Комплекс поисковых Интернет-систем компании Google

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

6.4. Комплекс поисковых Интернет-систем компании Google

Развитие Интернет-ресурсов и Интернет-технологий в плотном множестве дискуссий и споров шло своим чередом, но объявленный в конце декабря 2005 г. проект «Мировая электронная библиотека», о котором заявила одна из крупнейших интернет-компаний Google, да еще совместно с Библиотекой Конгресса США. заставил многочисленную аудиторию вновь заговорить о Google.

Google — это переиначенный термит googol (гугол), который означает 10"’", то есть единицу со 100 нулями. Этот термин ввели в 1938 г. в своей книге американские математики Эдвард Каснер и Джек Ньюлли (сам термин придумал племянник Кас-нера Милтон Сиротта) и. по общему мнению, во Вселенной нет ни одного материального объекта в количестве гугола единиц. Сергей Брин (Sergey Brin), один из основателей и президент компании Google, выходец из СССР, так назвал свою систему, чтобы выразить масштаб Интернета. Недавно президент Буш поддержал новый законопроект об упрощении легализации иммигрантов, и в качестве политического примера назвал им молодого выходца из СССР, выпускника Стэндфордского университета и ныне миллиардера Сергея Брина, создавшего на пару со своим приятелем Ларри Пейджем (Larry' Page) одну из самых крупных компаний, и не только в Интернете.

Компания Google была зарегистрирована в сентябре 1998 г. (Брину было 26 лет), сейчас ему 32, и он, кстати, не женат, ездит на «тойоте», любит борщ и блины.

Созданная система уже через год стала популярной главным образом за счет простоты в использовании, простоты интерфейса и большой точности в получении запрашиваемых резуль-

* татов поиска.

Популярность Google объясняется комбинированием двух простых методов — формулировкой запросов на естественном языке и выдачей результатов в соответствии с популярностью ресурса; кроме того, Google ввела уникальную возможность сочетать поиск с использованием сетевого предметного каталога. Идеалы Google твердо стоят на принципах простоты, минимальности и вместе с тем утонченности и изощренности поиска для профессиональных заказчиков.

Сегодня Google имеет и русскую страницу, и может осуществлять поиск на русском языке, а вообще — на 26 языках. По оценкам многим экспертов, Google сегодня превосходит многие конкурирующие технологии, в частности Alta Vista, FAST, а «механизм» Google используется крупнейшим мировым сетевым каталогом Yahoo!

«Google — это ближайшее место в Интернете, где можно найти ответ на любой вопрос». Именно это мнение многих пользователей Интернета, особенно в последние годы, резко увеличили армию пользователей Google, в том числе и среди библиотечных работников и пользователей библиотек.

Поисковая интернет-система Google необычайно популярна, потому что очень проста. Если другие поисковые системы утяжеляли свои домашние страницы многочисленными опциями, то Google избрала принцип разумной простоты.

Удивительно то, что система нравится одинаково и новичкам, и опытным профессионалам поиска. Дело в том. что она лучше всего работаете запросами, сформулированными на простом языке, без применения булевых терминов. Например, вы напечатали запрос «Билл Клинтон»; машина сама будет искать все материалы, в которых эти два слова употребляются вместе. При этом другие словосочетания, в которых участвует слово «bill» (долларовый билль, билль о правах и т. п.), равно как и все другие Клинтоны, — будут опущены и не войдут в результаты
поиска. Система Google (в отличие от широко известного портала Alta Vista) не обращает внимания на строчные или прописные буквы в поисковом запросе. Еще один простой, но необычайно эффективный прием — приоритет тому сайту и соответственно адресу документа, который чаше других спрашивается (то есть количеству входящих адресов, зарегистрированных на найденном файле). Google выдает ответ не только на поисковый запрос, ранжированный по числу обращений к данному материалу (то есть по популярности данного ресурса среди сообщества пользователей Интернетом). Это особая философия, основанная на предположении, что все люди имеют схожие проблемы и вопросы, и вам, вероятнее всего, нужно то же, что и другим. Роль библиографа, индексатора и систематизатора электронных ресурсов при данной методике поиска уже не является определяющей. Комбинирование этих двух простых методов: формулирования запросов на естественном языке и выдачи результатов в соответствии с популярностью — оказалось чрезвычайно эффектным. Даже в политике публикации рекламных объявлений Google идет своим путем — вам дается только та реклама, которая прямо соответствует вашим поисковым запросам. Например, при запросе архива Интернета никакой отвлекающей ваше внимание рекламы не появится, а при запросе «междугородний телефон» вы получите рекламный список компаний, даюших скидку на междугородние телефонные переговоры.

