), что выполнять основную функцию — обслуживание пользователя высококачественной информацией Интернет сам по себе не может. Только включив элементы тематического отбора и селекции материала по качеству ресурса и достоверности источника, можно будет приблизиться к понятию «библиотека», но пока только приблизиться. Эту же мысль подтверждает и А. Б. Антопольский, говоря, что «основные задачи ЭБ — интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. Эффективная навигация в ЭБ понимается как возможность пользователя находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой и точностью при наименьших затратах во всем доступном информационном пространстве» [19|.

Мы подходим к сути определения, быть может объединяющего разные подходы: наиболее существенный элемент любой библиотеки, в том числе и электронной, — это наличие профессионального коллектива, наличие посредников между потребителем информации и информационными ресурсами. Как нет традиционной библиотеки без библиотекаря, без профессионала, выполняющего общественно значимую функцию, так нет и электронной библиотеки без своего профессионала, можем его тоже называть библиотекарем. Можно ли обучить каждого пользователя формулировать поисковые запросы самостоятельно, без посредника или возможен поиск по запросу, выполненному на естественном языке? Весь ход общественного развития показывает жизнеспособность профессиональных посредников (например, водителей такси или автобуса), несмотря на насыщенность персональными транспортными средствами. С этой точки зрения функции библиотекаря — переводчика с естественного языка на информационно-поисковые языки — вряд ли отомрет в обозримом будущем.

Некоторые различия в акцентах, которые вы встретите в последующих вариантах определения электронной библиотеки, не должны затенять роль профессионального коллектива в организации работы любой библиотеки. Совершенно необходимое условие для организации библиотечной работы, пусть и с электронными ресурсами, — это наличие профессионального библиотекаря. Только интеллектуальное воздействие библиотекаря (библиотечного работника) повышает качество ресурса. С этой позиции можно смело заявлять, что любая библиотека, в том числе и электронная, — это организация, призванная повышать качество информации путем обеспечения ее сохранности, создания условий доступности, в первую очередь поиска и доставки в удобном для потребителя виде и в удобное для него место. Библиотекарь обеспечивает селекцию материала и создает тематическую структурированность коллекции. Без такой интеллектуальной обработки правильнее было бы говорить не о библиотеке, а, например, о телекоммуникационном узле или электронном фонде.

Нам пора переходить к выработке определения электронных библиотек — нового вида информационных компьютерных технологий (это уже может считаться достаточно общим определением, к сожалению, не раскрывающим основных свойств, а только подчеркивающим новизну).

С одной стороны, термин «электронная библиотека», как мы уже знаем, известен давно, а в течение ряда лет различные комментаторы предсказывали наступление эры электронных библиотек. С другой стороны, можно считать, что термин относится и к совершенно новому, незнакомому объекту (учреждению). Если согласимся с тем, что традиционные библиотеки имеют не только коллекции документов или источников информации, но и средства навигации, систему метаданных (каталоги), службы помощи читателю и автоматизированную среду работы с информацией, то придется признать, что электронная библиотека только начинает приобретать какие-то новые черты. Мы в самом начале пути, причем конечная цель нам пока не совсем понятна.

Дуализм (двойственность) определения электронных библиотек раскрывается через анализ роли локальных и удаленных электронных ресурсов и роли средств доступа к ним. При этом основа трудностей дефиниции заключается в том, что электронная библиотека работает не только с коллекциями, находящимися в ее собственности (как это в основном происходит в традиционных библиотеках), но и с коллекциями, ей не принадлежащими. В какой мере вообще термин «библиотека» (собрание книг) применим к электронной библиотеке, быть может, термины «файлотека», или «ресурсотека», или даже «адресотека» уместнее? А может, как говорят некоторые библиотековеды, уместнее говорить об электронном фонде?

Вот какое определение ЭБ дает В. Арме: «Это управляемая коллекция информации в совокупности с соответствующими сервисами, причем информация хранится в цифровых форматах и доступна по Сети» [42]. Ключевой частью этого определения является слово «управляемая». Поток данных, передаваемый со спутника на Землю, — еще не библиотека. Те же самые данные, организованные в определенную систему, становятся коллекцией ЭБ.

В данном определении все хорошо и четко зафиксировано. Некую познавательную сложность может представлять то соображение, что распределенные (удаленные) ресурсы вряд ли могут быть включены в состав данной конкретной ЭБ. ибо они на том же основании могут быть отнесены и к совсем другой электронной библиотеке. Рассмотрим такой пример: школьная библиотека где-то в американской глубинке. В рамках школьного курса и программы создания школьной электронной библиотеки она предоставляет доступ к материалам Национальной цифровой библиотеки, созданной в Библиотеке Конгресса США. Материалы, доступные в сельской школе, идентичны (вплоть до отдельного бита информации) в Вашингтоне и в школе. Разумно ли считать Национальную цифровую библиотеку США составной частью сельской электронной библиотеки? Как мы увидим в последующих главах, время жизни веб-сайтов весьма ограничено; поэтому определение, исходящее из концепции хранилища электронных ресурсов, может оказаться недостаточным. Пожалуй, уместнее говорить о доступности.

