Использование баз данных как вида электронных коллекций в библиотеках (на примере Великобритании)

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

7.8. Использование баз данных как вида электронных коллекций в библиотеках (на примере Великобритании)

Как мы уже упоминали, в российских библиотеках не так уж много баз данных промышленного производства, что не позволяет проводить достаточно репрезентативные статистические исследования. Нам пришлось воспользоваться британскими данными 1990—1995 гг., представленными г-ном Гарри Истом, Группа исследования баз данных. Городской университет, Лондон, Великобритания. Цель работы состояла в том, чтобы выяснить, в какой мере научные учреждения пользуются внешними (произведенными где-то на стороне) базами данных в

своих исследованиях. Вряд ли нужно комментировать абсолют­ные цифры расходов на электронные ресурсы — они сильно связаны с общим уровнем финансирования библиотеки. А вот качественные изменения, соотношения тематик и другие отно­сительные качественные, а не количественные данные могут оказаться весьма полезными при подготовке к обслуживанию электронными ресурсами. В табл. 49 показано использование коммерческих онлайновых баз данных в 1990 г. по укрупнен­ным тематикам (усредненный расход одного учреждения в год на оплату онлайновых услуг в фунтах стерлингов по данным по­ставщика).

Таблица 49

Использование коммерческих баз данных.

Данные поставщиков информации

Тема и поставшик баз данных

Ежегодный расход

Проценты

Финансы (Dialog. Datastar, Profile, Datastream, Orbit)

5991

67%

Наука и техника (STN, ESA-IRS — Европей­ское Космическое Агентство)

1318

15%

Новости (Lexis, Reuters)

1124

13%

Библиотеки и издательства (Blaise-Link, Blaise-Line. Pergamon)

337

4%

Другие

112

1%

Всего

8882

100

 

Мы не случайно выбрали примеры по Великобритании — именно в этой стране как нигде больше тесно переплетена дея­тельность библиотек и университетов; более того, публич­ные библиотеки уже давно обогнали университетские и по чис­лу обслуживаемых студентов, и по составу учебных фондов (за исключением специальных университетских программ в таких университетах, как Оксфорд, Кембридж, Бат, Манчестер и др.).

 

Напомним еще раз, что данные представлены поставщика­ми информации, то есть касаются тех библиотек, которые уже подписались на данную услугу. Итак, в целом годовые расходы средней университетской библиотеки в Великобритании на электронные ресурсы составляют около 460 тыс. фунтов стер­лингов, причем две трети расходов идет на финансово-эконо­мические материалы, по 13—15% — на науку и на новости, а на платные услуги по доступу к библиотечным и издательским ма­териалам расходуется очень немного — 4%.

Что же касается информации о CD-ROM, в этом же иссле­довании отмечается, что, как правило, библиотеки получают базы данных на CD-ROM путем обычной годовой подписки. Эта хорошо знакомая, традиционная для библиотек практика, удобная и предсказуемая с точки зрения расчетов с поставщи­ком. Кроме того, применение CD-ROM не требует, в общем-то, участия, помощи или наблюдения со стороны библиотечного персонала. Конечный пользователь делает свои поиски из лю­бой точки университетского городка через локальную сеть уни­верситета так, как ему удобно, не заботясь о потраченном вре­мени.

В табл. 50 показана сравнительная динамика среднегодовых расходов на приобретение CD-ROM и на онлайновый доступ за период 1988—1996 гг. Сегодня можно констатировать оконча­тельную и безоговорочную победу онлайнового интернет-ре­сурса над CD-ROM. Расхождение цифр с предыдущей таблицей связано с тем, что это данные потребителя, то есть учитываются и те библиотеки, которые, быть может, вообще не подписались на электронный ресурс.

 

Таблица 50

Сравнительная динамика средних годовых расходов (в английских фунтах стерлингов) на приобретение CD-ROM и на онлайн-доступ одного учреждения. Данные пользователей

Расходы

1988

1990

1992

1993

1994

1995

1996

CD-ROM

3,4

12,2

19.1

43

51.8

64,8

Онлайн

7.4

6.3

4.9

4.6

3.8

4.0

-

 

 

 

Выводы: расходы библиотек на электронные ресурсы постоянно растут. К данным табл. 50 следует добавить, что более свежие исследования показывают рост количества подписок на онлайновые базы данных после появления технологии WWW.

