Доставка документа между библиотеками

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

5.4.4. Доставка документа между библиотеками

Временное заимствование документов из других библиотек — распространенный способ улучшения обслуживания читателей. Роль межбиблиотечного абонемента и системы доставки документов (МБА и СДД) в библиотечной технологии достаточно велика. Полезно отметить концептуальную связь между библиотечным обслуживанием и МБА: как в личной коллекции
невозможно собрать все, что интересует или может заинтересовать отдельно взятого человека и для чего создаются учреждения коллективного пользования, так и одна библиотека не в силах предвидеть репертуар интересов своих читателей и прибегает к услугам распределенного фонда библиотек — участниц системы МБА. Известный специалист, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе г-н Хэйес (R. Hayes) считает, что соотношение закупок и абонирования может служить показателем состояния экономики страны. Навигационной основой использования систем МБА является составление Сводного каталога с описанием фондов библиотек-участниц. По мере развития средств изготовления удобных в обращении копий все шире используется и метод доставки копий документов (ДД).

Стремление расширить границы доступного для читателя источника знания за пределы библиотечного помещения существовало всегда, но только с развитием средств телекоммуникации это направление получило реальную основу для быстрого роста. Совершенно новый импульс использованию распределенного фонда придает возможность работы с электронными ресурсами, получение полных текстов в электронном виде и осуществление других функций, в частности заказа на доставку и платежей в электронном формате.

Технология обработки заказов МБА и ДД достаточно хорошо развита, приняты стандарты запроса и отслеживания прохождения документа по этапам (стандарты ISO 1060/1061). Активно развивается в рамках ИФЛА Международная программа всеобщей доступности публикаций (Universal Availability of Publications — UAP). Для устранения сложностей, связанных с различными типами национальных валют и для установления единой ценовой политики, по рекомендации ИФЛА была внедрена система ваучерных расчетов за выданные во временное пользование документы.

Если пытаться ввести типологию, то можно бы выделить следующие типы организаций, участвующих в МБА:

• библиотеки-доноры, являющиеся в основном поставщиками документов из своих обширных коллекций: крупные (например, национального уровня) библиотеки с богатыми коллекциями;
• библиотеки-реципиенты, в основном специальные библиотеки с разнообразным составом пользователей и трудно предсказуемыми интересами — далее мы приведем как пример опыт одной из немецких библиотек:

• организации — поставщики информации, для которых доставка документов является одним из основных видов бизнеса: OCLC, BLDSC и другие поставщики информации.

Нужно сказать, что журнальный кризис содействует развитию систем МБА и ДД. Библиотеки не осуществляют подписку на весь репертуар наименований периодических изданий, а выписывают только «ядро». Для обслуживания остальными журналами предлагается, во-первых, пользоваться библиографическими инструментами — такими, как таблицы содержания или реферативные журналы. Выбрав необходимую статью, пользователь заказывает через библиотеку полный текст, причем довольно часто доставка осуществляется за счет библиотеки, бесплатно для пользователя. Такая система оказывается экономически более оправданной, и как результат — за рубежом сложился хорошо отлаженный бизнес изготовления баз данных и доставки полнотекстовых документов.

Убедительные примеры общеевропейского или глобального сотрудничества — система доставки документов SUBITO (одного из крупнейших сегодня международных центров по электронной доставке документов, объединяющего 27 библиотек Германии, Швейцарии и Австрии) или практика работы известного Центра по доставке документов при Британской библиотеке (British Library Document Supply Center — BLDSC). расположенного в г. Бостон-Спа, Великобритания. Еще один мировой центр доставки документов — OCLC (Online Computer Library Center).

Практика использования заемных материалов существенно развивается и по экономическим причинам. Библиотеке по запросу пользователя проше оплатить доставку полного текста статьи (обычно это стоит от 10 до 50 долларов), чем стоимость подписки на несколько годовых комплектов соответствующих журналов, их обработку и содержание при совершенно непрогнозируемом спросе на конкретную статью. Для поставщиков информации доставка полнотекстовых документов превратилась в серьезный современный бизнес. Все это приводит к тому, что роль документов, предоставленных библиотеками не из собственных фондов, существенно повышается. Например, превосходная и отнюдь не бедная библиотека Массачусетского технологического института (США) заказывает по каналам межбиблиотечного абонемента и доставки документов материалы из такого количества наименований журналов, которое существенно превосходит объем собственной подписки (в терминах количества наименований выписанных журналов). А научно-техническая библиотека корейского Института науки и технологии (Сеул, Республика Корея) выписывает журналы 20 тыс. наименований, но держит в основном здании лишь публикации не старше 3 лет. Более того, электронные библиотеки журналов, подобные той. которую поддерживает Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), постепенно становятся не только средством расширения сферы обслуживания пользователей библиотеки, но и источником комплектования ее фондов. И эта тенденция проявляется все ярче и ярче, повышая тем самым значимость и необходимость электронных библиотек. Эту же мысль подкрепляют результаты исследований по использованию электронных журналов, по описанию других видов электронных ресурсов, по технологической и информационной взаимосвязи электронной информации и электронных библиотек и ряд других.