Предоставляемая технологией электронных библиотек свобода в реализации доступности ресурса лежит в основе, быть может, несколько радикального варианта определения. Такой подход, с акцентом не на коллекционирование, а на осуществление прав человека на доступ к информации (статья 19 Всеобщей декларации прав человека), характерен для западного мира. Поэтому еще одно определение ЭБ. предложенное А. И. Земсковым, относится не к ресурсной, а к функциональной стороне ЭБ. подчеркивается не хранение материала, а обслуживание пользователя вне зависимости от местонахождения его или ресурса. «Электронная библиотека — это созданная на профессиональной основе тематически ориентированная (или организованная иным образом) система доступа к удаленным или локальным электронным ресурсам, способная обслуживать электронными ресурсами и специализированной помощью локальных или удаленных пользователей» В данном определении под системой доступа понимаются:

• сами электронные ресурсы — как локальные, так и удаленные:

• системы индексации ресурсов, навигации и поиска;

• наличие квалифицированного библиотечного персонала, заранее подготовившего рекомендации по наиболее релевантным ресурсам в данной области и способного оказать помощь при поиске ресурса;

• наличие пользовательских мест, оборудованных средствами телекоммуникации и визуализации информации.

Данное определение отражает очень существенную разницу между традиционными и электронными библиотеками, в фондах которых, в сущности, нет и пока быть не может оригинальных книжных раритетов. Что касается поставки научно-технической информации, то с некоторыми натяжками определение современной библиотеки в категориях доступности вообще могло бы применяться и для обозначения основных функций традиционных научно-технических библиотек, а не только электронных.

Здесь было бы уместно представить ЭБ как некое современное продолжение традиционных технологий межбиблиотечного абонемента (модификация синхронного МБА), но уже с выходом не только на другие библиотечные коллекции, но и на значительно более широкий круг поставщиков информации — архивы, музеи, издательства, частные лица и т. д. ЭБ работает не только с имеющимся электронным ресурсом (локальным или удаленным), но может широко использовать технологию «конверсии по заказу» имеющегося печатного материала в электронный формат и дальнейшее обслуживание пользователя электронным ресурсом.

Приоритетное значение для понимания функций ЭБ имеет возможность обслужить электронным ресурсом локального или удаленного пользователя. С этой точки зрения принципиальное значение приобретает возможность осуществлять доставку документов в электронном формате и наличие свободных мощностей для конверсии.

Полезными для понимания фундаментальной роли ЭБ могут оказаться различия в конечном назначении электронных ресурсов:

• либо речь идет о новых инструментах для улучшения доступности к уже имеющимся печатным или иным фондам (оцифрованные версии традиционных коллекций);

• либо мы с помощью ЭБ раскрываем совсем новый мир за пределами данного библиотечного здания.

Как вид информационных систем или информационных технологий ЭБ определяется в уже упоминавшейся Концепции электронной библиотеки РГБ [41] и в цитированной монографии А. Б. Антопольского [19]. Так, в тексте Концепции говорится: «Электронная библиотека или цифровая библиотека — это вид информационных систем, в которых документы хранятся и могут использоваться в машиночитаемой («электронной») форме, причем программными средствами обеспечивается единый интерфейс доступа из одной точки к электронным документам, содержащим тексты и изображения. База данных ЭБ может состоять из различного вида электронных коллекций документов. Электронные издания на оптических компакт-дисках включаются в ЭБ только при условии, если библиотека выставляет их в сети (локальной или глобальной), обеспечивая ту же систему доступа и поиска, что и к остальным документам ЭБ». Данный подход не только определяет ЭБ как вид информационных систем, но и обозначает характер электронных документов ЭБ и системы доступа к ним. Определение, которое дает А. Б. Антопольский, близко к вышеприведенному: «Электронная библиотека — это информационная система, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети». При этом основные задачи ЭБ определяются как «интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них».

Есть еще ряд определений в современных публикациях, однако принципиальных новшеств, по сравнению с приведенными, они не вносят. Так. в работе [43], посвященной одной из первых российских программ по ЭБ — программе РФФИ «Российские электронные библиотеки» и представляющей, в основном, опыт ИНИОН РАН по созданию и использованию собственной ЭБ. используется вариативный подход к определению ЭБ, базирующийся на определениях А. Б. Антопольского и Концепции РГБ.

Итак, завершая эту главу, мы напомним еще раз, что фундаментом, основой, объединяющей традиционные и электронные библиотеки, является принцип обслуживания пользователей профессиональным, специально подготовленным библиотечным персоналом, который заботится о выборе ресурса, его сохранности, обеспечивает его доступность и готов оказать помощь неискушенному читателю/пользователю. По-видимому, можно проследить глубинные связи двойственности определений электронной библиотеки со столь же ясной двойственностью функций Интернета. С одной стороны, Интернет — это гигантское хранилище электронных ресурсов, а с другой — телекоммуникационная среда, обеспечивающая поиск и доставку этих ресурсов пользователю.

Поскольку незавершенное многообразие терминов может оставить читателя в недоумении, мы в данной книге будем придерживаться краткого и емкого определения электронных библиотек, ранее предложенного также одним из автором данного учебника — профессором Я. Л. Шрайбергом [1]:

«Электронная библиотека — это совокупность локальных или распределенных электронных ресурсов, объединенных единой идеологией структуризации и доступа».

Усвоив это определение, читатель будет в состоянии понять все дальнейшее изложение. И в заключение еще одно, финальное, замечание по поводу имеющихся различий в определении электронной библиотеки. Не исключено, что речь идет о намечающейся диверсификации различных типов электронных библиотек, в которых тот или иной функциональный элемент будет играть существенную роль.