В данном исследовании значительный акцент делается на процедурах лицензирования сетевого обслуживания пользователей в университетских городках страны. Значительные изменения доступности баз данных произошли с вводом Академической сети передачи данных (Joint Academical Network. JANET). Общенациональное пользование научными базами данных осуществлялось и осуществляется сейчас по следующей схеме: государство (Объединенный комитет информационных систем Комиссии по высшему образованию) закупает у производителя либо у владельца базы данных общенациональную лицензию, ставит базу данных на сервер крупного университета с хорошим вычислительным центром (сейчас это университеты в Бате, Манчестере и Эдинбурге), и сотрудник научной организации или университета, равно как и студент, может по сети JANET пользоваться бесплатно базой данных (этот принцип называется «бесплатно для конечного пользователя»). Университеты при этом платят некую одинаковую для всех стоимость подписки на пользование JANET.

Эффект от этого способа пользования довольно интересный, так как неограниченный по времени и по стоимости оплаты доступ ученого к базам данных позволяет выяснить истинную, не замаскированную меркантильными соображениями содержательную ценность баз данных. В табл. 51 приводится пример статистики обращения к различным рубрикам тематик базы данных «Международная библиография по общественным наукам» через сети; статистические данные собраны за два года в 32 университетах Великобритании. Дается число сеансов связи. время работы с базами данных по данной тематике, число просмотренных описаний статей, число выгруженных описаний статей. Если же говорить об использовании баз данных отдельными университетами и колледжами, то следует отметить установленную явную корреляцию между совершенно независимыми показателями: интенсивностью обращения к базам

данных (число сеансов связи) и теми оценками качества уни­верситетских научных исследований, которые проставляются данному университету в ходе регулярных (раз в пять лет) прове­рок Британской государственной комиссией качества высшего образования. Вывод из найденной корреляции, в обшем-то, ес­тественный: если вы стремитесь проводить высококачествен­ные исследования, вам неизбежно придется работать с самым свежим материалом, поставляемым только через онлайновый доступ.

 

 

Таблица 51

 

Обращения к тематикам базы данных «Международная библиография по общественным наукам»

 

Тематика

Сеансов,

тыс.

Время связи.ч

Просмотрено тыс. статей, названий

Выгружено тыс. статей, экз.

Общественные, политиче­ские и международные ис­следования

65.2

84.0

56,2

462.2

Наука, техника и медицина

19,5

100.0

27.7

165.3

Бизнес, управление, эконо­мика

29.2

23,5

26.4

205.0

Социология, гуманитарные науки

22.0

49.6

31.7

284.3

Библиотечно-информаци­онные технологии

0.5

279.6

73.7

6.7

 

Мы видим, что заметную активность проявляют пользова­тели тематик политических и международных исследований и материалов по бизнесу и финансам; дольше других в сети работают библиотечные и научные работники. При этом биб­лиотечные работники удовлетворяются просмотром статей и не нуждаются в их выгрузке, а общественники и международ­ники предпочитают создавать личные библиотеки из копий статей.

Еще один аспект статистических изысканий данного иссле­дования — определение параметров пользователя онлайновых

баз данных. Результаты анкетирования места пользования онлайновыми материалами (база данных ISI) в зависимости от категории пользователя показали, что около половины взрослых пользователей (аспиранты и сотрудники) осуществляли доступ к базам данных не из библиотеки или компьютерного центра, а из частных офисов или лабораторий. Исключение составляли сами студенты, которые работают в основном в библиотеке и компьютерном центре (табл. 52).

