Кризис модели печатных журналов

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

4.5. Кризис модели печатных журналов

Многие научные учреждения более не могут позволить себе покупать информацию о научных результатах, полученных в их же стенах учеными и исследователями.

Это связано со следующими факторами:

1) качество научных изданий гарантируется системой реферирования поступивших работ, а организуют реферирование издатели;

2) издатели становятся единоличными владельцами поступивших к ним и принятых к публикации материалов, поэтому по законам авторского права они могут назначать любую цену подписки, не страшась конкуренции.

Некоторые факты и тенденции отражены в статистике американской Ассоциации научных библиотек (www.arl.org/sparc), табл. 18—21.
 

Таблица 18

Сравнительные тенденции роста цен за 1986—1998 гг., %

Продолжающиеся издания

Цена за шту ку

+ 175

Расходы библиотек на комплектование журналами

+ 152

Число выписанных наименований журналов

-7

Монографии

Цена за штуку

+66

Расходы библиотек на комплектование книгами

+33

Число закупленных наименований книг

-25

Инфляция

Индекс потребительских цен за этот же период

+49

 

 

Стоимость подписки на книги и в особенности на журналы растет существенно быстрее общих темпов инфляции.
В течение этого же периода, 1986—1998 гг., издательская промышленность консолидировалась путем многочисленных слияний и приобретений: малые издательства были поглощены большими, а большие сливались в гигантские. Консолидированный рынок привел к утрате конкуренции и к увеличению стоимости подписки.

Консолидация издательского дела сказывается на всех видах информационной продукции — книгах, базах данных, журналах, однако наибольшую озабоченность научной общественности вызывает «журнальный кризис». Многие ученые абсолютно не осведомлены о том, как разорительно дороги стали научные журналы, публикуемые коммерческими издательствами. В качестве примеров мы даем цифры по нескольким хорошо известным в России издательствам.
Стоимость годовой подписки — это только один из возможных параметров оценки. Можно также указать удельный параметр. например стоимость одной журнальной страницы либо стоимость пользования в данной библиотеке — как частное от деления стоимости годовой подписки на число выдач данного наименования журнала за год в какой-то определенной библиотеке (в российской библиотечной статистике этот показатель называется стоимость одной книговыдачи). Мы даем статисти«у, полученную в библиотеках университета штата Висконсин в Мэдисоне, США.

 

Таблица 20

Примеры высокой стоимости пользования (статистические данные библиотеки Университета штата Висконсин в Мэдисоне, США, за 1998-1999 гг.)

Наименование журнала

Издатель

Стоимость пользования (стоимость одной книговыла- чн в год), долл. США

Международный обзор по гидрологии (International Review of Hydrology)

Wiley

788

Медицинская микология (Medical Mycology)

Blackwell

742

Европейский физический журнал, серия Д (European Physical Journal D)

Springer

584

Композитные структуры (Composite Structures)

Elsevier

449

Достижения в теплопередаче (Advances in Heat Transfer)

Academic

Press

275

Теплопроводность (Thermal Conductivity)

Plenum

218

 

 

Комментарии к этой таблице совершенно излишни: в любой, даже самой обеспеченной, библиотеке мира абсурдно платить 500—800 долларов за однократный просмотр журнала! Намного более экономной в этих условиях выглядит система «плати за просмотр» (pay per view): сначала пользователь

просматривает таблицы содержания и рефераты статей (это делается бесплатно), а затем заказывает нужную ему статью. Полный текст обходится в 15—35 долларов, и для библиотеки это, как следует из табл. 20, намного выгоднее (даже если не учитывать расходы на обработку и хранение периодики).

Отнюдь не все журналы столь дорогостоящи. Многие профессиональные научные общества печатают сравнительно недорогие журналы в терминах стоимости подписки, удельной стоимости страницы и стоимости пользования.
 

Таблица 21

Примеры относительно невысокой стоимости пользования (статистические данные библиотеки Университета штата Висконсин в Мэдисоне, США, за 1998—1999 гг.)