Еще одна новинка Google — сетевой предметный каталог, использующий таксономию, разработанную в ходе реализации проекта Открытого каталога. (Открытый каталог — несколько утопический проект, согласно которому любой пользователь Интернета может стать соучастником пополнения каталога, внося туда свои библиографические записи. Идея полностью перекликается с идеей открытой операционной системы Ли-некс.) Сейчас в базе данных Открытого каталога 1,5 млн адресов файлов; в тысячу раз больше адресов имеется в указателе основной поисковой машины системы Google.

Уникальное сочетание возможностей поиска и предметного просмотра с ранжировкой найденных ответов на запрос по их сетевой популярности повышает эффективность работы. Предполагаемый в настоящее время вариант продвинутого поиска (Advanced Search at www.google.com advanced search) дает возможность искать по фразам, по поисковым терминам; комбинировать и/или не выдавать страницы с нежелательными терминами; в качестве выходных форм давать только наименования, или адреса, или полный текст; осуществлять отбор и фильтрацию по языкам и поданным именам; отсекать нежелательные материалы. Кроме того, система может осуществлять поиск по принципу аналогии с тем, что вы однажды уже делали, а также автоматически создавать список отсылок к какому-либо заранее заданному адресу.

Простота главной страницы системы (рис. 27, 28), быть может, вызывает насмешки дизайнеров и напоминает начальные варианты веб-страниц образца 1995 г. Библиотечные работники, читающие курсы по изучению поисковых машин, первым делом обращаются к системе Google, так же поступают и посетители библиотек, им нравятся простота и удобство пользования этой системой. Однако владельцы отечественных поисковых систем не боятся оттока своих пользователей на заокеанский сервер. Наиболее продвинутая из существующих ныне поисковых машин Google.com, согласно оценкам экспертов, превосходит конкурирующие технологии Alta Vista и FAST (применяется на портапе Lycos.com). Google позволяет вести поиск на 26 языках, а деньги зарабатывает на сетевой рекламе и продаже лицензий на свою поисковую технологию. В частности. «движок» Google WebSearch использует крупнейший сетевой катапог Yahoo! и портал Netcenter, принадлежащий AOL Time Warner.

Google работает над проектом Fandango — технологией поиска информации в сетях peer-to-peer (не на серверах, а на компьютерах пользователей). Недавно пользователи Рунета заметили, что сайт Google.com встречает их русским интерфейсом и, главное, позволяет искать информацию в зоне «ли».

Уверенность в себе, которую излучают два выпускника Стэндфордского университета Сергей Брин и Ларри Пэйдж, вполне обоснована. Эта уверенность базируется на нескольких годах роста и успеха, завершившихся блестяще проведенным акционированием компании, в одночасье превратившем изобретателей в миллиардеров, а многих их служащих — в миллионеров. Их общение, отраженное в миссии компании, «сделать мир информации более организованным, сделать это доступным и полезным для всех», сбывается: 2004 г. уже вошел в историю как год Google. В этом году:

• запушена поисковая машина Голиаф;

• проведено весьма успешное акционирование компании на Уолл-стрит;

• вышла на рынок канареечно-желтая система бизнес-поиска «Приложения» (Appliance);

• запушена система Google Print.