Для оценок потенциального количества потребителей онлайновых баз данных, а также активности пользователей, занятых в различных дисциплинах, авторы воспользовались данными Статистического агентства по высшему образованию Великобритании, которое ведет учет регистрации студентов по конкретным специальностям. В табл. 52 показано процентное распределение студентов по некоторым специальностям (для наглядности картины не приводится ряд не очень важных или скорее не релевантных тематике нашего учебника специальностей, поэтому сумма не выйдет на 100 %) и анкетные данные по относительной частоте обращения студентов к данной тематике. Весьма условно эту таблицу можно считать показателем относительной онлайновой активности студентов данной специальности.

 

 

Таблица 52

Категория

пользователей

Библиоте­ка/ компь­ютерный центр

Отделы универ­ситета. частные офисы, лаборатории

Дома, об­щежития, места от­дыха

Всего

Студенты и аспиранты

1036

859

84

1979

Преподаватели и научные ра­ботники

36

895

27

958

Вспомогательные сотрудники

31

61

3

95

Другие

9

49

3

61

Всего

пользователей

1112

1864

117

3093

Места пользования онлайновыми материалами в зависимости от категории пользователя (количество сеансов)

 

Видно, что пользователи в 60% случаев предпочитают полу­чать материалы на рабочее место; лишь в 36% случаев они рабо­тают на компьютерах библиотеки или вычислительного центра.

Таблица 53

Сравнение процентного состава студентов данной специализации с относительной активностью обращения к онлайновой базе данных IS1 по тематике этих же специальностей

Специальность

Процент студентов, за­регистрировавшихся по данной специальности

Процент обращения в онлайновую базу данных 1S1

Медицина и стоматология

2

2

Биологические науки

4,5

29.5

Физические науки

4.5

12

Математические науки

1.2

1.0

Общественные науки, эконо­мика и политология

7.5

6.5

Машиностроение и технология

8.5

6.0

Бизнес и управление

13.2

2,0

Библиотечно-информацион­ные технологии

1.2

0.5

Образование

9.0

0.6

Компьютеры

4.0

2.5

 

Наиболее любознательные студенты оказались биологами и физиками; студенты других специальностей (в том числе компьютерных) не спешат обращаться в Сеть.

Мы проанализировали в данном разделе различные электронные коллекции; при этом редко упоминали термин «электронный фонд», потому что придерживались простой схемы: фонд — это совокупность коллекций, описывая или представляя коллекцию, мы фактически представляли фонд. Например, в ГПНТБ России электронный фонд, являясь частью общего фонда библиотеки, состоит из следующих электронных коллекций:

• статьи сборника «Научные и технические библиотеки»;

• доклады и другие материалы международных конференций «Крым»;

• доклады и другие материапы международных конференций «Л ИБКОМ»;

• тексты авторефератов диссертаций;

• книги и методические материалы по библиографическим форматам и ряд других.

В РГБ, например, электронный фонд имеет также несколько электронных коллекций:

• тексты диссертаций;

• книги XVII—XIX вв.

Начинающийся проект «Электронная Ленинка» добавит еше ряд электронных коллекций по оцифрованным изданиям из фондов РГБ, изданным до 1930 г.

Таких примеров можно привести много: электронные фонды хорошо развиты сегодня в Библиотеке Конгресса США, Британской библиотеке. Национальной библиотеке Франции, многих университетских библиотеках, публичных библиотеках Америки и Европы; при этом производством электронных коллекций и формированием электронных фондов на базе собственных документальных ресурсов занимаются только некоторые из них, как правило, в рамках государственных программ и национальных проектов. Остатьные используют подписные или заимствованные материапы. Во многих случаях использования электронной информации из Интернета речь идет именно об электронных коллекциях и электронных фондах, чаше — коллекциях, но никак уж не о библиотеках.

Электронные библиотеки — это электронный фонд плюс персонал плюс помещение и материально-техническая база; это четко надо понимать, и хотя про электронные библиотеки мы уже много писали и в базовом учебнике 111, и в нескольких переизданиях учебного пособия , говорили в докладах на
многочисленных конференциях и семинарах, мы тем не менее еше раз возвращаемся к представлению электронных библиотек в следующей главе как, пожалуй, самого важного компонента электронных ресурсов сегодня.