Стоимость документа

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

4.4. Стоимость документа

Документ как продукт сознательной человеческой деятельности, как зафиксированная информация является товаром.
Диапазон стоимости документа совершенно необъятный: от бесценного документа (будь это наскальный рисунок, розеттский камень. Библия Гутенберга или живописное полотно старых мастеров) до бесполезной макулатуры — гигантская дистанция. Но есть какая-то разумная и полезная для ориентировки практических библиотекарей середина. Мы в данном разделе приво-' дим и другие аспекты экономики библиотечного дела, поскольку многие из них либо «привязаны» к его стоимости, либо должны сравниваться со стоимостью документа или учитываться при проведении оценок. Общие причины расхождения в подходах к оплате информации метко сформулировал уже нами цитировавшийся президент городской публичной библиотеки г. Стэмфорда, США, г-н Эрнст Ди Маттиа: «Автор и издатель хотели бы, чтобы оплачивался каждый акт использования документа, а читатель (и покупатель сетевого документа) хотели бы заплатить один раз “за все”».

С точки зрения библиотечной технологии важны такие параметры, как стоимость редких книг и документов (имеются в виду в первую очередь проблемы страховки или организации выставок вне помещения библиотеки), стоимость подписки на периодику, в особенности на зарубежные издания, и стоимость доставки отдельного документа по заказу.

Вузовские библиотеки активно пользуются электронными ресурсами в дополнение к печатным. Национальная статистика Великобритании, которую собирает Общество библиотек колледжей, университетов и национальных библиотек (The Society of College, National and University Libraries, SCONUL), показывает растущую долю библиотечных расходов на электронные ресурсы. В 2001—2002 гг. библиотеки — члены SCONUL на эти цели тратили в среднем 13% от общих расходов на комплектование, а каждая десятая библиотека расходовала 20% и более на электронные документы.

Расходы эти довольно велики. Мы приводим в качестве примера таблицу стоимости годового доступа к базам данных электронных полнотекстовых журналов различных поставщиков, заимствованную из статьи «Максимизируя использование электронных ресурсов в академических библиотеках» Грэхема Кэм-филда и Морин Уэйд из Лондонской школы экономики и политических наук |34).
 

 

Стоимость годового доступа к базам данных электронных полнотекстовых журналов
 

Таблица 16

Поставщик

Стоимость головой лицензии, фунты стерлингов

Ориентировочная стоимость, руб.

дВ1 Global

12 000

636 000

Elsevier Science

9 000

477 000

JSTOR

10 000

530 000

Project MUSE

6 000

318 000

FAME/E IU

14 000

742 000

DataStreani

10 000

530 000

 

Проблема сбора статистики использования этих ресурсов не столь проста, как кажется на первый взгляд. Несмотря на формирование лог-файлов (файлов регистрации) при каждом обращении к сетевому документу, множественность путей входа на сетевой документ оказывает камуфлирующий эффект.

Достаточно показательным будет сравнение одного и того же издания, доступного как в печатной, так и в электронной версии. Возьмем издание (сентябрь 2004 г.) Оксфордского словаря национальных биографий (Oxford Dictionary of National Biography) (табл. 17). Это один из величайших издательских проектов, результат 20-летнего труда 10 тыс. спеииапистов всего мира, коллекция из более 50 тыс. биографий людей, создавших Великобританию в ее нынешнем виде, от греческого исследователя Пифея, автора первого из известных нам упоминаний о Британии, до основателей США и до наших современников — например, принцессы Уэльской Диане. Для сетевой версии используется программа Verity К2 Enterprise, которая обеспечивает широкие возможности по дополнению словаря (работа с более чем 100 тыс. документов), пересмотр и дополнение содержания три раза в год. поддержка языка XML. Программа дает возможности осуществлять усложненный поиск, например «найти женщин — инженеров, родившихся в период между 1833 и 1900 гг.».


 

Сравнение свойств печатной и электронной версий Оксфордского словаря национальных биографий

 

Таблица 17

Печатная версия

Электронная версия

60 тыс. страниц текста, напечатанного на высоко­качественной бескислот­ной бумаге, 10 тыс. иллю­страций, 60 томов обшей длиной 3,4 метра. Стои­мость от издателя 7500 фунтов(около 14 тыс. долл.).

Быстрый поиск по именам или по тексту, по датам, по занятиям (профессиям), по месту ро­ждения. проживания, смерти, захоронения — с точностью до указания листа книги на книж­ной полке, названия улицы и номера дома. По­иск по месту действия (работы), названию уч­реждения, по наименованию художественного, музыкального или литературного произведе­ния. Составление тематических, исторических и других подборок и списков. Просмотр по ал­фавиту или по датам. Перекрестные гиперссыл­ки внутри коллекции и внешние отсылки к На­циональному архиву и Национальной портрет­ной галерее. Статистика использования. Регулярное и постоянное обновление, начиная с 2005 г.. круглосуточная помощь. Доступна круглосуточно по адресу www.oxforddnb.com. Стоимость персонального доступа 295 фунтов в год (около 550 долл.)

 

Как видим, обе версии имеют свои преимущества и недостатки, при том что возможности поиска в электронной версии такого массивного справочного издания даже чисто физически облегчают работу.

С 1975 по 1997 г. стоимость научных печатных журналов выросла более чем в 7 раз. Обсуждая стоимость подписки на периодические издания, нужно понимать, что оплачивается стоимость организационных и управленческих усилий издателя, а не труд автора. В подавляющем большинстве случаев мы не можем точно сказать, какие именно работы будут опубликованы в журнале в предстоящем году. Но мы, читатели и библиотечные работники, готовы платить за выбор тематики журнала (отраженной в его наименовании), за правильность редакционной политики и выбор состава редколлегии или референтов, за качество типографских работ и надежность системы распространения журнала, за эффективность системы продвижения (рекламы и позиционирования) данного журнала среди других.