Посещение Брином и Пэйджем Франкфуртской книжной ярмарки 2004 г. оказалось очередным триумфом: они предъявили очень интересную новинку, Google Print, которая объединяет содержание отсканированных книге поисковыми возможностями системы. Строго говоря, они не были первыми: хорошо известная сетевая книготорговая система Amazon.com создала подобную систему Search Inside the Book (кстати, вызвавшую тогда много вопросов по совместимости этой системы с законодательством об авторских правах). Система Amazon.com, названная Search Inside the Book, дает доступ к 33 млн страниц из 120 тыс. книг, выпушенных 190 издателями художественной и научной литературы. Через неделю после внедрения системы продажи включенных в нее книг выросли на 9% по сравнению с теми, которые в систему не были включены.

Google Print — это инструмент для обнаружения книг, а не для чтения их от начала до конца. Именно поэтому данная система столь важна для специалистов по информации. Международное сообщество издателей также весьма благосклонно приняло эту инициативу, и его члены достаточно охотно отдают для сканирования принадлежащие им публикации (хотя есть и противники этого, в том числе и желающие судиться). Google утверждает, что система введет вас в ту часть книги, где находится ваш поисковый термин. Приятно, что компания сохранила ту классическую и прославленную пользователями чистоту дизайна сетевой страницы, что привлекает пользователей, и в основном продукте — ничего лишнего, никакой мишуры или украшательства — все функционально и необходимо пользователю, а не продавцу! Все советы по навигации вынесены на левую половину сетевой страницы, в том числе и изображение обложки книги. Навигация разбита на три группы:

• поиск внутри книги,

• книжные страницы.

• как купить данную книгу.

Особо нужно отметить две замечательные опции.

Первая — это «поиск внутри книги», по ключевому слову вы можете «просеять» содержание данного документа, в результате поиска система вам даст номер страницы и аннотацию. Щелкнув мышью по результатам поиска, вы сможете выйти на необходимую страницу, и ключевое слово будет выделено.

Вторая замечательная опция — «о книге», в которой вы найдете краткую (на I страницу) аннотацию всей книги и всю библиографическую информацию. В этом же разделе представлена таблица содержания (оглавление), чтобы пользователь удостоверился, что именно эта публикация ему нужна, а также отсканированное заявление об авторском праве. Вклад технологов Google в защиту авторских прав состоит в невозможности копирования или распечатки страниц книги.

Раздел «О покупке данной книги» отсылает вас к веб-сайтам электронной торговли от имени издателей или к таким розничным системам, как Amazon.com. Уровень сканирования обеспечивает кристально ясное воспроизведение страницы. В верхней части дается заголовок книги и автор, а внизу — ISBN. Пользователь может посмотреть 3 страницы. Является ли Google угрозой для издателей? Судя по количеству издательских компаний, участвующих в проекте, — нет. не является. Необычайно высокое качество воспроизведения печатной страницы делает Google Print великолепным и бесплатным инструментом для научной работы и, конечно, для продвижения публикации на сетевой и традиционный рынок.

Система Google Print позволяет при поиске выходить на ту книгу, в тексте которой содержится релевантная по отношению к запросу информация; выдаются данные о публикации и ее доступности (адрес сетевого книготоргового магазина). На первых порах работа велась только с «чисто электронными» публикациями. то есть не имеющими печатных аналогов. В настоящее время диапазон расширен и по согласованию с издателем (это основные издатели научной литературы, например Black-well, Pearson, Wiley, университеты Cambridge, Oxford, Chicago.