На базе систем доставки документов могут формироваться целые сообщества, использующие распределенный библиотечный фонд и формирующие единую точку доступа к информации о публикациях. Этот подход, по-русски наиболее близкий к термину «практика работы с одним окном», а по-английски — «покупка в одном месте» (one stop shopping), мы проиллюстрируем примером системы Getinfo. совместным начинанием Немецкого центра научно-технической информации в Карлсруэ (FIZ Karlsruhe) и Немецкой национальной научно-технической библиотеки в Ганновере (TIB/UB. Hannover). Вместо того чтобы проводить поиск среди многочисленных издателей, научных издающих учреждений, предприятий и т. п., достаточно зайти на сервер системы Getinfo (www.getinfo-doc.de) и получить все необходимое, в том числе полные тексты электронных доку

ментов из самых различных источников. Дальнейшее развитие этот подход получил в проекте немецкого научного портала Vascoda (www.vascoda.de), созданного объединенными усилия­ми Министерства науки и образования Германии (BMBF) и Не­мецкого научного общества (DFG) на базе Немецкой нацио­нальной библиотеки по науке и технике в Ганновере (T1B/UB).

                 В проекте объединены усилия и коллекции многих немецких ЦНТИ (используются 4 тематические сети НТИ), высококаче­ственные и отобранные ресурсы научных организаций, универ­ситетов (эти ресурсы считаются обычно «невидимыми», по­скольку не проходят регистрацию в Сети) и научно-техниче­ских библиотек, а также 20 виртуальных библиотек.

Одним из старейших и самых известных международнозна­чимых центров доставки документов является уже упоминав­шийся Центр — подразделение Британской библиотеки в г. Бос­тон-Спа (British Library Document Supply Centre BLDSC). Фак­тически это промышленное производство, которое не имеет непо­средственного общения с пользователями, а только выполняет их заказы. Для того чтобы показать разницу между самой библиоте­кой и ее функциями и специально сформированным центром, мы приводим состав фондов библиотеки и центра (табл. 33, 34).

Таблица 33

Состав фондов Британской библиотеки: фонды читальных залов в Лондоне и фонды в Центре доставки документов в Бостон-Спа (данные середины 2001 г.; структура и процентное отношение видов изданий в 2005 г. не изменились)

Вид издания

Количество, экз.

Чита льные залы в Лондоне

Монографии

10 242 000

Газеты, названия

54 409

Марки

8 181 939

Картографическая продукция

4 225 360

Музыкальные ноты

1 579 775

Аудиодиски

1 178 240

Патенты

47 598 607

 

 

Окончание табл. 33

Центр доставки документов в Бостон-Спа

Монографии

3 244 790

Периодика (наименования)

263 632

Доклады на микроформах

4 502 724

Диссертации

639 108

 

 

Логика формирования фондов понятна и рациональна: по­близости от читальных залов комплектуется все. что может по­надобиться немедленно. В удаленном центре комплектуются монографии, периодические издания, микроформы и диссер­тации.

 

 

Таблица 34

Сравнительные показатели работы Центра доставки документов в Бостон-Спа за два периода: 1995—1996 и 2000—2001 гг.

Спрос

1995-1996

2000-2001

Всего запросов

4 113 586

3 897 362

Запросы из Великобритании

3 015 838

2 629 106

Зарубежные запросы

 

 

Платные запросы из Великобритании

53 165

96 473

Платные зарубежные запросы

250 967

540 716

Запросы от британских пользователей, направленные за рубеж

8 844

3 978

Количество абонентов

18 392

20 584

Распределение способов осуществления заказа документов

От компьютера к компьютеру по системе ARTTel

60%

33%

Электронная почта

4%

46%

Обычная почта

22%

4%

Заказ в Электронном каталоге BLAISE

5%

Факс

5%

3%

Заказ через поставщиков баз данных

3%

1%

Телекс

1%

Другие

5%

8%

 

 

Отметим общее снижение активности запросов и увеличение за пять лет вдвое доли платных заказов (поступивших не от читателей Британской библиотеки).