Наименование журнала

Издатель

Стоимость пользова­ния (стоимость одной книговыдачи в год), долл. США

Журнал молочной промышленно­сти (Journal of Dairy Science)

Am. Diary Sci. Assc.

0.14

Химическое машиностроение (Chemical Engineering)

McGraw-Hill

0.17

Журнал обучения химии (Journal of Chemical Education)

Am. Chemical Society

0.25

Ландшафтная архитектура (Landscape Architecture)

Am. Soc. Land Arch.

0.38

Прикладная микробиология при­родной среды (Applied Environm. Microbiology)

Am. Soc. Microbiology

0.50

Экология (Ecology)

Ecological Soc. Am.

0.55

Природа (Nature)

Macmillan

0.92

Геология (Geology)

Geological Soc. Am.

0.99

 

Мы видим, что подавляющая часть недорогих, но высококачественных журналов публикуется научными обществами. В среднем коммерческие журналы примерно в 4 раза дороже, чем журналы, печатаемые некоммерческими издателями. Наблюдается существенная разница между наиболее дорогими коммерческими журналами и наиболее дешевыми бесприбыльными журналами. Если считать в терминах удельной стоимости одной страницы, то коммерческий журнал может стоить в 40 раз выше бесприбыльного, а в терминах стоимости пользования (стоимости одной книговыдачи) разница может быть в сотни раз, как это видно из сравнения табл. 19 и 21.

Сейчас наиболее дорогие журналы имеют менее 500 институциональных подписчиков и почти не имеют индивидуальных. Сделав журналы безумно дорогими, коммерческие издатели тем

самым предоставили новым, конкурирующим с ними форматам электронных журналов счастливую возможность установить контакты с мировым научным сообществом по вполне доступ­ным для него ценам.

При взимании платы за доставку документов большинство библиотек вводит дифференцированную шкалу оплаты, осно­ванную на идее поддержки образования и уважения налогопла­тельщиков, помогающих поддерживать данный университет. Для университетских библиотек США это следующие градации (по возрастающей стоимости оплаты библиотечных услуг):

                 студенты, преподаватели и сотрудники университета;

                 жители города, в котором университет расположен;

                 жители штата, в котором университет расположен;

                 все остальные граждане и организации.

Вот некоторые данные о вузовских библиотеках, содержа­щиеся в специально подготовленной университетом Лафборо (Loughborough University), Великобритания, статистической подборке (табл. 22). Как это принято в британской статистике, различаются три группы вузов: старые университеты, новые университеты (зачастую ранее бывшие политехническими ин­ститутами) и колледжи, дающие высшее образование.

 

 

Таблица 22

Параметр

Старые уни­верситеты

Новые уни­верситеты

Колледжи

Средняя стоимость книги (включая аудиовизуальные материалы)

19.7

17.2

13,3

Стоимость годовой подписки на перио­дику в расчете на одного студента

72.4

30.3

22.4

Средняя стоимость годовой подписки на периодическое издание

127.4

79,7

77,6

Стоимость электронных ресурсов в рас­чете на одного студента

11.5

10.7

9.2

Средние финансово-стоимостные показатели в вузовских библиотеках Великобритании, фунты стерлингов


 

Анализируя стоимостные показатели, следует поинтересо­ваться тем. как используются оплаченные ресурсы. Соответст­вующие данные содержатся в табл. 23.

Таблица 23

Интенсивность использования библиотечно-информационных ресурсов в вузовских библиотеках Великобритании
 

Параметр

Старые уни­верситеты

Новые уни­верситеты

Колледжи

Количество наименований периодиче­ских изданий в расчете на одного со­трудника

7.0

6,9

5.6

Количество книг в расчете на одного студента

52

51

52

Количество студентов на одно место в читальных залах библиотеки

7,6

9,7

10.7

Количество студентов на одно автома­тизированное рабочее место (персо­нальный компьютер)

48,2

38.5

42,8

Среднее количество посещений сту­дентами библиотеки за год

81

71

79

Количество заказов по М БА в год в расчете на одного сотрудника универ­ситета

8.6

10.9

9,7

Средняя стоимость закупленной библиотекой книги в 2001 г. составляла 7,5 английского фунта (около 330 рублей).