Princeton) поиск осуществляется более чем в 100 тыс. книгах, единственное условие — книга должна быть англоязычной и иметь ISBN. Защита авторских прав решена достаточно изящно. Пользователю будут показаны основные данные книги (заголовок, автор, издатель и страница, на которой найден релевантный текст); там же пользователю дадут гиперотсылку к сетевому торговцу — Amazon.com. BarnesandNoble.com или собственный магазин компании Froogle. Дальнейший просмотр ограничен двумя предыдущими и/или последующими страницами книги по отношению к той, на которую вышли в результате поиска. Дополнительные средства технической зашиты включают деактивацию функций распечатки и копирования. Некоторые издатели закрывают также доступ к особо ценным страницам, например содержащим кулинарные рецепты. Google не требует своей доли оплаты от издателей или от сетевых магазинов за «наводки» на их продукцию. Как и в других системах данной компании, их бизнес состоит в предъявлении рекламных объявлений на последней стадии поиска («контекстно-нацеленная реклама»). Можно предполагать, что дальнейшее развитие этой системы пойдет также за счет работы с уже сформировавшимися технологиями электронных книг, например с системой Net Library (www.netlibrary.coni). в которой достаточно хорошо отработаны механизмы контроля доступа, очень похожие на традиционную библиотечную технологию. В течение долгого времени именно книжный формат по самой своей сути как-то обходился без Интернета. Инициатива Google дает книгам новый диапазон роста и развития, на этот раз в Сети. В 2004—2005 гг. Google явно выигрывает гонку в Сети — по количеству публикаций о нем, по восторженным отзывам пользователей, по внедрению идеологии в массовое сознание и речь. Однако же не менее важным может оказаться вторжение Google в реализацию корпоративного (в противоположность частному или индивидуальному) поиска. В течение последних двух лет разработанная Google система «Приложения» (Appliance) — простая в пользовании, как бытовой тостер, и намного более удобная, чем все другие программные разработки по бизнес-поиску, — является лидером в покупках среди коммерческих, бесприбыльных и государственных организаций. Можно смело сказать, что. выиграв гонку среди поисковых машин, предназначенных для работы в Сети, сейчас Google выигрывает соревнование среди машин для бизнес-поиска — это результат обзора и сравнения многих систем для бизнес-поиска, выполненных компанией CMSWatch.com. По мнению многих профессионалов, Google может служить образцом организации сетевого поиска. Покупая другие системы, люди все чаше спрашивают: «А она похожа на Google»?

У Google сейчас миллионы пользователей, ежедневное посещение сайта — порядка 350 млн запросов на многих языках! Подход к дизайну — простая и лаконичная система, без глупого утомительного для глаза и для души украшательства или назойливой рекламы, четкий ответ фактически на любой по сложности или простоте запрос — вот фирменный стиль Google. Даже на сайте, посвяшенном знаменитой компании «Майкрософт», Google умудрился быть более информативным и полезным, чем сама компания.

Специалисты по информации настолько увлечены мошью данной системы, что уже ввели в обиход обозначение BG (before Google), что означает «эпоха до Гугла». Присутствие Google ошушается в работе всех других крупных компаний — поставщиков информационной продукции и услуг, например Lycos, IBM, AskJeeves, Microsoft. Последняя вообще, кажется, играете Google в «догонялки». Вообще инженеры Google заняли то «водительское место» в развитии информационной индустрии, которое в свое время специалисты Microsoft отвоевати у специалистов IBM, выдвинувшись в передовики по персональным компьютерам. Десятки международных поисковых машин также идут в кильватере за Google.

Особенно громким эхом отозвалось объявление в декабре 2005 г. так называемого библиотечного проекта (совместно с Библиотекой Конгресса США), который сразу же вызват необоснованную, но имеющую уже многих сторонников дискуссию на тему: «Зачем нужны библиотеки, если скоро все можно будет найти в Google»

Как пишет газета Publishing News (2006. 24 февр.), Google в качестве задела уже оцифрован 10 млн книг и выставляет их бесплатно в Интернете: при этом в режиме онлайн допускается просмотр, но не распечатка или выгрузка содержания. Google пригласил компанию «Портленд» (Portland), специализирующуюся на работе по связи с обшественностью, для того чтобы яснее обозначить свое присутствие, проводить многочисленные презентации для издателей и публики. Г-н Енс Редмер (Jens Redmer), директор европейского отделения компании, заявил корреспонденту газеты: «По нашим ощущениям, люди не все-. гда понимают, зачем мы здесь и что мы делаем. Поэтому нам приходится разъяснять и воспитывать представителей всевозможных ассоциаций и ключевых участников рынка. Мы совсем не собираемся замещать книги технологиями онлайнового чтения. Что мы действительно хотим, так это создать бесплатную, абсолютно прозрачную систему для издателей, которые помогут узнать об их книгах намного большему количеству людей».

