Жизненный цикл документа

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

4.3.3. Жизненный цикл документа

Документ создается людьми и для людей, и его существование ограничено во времени. Ключевые этапы жизненного цикла документа — создание, восприятие и гибель. В главе 2 мы уже упоминали о наличии так называемого первого уровня информации, связанного с передачей наследственных признаков от родителей потомству. Неявно при этом подразумевалось естественное обновление всех объектов живой природы — растений, одноклеточных и многоклеточных организмов. Другими словами, обновление живых объектов означает неизбежность их гибели. Это великий закон живой природы — взаимно связанные обновление и гибель. В предыдущем разделе, посвященном рассмотрению свойств документов, мы отметили его неразрывную связь с человеком, с человеческой деятельностью. Из этого можно бы предположить (доказывать мы не беремся) естественность гибели документа или, по крайней мере, подавляющего количества созданных данной эпохой документов (глупо собирать все подряд). Помпеи интересны, потому что они единичны. Тащить сквозь века мусор ежедневного проживания бессмысленно. Надо все оставить природе, не пытаться ее перебороть, искусственно придавая ложное значение простым вещам.

Пример массовой чистки документов — смена политического режима в какой-то стране: из-за выбрасывания искусственно накопленных политических книг никакой катастрофы не произошло и не происходило ранее. И для нашего времени — все эти пособия по бизнесу, учебники маркетинга или детективные измышления, как правило, малоценны, они характеризуют эпоху и должны уйти вместе с ней. Библиотеки — не кладбища и не обязаны хранить все, за исключением депозитариев, функции которых часто предписываются национальным библиотекам.

Для библиотекаря одной из важнейших задач является селекция (отбор), и не только при комплектовании, но и при ревизии фонда для оптимизации хранения.
 

Подобно ископаемым остаткам, скелетам мамонтов и бронтозавров, отпечаткам рыб и моллюсков, мумифицированным останкам грибных и растительных спор, к нам доходят сквозь века и ценнейшие свидетельства былых времен — редкие документы. Гибель, исчезновение или безвозвратная утеря документа — это типичный процесс, и его предотвращение, обеспече-. ние сохранности составляет одну из ключевых задач библиотекарей. Процент сохранившихся документов очень невелик, и это повышает их ценность как исторических, научных и культурных памятников. Гибель документов общего плана — житейских, деловых, производственных — неизбежный и даже в чем-то позитивный процесс. Берестяные грамоты, клинописные таблички, иероглифические надписи в египетских гробницах и другие античные документы так важны именно потому, что их сохранилось немного (см. главу 3).

Если от каждой эпохи сохранилось бы все без исключения или даже какая-то существенная часть произведенных данной эпохой документов, мир задохнулся бы. Можно сравнить процесс естественной утраты документов с апоптозом — отмиранием в здоровом организме клеток по мере их старения. Без апоп-тоза развитие клеток становится неуправляемым и развивается рак. С этой точки зрения попытки некоторых современных библиотек «сохранить все документы эпохи» свидетельствуют об излишестве, абсолютном недоверии к технике и, по сути, ташат библиотеку по пути не прогресса, а регресса.

Конечно, каждая эпоха создает и воистину вечные, бесценные документальные шедевры, утрата которых обеднила бы нашу жизнь. Умение предвидеть будущее, понять историческую значимость артефакта и проявить волю в обеспечении сохранности ценных документов — величайшая заслуга библиотечных, музейных и архивных работников. Они пытаются по мере сил противостоять неизбежному, и это предельно важный с точки зрения человечества в целом процесс.

Для довольно многочисленного класса научно-технической документации оригинальный документ как основа ее информационной деятельности может оказаться ее началом и после какого-то жизненного цикла — концом. В результате информационной деятельности (в широком смысле слова) документы создаются, компонуются, разыскиваются и т. д. Важно заметить, что в результате информационной деятельности документ (оригинальный документ, первоисточник, например, статья, журнал) постепенно теряет свое значение.

Этот процесс происходит по разным причинам — ввиду либо физического или морального старения первоисточника, либо слишком широкого использования. Пользователь легко привыкает к копиям: однако же только активно используемый документ имеет общественную значимость. Утрате интереса к оригиналу способствует и хорошее аннотирование (реферирование), которое приводит к тому, что 95% полнотекстовых документов уже не востребованы, и плохое.

Особенно активно этот процесс пойдет с внедрением электронных документов, которые очень технологичны, гибки в обработке. волатильны (легко меняют свое значение). Они легко поддаются фильтрации, извлечению содержательных частей, слиянию. В результате может оказаться, что в научно-технической литературе значение оригинала существенно исказиться — за оригинальным документом останутся только исторические, авторские функции, а познавательные перейдут к стрингам — линейным цепочкам полезных фактов и точных сведений.

Пугаться этого нечего, ибо. например, учебники построены именно по такому принципу. Непривычно лишь то. что написание и отработка учебника занимает много лет. а переделка электронного текста может произойти «налету», за несколько долей секунды. Что касается документов других классов, то чаше всего их ценность со временем только возрастает.

Хорошим примером переделки документов «на лету» является транслитерация элементов библиографических записей: например, запись существует на русском языке, а пользователь из США в режиме просмотра выбирает опцию «транслитерировать» и тут же получает на экране своего монитора эту же запись в латинских символах (встроенная функция транслитерации по запросу).