 

 

Таблица 24

Средняя стоимость подписки на периодические издания в 2001 г.

Страна

Стоимость подписки в на­циональной валюте

Эквивалентная стоимость подписки, руб.

Великобритания

323 англ. фунта

Более 15 тыс.

США

635 долларов

Около 19 тыс.

Германия

658 марок

8,5 тыс.

 

 

Несколько другие цифры приводил в своем выступлении на семинаре в ГПНТБ России в 2004 г. представитель Института инженеров электротехников и электронщиков (IEEE) г-н Стин Андерсен (Steen Andersen). Средняя стоимость подписки на одно наименование журнала по профилю IEEE составляет 1500 долларов, а в рекламируемой от имени IEEE электронной библиотеке IEL — 500 долларов за журнал.

Россияне тратят в среднем на покупку различного рода публикаций («на чтиво») в среднем 300 рублей в год, а жители столичного региона около 400 рублей в год.

Массовость использования мобильных телефонов (более 55 млн пользователей) помогает понять важнейший усредненный параметр — сколько люди готовы платить за связь, за информацию (пока что в основном личностную), за общение. В 2003 г. среднемесячный доход клиента в бывшей сети «Сонет», ныне «Скайлинк» (стандарт CDMA), составил 60 долларов, в сетях МТС. Вымпелком, Мегафон (стандарт GSM) около 20 долларов.

Для профессиональных библиотекарей могут оказаться полезными справочные показатели стоимости получения информации по тем или иным каналам. Имеется в виду пользование информацией, безотносительно к стоимости самого содержания. По данным исследовательского подразделения Microsoft Research*, в один доллар обходятся следующие ресурсы:

• 1 Гб данных, переданных по локальной сети;

• 1 Мб трафика в процессе обмена данными с СУБД;

• 1 Гб дискового пространства;

• 8 часов работы Intel-npoueccopa с частотой 2 Ггц;

• 10 Тб трафика в процессе обшения программ с накопителем на жестких дисках.

Ясно видна диспропорция между дешевыми локальными и дорогими сетевыми ресурсами (последние уже много лет отстают от первых). Поэтому оптимальной по стоимости следует считать такую распределенную систему, в которой минимизированы обращения к СУБД и к сети и в то же время ведется интенсивная обработка информации на месте, локально. В частности, экономичным будет программное обеспечение, способное выполнять интеллектуальную обработку информации на сервере, передавая клиентам тщательно отфильтрованные сведения. Вывод: библиотечному работнику необходимо как можно тщательнее прорабатывать информацию «на месте», у себя в библиотеке, не полагаясь только на то, что в Интернете «все есть» и «Интернет, мол, вывезет».

Г-н Дерк Хаанк, генеральный директор компании «Эльзевир» (Derk Haank, Elsevier Science Inc.), на конференции в г. Билефельд, Германия, в 2002 г. сделал очень интересный доклад. По его оценкам, 70% от 6 млн пользователей компании «Эльзевир» (в первую очередь системы Science Direct) мигрировали от печатных к электронным версиям документов. При обсуждении проблемы стоимости научных публикаций, и в частности электронных версий, он привел несколько неожиданных аргументов о возможной несправедливости единой подписной цены для мелкой организации, где информацией воспользуются I — 2 сотрудника, и для крупной организации, например университета, где то же самое издание и за ту же цену прочтут сотни потребителей информации. Конечно, эта аргументация сомнительна, ведь речь идет об одних и тех же трудозатратах на выпуск издания, но тем не менее подход нетривиален. По-видимому, такой подход навеян практикой ценообразования на электронные издания и исходит не из трудозатрат, а из удельной стоимости информации для отдельного потребителя. Удельная стоимость в данном случае — это стоимость подписки, отнесенная к объему предоставляемой информации и к числу пользователей информации. Вот на таком подходе основан анализ и прогноз динамики ценообразования на научную информацию в представлении г-на Хаанка, табл. 25.