Несмотря на атаку многих издательств, авторы продолжают свою работу, хотя на некоторое время этот проект и был приостановлен.

Вот еще несколько отзывов о феномене системы.

Google, подобно «Макдоналдсу», может просто заявить, что «они в год обслуживают 5 миллиардов раз». Эта система — «Макдоналдс» в сфере информационного поиска. Растет пользовательская база, количество и ассортимент предоставляемых услуг. Google связана с большими деньгами: дело даже не столько в проведенном под руководством банка Credit Suisse First Boston акционировании. Руководители рекламных агентств толпой идут в Google, поскольку придуманная ими модель показа объявлений, связанных с выдачей результатов поиска, оказалась необычайно эффективной, а значит, и заманчивой. Напомним нашим читателям, что рынок интернет-рекламы превзошел по объему кинематографический рынок. Google создает то, что на языке обитателей Силиконовой долины в Калифорнии называется экосистемой с постоянным обновлением. Компания буквально фонтанирует идеями и полезными интеллектуальными сетевыми поделками.

Один из новых видов обслуживания — локализация: если вы запрашиваете новости из Германии, то вам их выдадут автоматически и на немецком языке.

Только что предложена потребителям еше одна новинка — Gmail, емкостью 1 Гб и возможностью поиска в сообщении.
 

Программа Copyscape (www.copyscape.com) позволяет срав­нивать содержание двух сайтов и найти повторы, иными слова­ми, помогает авторам найти нарушения их авторских прав.

Консолидированный набор всевозможных сервисов разме­шен на сайте Scoople (www.scoople.coni).

Еше один рынок, который в ближайшие два-три года может вырасти до объема в 3 млрд долларов. — это рынок бизнес- поиска. Речь идет о поиске и предоставлении информации, по­лучаемой через локальную сеть организации. Бизнес-поиск включает индексирование каких-то веб-сайтов — как и простой сетевой поиск, но этим дело не ограничивается. Задача бизнес- поиска — обеспечить конкретную организацию или предпри­ятие именно той информацией, которая ей нужна, быть может, довольно грубое, но понятное определение: «бизнес-поиск — это легализованный промышленный шпионаж». Более подроб­ное сравнение обычного сетевого поиска и бизнес-поиска при­ведено в табл. 36.

Таблица 36

Сравнение параметров обычного сетевого поиска и бизнес-поиска

Публичный поиск в Интернете (Google)

Бизнес-поиск в Интернете (Verity К2)

За поиск платит рекламода­тель. Для пользователя по­иск бесплатен

Стоимость поиска оплачивает организация. Для пользователя поиск бесплатен

«Умные» алгоритмы готовы дать ответ на запрос в любой момент. «Поиск — это вол­шебство» — как сказан поль­зователь

Доставка специфических массивов инфор­мации задается запросами, которые хранят­ся в памяти системы, реакцией специали­стов и усовершенствованными алгоритмами

Результаты поиска демонст­рируются немедленно, разве что с задержкой, вызванной пропускной способностью пользовательского канала

Результаты могут проявиться через какой-то значительный период времени. Отладка ре­жима поиска может оказаться значительно более сложным процессом, чем предполага­лось вначале

Простой, ясный пользова­тельский интерфейс с указа­телем типа «найди и щелк­ни» и стандартным поиско­вым окном

Не существует общепринятого способа пре­доставления результатов бизнес-поиска

 

Публичный поиск в Интернете (Google)

Бижес-поиск в Интернете (Verity К2)

Фокусирование интересов на массовом рынке

Фокусирование на интересах отдельного подразделения или на каких-то спеии&пьных задачах. Любая организация не может счи­таться аналогом массового рынка: скорее, это некая федерация специальных потребно­стей

Выдача результатов в обыч­ных для Интернет форматах: HTML. Word. XML. .pdf

Абсолютно различные типы файлов: от ти­пично интернетовских до каких-то специ- альных разработок