Британская библиотека создает безопасную систему доставки электронных документов. В рамках программы модернизации своей хорошо известной системы доставки документов Британская библиотека реализует проект стоимостью 3,5 млн фунтов стерлингов по улучшению доступа пользователей к более чем 100 млн документам, хранящимся в библиотеке, и надежной доставке их непосредственно на персональный компьютер потребителя. Используя технологию, разработанную компанией Relais International, запрошенные из фондов библиотеки документы сканируются, запоминаются как .pdf-файлы и отправляются непосредственно потребителю; при необходимости весь процесс осуществляется в экспресс-режиме за 2 часа. По предыдущей технологии заказанные материалы обычно ксерокопировались и отправлялись либо по факсу, либо по почте. Лпя обеспечения требований законодательства об авторском праве файлы могут быть распечатаны только один раз и не могут пересылаться на другой компьютер, если они были однажды открыты. Если файл не открыт в течение 14 дней после получения, он автоматически уничтожается. Документ может быть сохранен на жестком диске пользователя только при условии заключения соответствующего соглашения с издателем или с агентством по авторскому праву. По мнению г-жи Натали Синей (Natalie Сеепеу), директора Британской библиотеки по обслуживанию, «этот вид обслуживания очень нравится другим библиотекам и центрам информации, он развязывает им руки, освобождая от рутинной работы и позволяя сконцентрироваться на более важных вопросах и на совершенствовании своих услуг». Пока что значительная часть депозитарной коллекции Британской библиотеки имеется только в печатном формате, но по мере накопления электронных документов процесс станет еще более простым и надежным. Стоимость услуги не изменилась, ибо как считает г-жа Синей, «пользователь платит за содержание, а не за формат».

Мы уже упоминали в предыдущей главе о материалах сравнительного исследования сотрудников научно-технической библиотеки Американского института стандартов и технологий

(АИСТ). В табл. 35 приведен средний размер оплаты библиоте­кой единичной доставки документа и участие пользователя в оплате.

Таблица 35

Оплата

Библиотека

 

АИСТ

1

3

№5

№6

№7

Средний размер оплаты еди­ничной доставки документа

21.7

0,3

2..5

0,0

20.9

20.0

Возмещение от пользователя

-

+

+

+

+

-

 

72% своих поступлений по линии доставки документов библиотека АИСТ получает бесплатно, но оставшиеся 28% обходятся ей очень дорого.

В качестве показательного примера роли системы доставки документов приведем технологию библиотечной работы в организации. которая по-немецки называется Wissenschaftskolleg zu Berlin (Содружество ученых в Берлине), а в англоязычной версии они себя обозначают как Institute for Advanced Study (Институт перспективных исследований) в подражание Принстону, США. Это очень необычное научное учреждение, функционирующее с 1981 г. В институт приглашаются для стажировки в течение 10 месяцев примерно 40 стипендиатов (fellows) из всех стран мира, в том числе и из Германии. Это писатели, музыканты. философы, психологи, экономисты, юристы, историки и т. п., в том числе, например. Станислав Лем, венгерский писатель. лауреат нобелевской премии 2003 г. Петер Надаш, много композиторов. Они могут заниматься всем, чем угодно, преимущественно заявленными большими проектами. Библиотека института создает своим клиентам практически «райские» условия: фактически любое пожелание стипендиата самым срочным образом выполняется через систему МБА и доставки документов. В чем-то специфика работы данного учреждения близка некоторым нашим библиотекам, например Библиотеке Администрации Президента и Парламентской библиотеке. Свои собственные коллекции у библиотеки не очень велики — и это понятно, ибо интересы клиентов совершенно различны и непредсказуемы, на постоянной основе комплектуют только справочные издания и какую-то базу данных для общего образования.

ГПНТБ России, будучи фактически национальной библиотекой по науке и технике, как правило, намного больше выдает, чем получает. За 2005 г. библиотека выполнила более 13 тыс. заказов МБА. в том числе 7 тыс. — оригиналами и 6 тыс. — копиями, при этом используя как собственные коллекции, так и фонды других московских библиотек. Из указанного числа примерно 2215 заказов исполнено в формате электронной доставки документов (отправлено 18 тыс. страниц). Перспективным является использование системы международной доставки документов СУБИТО (www.subito-doc.com). Дело не только в скудности собственных средств, не позволяющих выписывать дорогостоящие зарубежные периодические издания, но и в том, что читатели ГПНТБ понемногу стали осознавать, что информация — это товар, за который можно платить. Если в середине 1990-х гг. библиотека продвигала, рекламировала тогда еше бесплатные услуги по доставке документов (реально они оплачивались немецким правительством в рамках специальных программ помощи), то с начала 2005 г. наши читатели и коллективные пользователи начали все шире использовать обращения к системе СУБИТО (в год выполняется более одной тысячи заказов). Распределенный фонд СУБИТО опирается на базу данных журнальных статей (20 млн записей) и многие сводные каталоги системы из более чем 30 специальных библиотек Германии, Австрии. Швейцарии.

Работу с электронными документами невозможно себе представить без соответствующего информационного обеспечения, в первую очередь — справочно-поискового аппарата, ядро которого составляет электронный каталог. Не менее важным является хорошо организованная система лингвистического обеспечения. Эти аспекты нельзя опустить в настоящей книге, попробуем в этом тоже разобраться.