Понимать эти формулы нужно так: если ранее существовавшую удельную стоимость подписки на традиционные издания принять за единицу, то уже сейчас при увеличении стоимости подписки на 10% потребителю предоставляется вдвое больший объем информации; а уж в 2005 г. при росте стоимости подписки на 25% объем поставляемой за эти деньги информации увеличится в 6 раз, а число пользователей — в 8 раз. Так что в целом, по мнению г-на Хаанка, общество оказывается в несомненном выигрыше, единица информации для одного потребителя стоит в 38 раз дешевле!
 

В оценках экономической эффективности использования электронных документов в библиотеках полезно учитывать жизненный цикл книги (или издания вообще, поскольку периодические издания в библиотеках также переплетают, например. поквартальными или годовыми комплектами). Этот подход десять лет назад был разработан сотрудником Британской библиотеки Энди Стефенсом (Andy Stephens) в его исследовании «Применение модели ценообразования, основанной на жизненном цикле в библиотеках: комплектование и хранение библиотечных материалов в Британской библиотеке», опубликованном в 1994 г. в журнале ИФЛА [35]. Идея этого подхода понятна здравомыслящему человеку: помимо стоимости подписки, библиотеке приходится расходовать средства на содержание соответствующего штата, на первоначальную обработку издания, в том числе на каталогизацию и систематизацию, расстановку на полках. В дальнейшем потребуется оплачивать ее хранение и поддержание в порядке в течение многих лет, включая разовые мероприятия по обеспечению сохранности изданий или их реставрации и растущие со временем расходы на хранение — уборку помещения, чистку книг, кондиционирование и т. д.

Применительно к современным условиям сравнительный анализ стоимости содержания печатного и электронного фонда периодики выполнили известные специалисты Роджер Шон-фельд, Дональд Кинг, Энн Окерсон, Айлин Фентон по заказу

Фонда Меллона |36]. Они обследовали три группы американ­ских вузов — малые, средние (такие, как Университет имени Джорджа Мэйсона в Фэрфаксе или Университет Дрексела в Филадельфии) и большие (в том числе Корнельский, Нью- Йоркский и Йельский). Всего 11 университетов и колледжей. В своих выводах они указывают на весьма существенную разни-

                 цу в стоимости содержания фонда. Учитывалась заработная плата библиотекарей, связанная с обслуживанием и расстанов­кой на полках, стоимость переплетных работ и библиотечных помещений. Не принималась в расчет при сравнении стоимость подписки или лицензирования.

Поскольку стоимость помещений в зданиях различных лет постройки сравнить очень нелегко, то принимались следующие «консервативные», как их назвали сами авторы, нормативы: предполагалась удельная стоимость создания удаленного хра­нилища для депозитарного фонда 2,5 доллара за один том и стоимость строительства нового помещения для содержания те­кущей коллекции 1000 долларов за квадратный метр. Был при­нят 25-летний срок амортизации и выяснилось, что основные рас­ходы в конце концов связаны с работой персонала библиотеки.

Из сделанных авторами исследования выводов, прежде всего, отметим, что в малых и средних университетах число наимено­ваний электронных журналов в 3—7 раз превосходит число под­писок на печатные журналы; в крупнейших университетах эта разница не столь заметна, поскольку печатные коллекции ста­рых университетов насчитывают до 20 тыс. наименований. Циф­ры заметно разнятся, поэтому мы приводим итоговые данные по группам университетов и с указанием диапазона (табл. 26).

Таблица 26

Стоимость содержания одного наименования периодики в университетской библиотеке в течение 25 лет

Размер уни­верситета

Стоимость содержания одного элек­тронного наименования за 25 лет, долл. США

Стоимость содержания одного печат­ного наименования за 25 лет, долл. США

Малые

13-40

100-350

Средние

16-22

75-225

Крупные

25-70

65-95

 

В каждом конкретном университете стоимость содержания электронного формата в 3—5 раз ниже, чем стоимость содержания печатного, причем для малых университетов эта разница намного выше, чем для крупнейших. В переводе на одно название разница составляет до 300 долларов в предположении 25-летнего жизненного цикла издания.