Системы поиска и доставки легко автоматизируются

Системы поиска и доставки результатов ну­ждаются в формулировании каких-то допол­нительных логических требований: как ра­ботать со специальными видами докумен­тов. какие права доступа имеют различные категории пользователей, а также многие иные ограничительные мероприятия

Обычные автоматизирован­ные системы («пауки») и технология «проталкивания» обеспечивают индексацию и доставку необходимого мате­риала

Используются комбинация технологии авто­матического индексирования («пауков»), «проталкивания», а также специализирован­ные разработки

Обновление задается индек­сирующей системой

Материал индексируется по программе, со­ставленной исходя из интересов бизнеса, в том числе и в режиме реального времени

Безопасность обеспечивается стандартными средствами

Безопасность ставится во главу угла. Доступ, проверка списка пользователей, предотвра­щение взлома сайта хакерами и другие меры безопасности входят в число наиболее при­оритетных

Эксплуатация осуществляет­ся специально выделенной группой инженеров и спе­циалистов по анализу содер­жания

Выделенные инженеры и специалисты не предусмотрены

Обычно бывает достаточно ощущения, что работа орга­низована «довольно хорошо»

Обычно предполагается, но не всегда реали­зуется концепция дублирования и преодоле­ния нештатной ситуации. Любая неполадка воспринимается с дрожью в коленках

 

Публичный поиск в Интернете (Google)

Бизнес-поиск в Интернете (Verity К2)

Желательно получение ре­зультатов. удовлетворяющих конкретное лицо. Повсеме­стно распространены рекла­ма. объявления и т. п.

Желательно получение объективных резуль­татов. Обычно дополнительная информация ограничивается нуждами самой организации (учреждения, предприятия)

Широко распространено от­слеживание того, как ис­пользуется данный материал

Анализ использования выливается в непро­стую проблему. С одной стороны, отслежи­вание помогает решению проблем регулиро­вания. безопасности и лицензирования.

С другой стороны, излишнее внимание мо­жет привести к потери доверия

 

Преимущество Google на данном направлении бизнес-по-иска состоит в том. что пользование этой системой очень простое. Одна из руководителей компании, входящей в список первых 500 по версии газеты Financial Times, спрашивает: «Поиск внутри документов нашей компании должен работать как Google. Мгновенно. Просто. Выдача результатов на первой странице. Неужели это так сложно?» Правильный ответ: «Да, это очень сложно, мадам! Организовать поиск так, как это делает Google, очень и очень сложно!»

Еще одна известная всем изюминка Google — свой, нестандартный и неформальный, подход к оценке результатов поиска. Алгоритм полагается не столько на нейтральные, безусловно объективные, но чаще всего бесполезные формальные данные о релевантности и пергинентности найденных документов, а работает «как все люди». Алгоритм ранжирования учитывает наличие и количество у найденной сетевой страницы гиперсвязей к другим активным (подчеркиваем, активным!) страницам Сети, анализирует разговоры в Сети (чаты), листсервы, доски объявлений и другие проявления реальных интересов реальных людей. Грубо говоря, алгоритм «прислушивается» к тому, что люди говорят о данном документе, и если хорошо говорят, то именно этот документ и возглавит список результатов поиска. Такой подход в чем-то копирует систему обмена научной информацией: известно, что на первом месте у ученых по значимости источников информации стоят не прочитанные материалы, а результаты живого обсуждения с коллегами в кулуарах, на семинарах, конференциях и т. п.

И, наконец, не следует забывать о финансовой мощи. После недавнего выхода на рынок поставщиков информации и на биржу Google стоит больше, чем такие известные компании, как Autonomy, Convera, Fast, вместе взятые! Это значит, что очень скоро все поставщики информации почувствуют присутствие на том же секторе рынка сильного, активного, умного и очень богатого конкурента. В астрономии вы можете доказать присутствие какого-то космического объекта двумя способами: либо непосредственно увидеть его, либо доказать его наличие по косвенным признакам, по воздействию на другие космические объекты. Так вот Google наблюдаем с обеих этих точек зрения — как непосредственно, так и по влиянию на других. Система стала синонимом быстрого и простого поиска. Вечно занятому потребителю нужен результат поиска, а не лекция о поисковых машинах или об особенностях лингвистической обработки естественного языка, байесовской статистики и таксономии.

Ценовая политика компании также весьма разумна: при стоимости ее систем бизнес-поиска от 40 до 250 тыс. долларов нужно понимать, что другие компании запрашивают более миллиона долларов. Если задумываться о будущем, то при всех вариантах можно быть уверенным в необходимости дальнейшего существования библиотекарей и специалистов по информации, ибо огромное большинство людей, даже обремененных научными степенями, не умеют, как правило, найти необходимую им информацию.

Поскольку технология блогов — последний писк моды, ее не обошли и великие поисковые компании Yahoo! и Google. Вы можете ознакомиться с новостями компаний, посетив адреса www.google.com/googleblog или www.ysearchblo.com

Компания OCLC объявила, что ее сетевой доступ к проекту Open WorldCat Pilot будет осуществляться с помощью поисковой системы Google. Цель проекта — вывести пользователя непосредственно на ближайшую к нему местную библиотеку, в которой имеется необходимый документ. В данном проекте используется часть массива, всего лишь 2 млн библиографических записей из обшего количества 67 млн, которыми располагает WorldCat.

Google Toolbar получил в 2003 г. приз Ассоциации независимых профессионалов по информации как лучший программный инструмент года. Компания Google проявила себя и на рынке научного поиска, открыв бета-версию сайта Google Scholar (www.scholar.google.com). Система в первую очередь предоставляет доступ к статьям и рефератам, опубликованным в рамках технологии открытых систем и институциональных репозитариев. При ранжировании выдачи система учитывает в виде отдельного списка индекс цитирования каждого из найденных документов. Как утверждает главный инженер проекта, г-н Аннураг Ачарья (Anurag Acharya), «мы охватываем всех основных издателей научной литературы». Кое-кто высказывает опасение, что эта система превратит библиотекаря научно-тех-нической библиотеки в «ящик для мусора». «Ничего подобного, — парирует Ян Велетроп (Jan Veletrop), издатель нового журнала Biomed Central, — создание репозитарных систем при развитии Google Scholar становится императивом, а функции репозитария и библиотеки очень близки, это организации, занятые распространением информации». Скорее Google Scholar является конкурентом таких новых систем, как Web of Knowledge компании IS1 или Scopus, поставляемый издательством Elsevier, поскольку Google Scholar лучше названных систем, предоставляется бесплатно и может извлекать информацию, расположенную очень «глубоко» в Сети. Позиция Велетропа не может быть нейтрапьной, ибо его журнал представляет собой в чистом виде элемент системы открытого доступа (автор оплачивает публикацию, а доступ к ней бесплатен). По мнению редактора журнала «Информация сегодня» (information World Review, v 208, Dec 04, p.2) Боба Пикеринга (Bobby Pickering), «появление Google Scholar для прежних лидеров информационной индустрии, компаний “Томсон" или "Эльзевир'’ — это как столкновение “Титаника" с айсбергом. Представители старой гвардии еще танцуют в бальном зале, передвигают стулья поближе к сидящим дамам, не понимая, что происходит на самом деле и что их ждет». И тем не менее все к лучшему: напор Google заставит традиционных издателей пересмотреть пены и условия в сторону, благоприятную для пользователей. Авторы по мере набора материала в системе репозитариев станут перекочевывать туда. «Время на стороне Google» считает г-н Пикеринг.

Феномен Google — одной из самых быстрорастущих и многоплановых интернет-компаний — заставляет говорить о ней всех, кто так или иначе работаете Интернетом, а для библиотек, обслуживающих многочитаемых пользователей веб-ресурсов и электронных библиотек, знание инициатив, проектов да и просто работа с этой системой очень важны и поучительны. Анализируя программу ежегодной крымской конференции, видишь, что системе Google посвяшен целый ряд докладов, и возникает уверенность, что многие новации и сюрпризы этот феномен нам еще преподнесет. Ясно одно — сегодня трудно себе представить Интернет без Google, а Рунет — без активно набирающего обороты русского Гугла.