Примеры стоимости библиотечного обслуживания взяты из статьи сотрудников научно-технической библиотеки Американского института стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology, NIST) г-жи Паулы Дойч (Paula Deutsch) и г-жи Барбары Силкокс (Barbara P. Silcox) «Учиться на опыте других библиотек: сравнительный анализ для оценки качества библиотечного обслуживания» (Learning from Other Libraries: Benchmarking to Assess Library Performance).

Инициаторы исследования обратились к 15 родственным — по размеру фондов, библиотечному бюджету, численности персонала, тематической направленности пользовательской аудитории — библиотекам.

Было получено согласие на сотрудничество от 7 научно-технических библиотек, среди которых библиотеки таких известных высокотехнологичных организаций с мировой известностью, как IBM, Naval Research Laboratory, Oak Ridge Research Laboratory, Sandia, Xerox и др. — хотя, заметим, не всегда библиотеки отвечали на поставленные вопросы. В подготовленной для других библиотек анкете содержалось 69 вопросов!

В опубликованных результатах сравнительного анализа, помимо собственных показателей, приводятся либо усредненные данные, либо безымянные (библиотека № 1, № 2, № 3 и т. д., без привязки к конкретному названию библиотеки); некоторые библиотеки воздержались от предоставления финансовых данных.

Мы также добавили строчку с показателями работы ГПНТБ России.

Данные по крупным библиотекам федерального уровня, областным универсальным научным библиотекам и массовым библиотекам содержатся в обзорах, подготовленных отделом библиотек и ГИ ВЦ Федерального агентства по культуре и кинематографии (табл. 27).
 

 

Низкие показатели ГПНТБ России отчасти связаны с тем, что это публичная библиотека и количество пользователей в десятки и сотни раз больше, чем в библиотеке, обслуживающей только сотрудников предприятия или учреждения.
 

В табл. 28 в статью «Материалы» включены расходы на подписку на журналы, покупку книг, оплату лицензий на электронные ресурсы, расходы на МБА и доставку документов. Здесь же расходы на поддержание и обеспечение надлежащего ухода за коллекциями — на переплетные работы, оплату услуг внешних каталогизаторов (OCLC). В данную статью не включены расходы на заработную плату соответствующего персонала. В статистику ГПНТБ России включены начисления на зарплату.
 

Таблица 27

Библиотека

Число пользователей

Средние общие расходы на одного пользователя в год, долл. США

АИСТ

3140

834

3

3180

841

№6

4500

1242

№ 5

1500

2525

ГПНТБ России

159 230

10

 

Таблица 28

Статья

% от общих расходов

Среднее по изученным американским библиотекам

Данные по ГПНТБ России за 2002 г.

Материалы

48

8

Заработная плата

40

67

Оборудование

5

2

Прочее

7

23

 

 

предпоследней колонке (табл. 29) среднее значение 5,24 наименования на одного пользователя, по-видимому, получено с учетом количества журналов. И в заключение — очень интересная информация, приведенная в табл. 30.
Средняя по всем изученным в обзоре американским научно-техническим библиотекам стоимость годовой подписки одного наименования журнала — 722 доллара. Данные по ГПНТБ России приводятся только по закупаемым журналам, а в то же время значительная часть отечественной периодики комплектуется по линии обязательного бесплатного экземпляра.

Заметим, что российские студенты, как правило, знают только бесплатную часть Интернета, практики работы с платными базами данных у них нет.
 

В заключение приведем остроумное замечание профессора Алекса Клугкиста (Alex Klugkist), директора библиотеки Университета г. Гронинген, Нидерланды: «Свободный доступ к информации вовсе не означает ее бесплатности». И. завершая этот подраздел, мы вспомним концепцию нобелевского лауреата по экономике, выдающегося австрийского экономиста Ф. Хайека. Центральную часть его концепции составляет представление о рынке как об особого рода информационном устройстве, «осуществляющем выявление, использование и координацию знаний миллионов независимых друг о друга людей». Сгустки абстрактной информации — цены — позволяют каждому экономическому агенту получить оценку своих специфических знаний, считает Хайек.

Электронные документы — очень обширная тема, особенно сегодня, в канун вступления в информационное общество. От характеристики электронных документов перейдем к работе с ними — но это уже в следующей главе.