Свойства документов

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

4.3. Свойства документов

Рассмотрим некоторые пространственно-временные и иные свойства документов, имеющие непосредственное отношение к библиотечному делу, в том числе:

• размерность,

• рукотворность,

• этапы жизненного цикла.

Эти свойства во многом определяют доступность и область применения документа.

4.3.1. Размерность документа

Прежде всего несколько слов о размерности документа, которая имеет самое непосредственное отношение к раскрытию сути определения. Поняв размерность документа, можно будет
 

уточнить границы применимости имеющихся определений и типологию. При этом под размерностью правильнее понимать не столько форму документа, сколько его содержательную часть, иными словами, количество степеней свободы. Тем, кто забыл или не знал о степенях свободы, напомним, что в физике двухатомная молекула имеет три степени свободы, связанные с перемещением ее центра масс в пространстве, еще одну, вибрационную. связанную со взаимным сближением, — удалением атомов в молекуле, и еще одну — вращательную (ротационную), всего в сумме пять степеней свободы.

Возьмем для примера какую-то надпись, высеченную в камне или выгравированную. По форме она трехмерна, то есть имеет длину, ширину и глубину. Однако по содержанию она кажется двухмерной, ибо состоит их плоскостных символов — букв и цифр. Ее легко перевести в одномерный массив, если символы сопоставить с цифрами, использовав для этого, например, таблицу кодировок ASCII. Оригиналы традиционных документов различаются размерностью (одномерные — как текст телеграммы, двухмерные — как изображение на плоскости, трехмерные (объемные) — как скульптура). Одномерный (линейный) документ (телеграмма, записанная азбукой Морзе) или двухмерный документ (текст, черно-белое изображение) легко вписываются в житейское обыденное сознание, воспринимаются легко. Чаше всего при слове «документ» мы представляем себе текст. Как вы видели из анализа многих определений, этим может и ограничиться. В то же время если обратиться к книге, то ясно, что и текст, и иллюстрации к тексту составляют единое целое. Если это принимается, то и отдельно взятые изображения — литография. рисунок, живописное полотно — также являются документами. При небольшом усилии воли и воображении легко согласиться с тем, что возможна трехмерная размерность документа. Например, профессор Ю. Н. Столяров относит к документам и трехмерную скульптуру. Однако такое расширение необходимо как-то остановить, ибо вслед за скульптурой нужно будет к документам относить и архитектуру, что вызывает интуитивный протест.

Тем не менее в голове укладывается не так просто, что по форме двухмерный документ, например листы партитуры оркестровой пьесы, по сути своей и по содержанию являются многомерной системой, со многими степенями свободы, в данном случае — партиями отдельных инструментов. Столь же многомерной системой можно считать и живописное полотно, каждая точка которого, помимо пространственных координат на

- плоскости, имеет и цветовую гамму. Еще большей размерностью обладают переменные во времени документы, например видеодокументы, мультимедийные системы, в которых в качестве дополнительной переменной появляется время.

Все это имеет значение при организации записи, то есть при составлении документа. Многомерные оригиналы требуют несравненно больших объемов машинной памяти и мощностей машинной обработки, чем одномерные или двухмерные. Дело в том, что бинарная машиночитаемая запись имеет невысокую размерность, поэтому необходима конверсия многомерных документов в одномерные. Там, где художник или композитор сумел создать произведения, пользуясь очень ограниченным набором исходных средств (набор нот или набор красок), машине приходится компенсировать недостаток выразительных средств множественностью их описания. Как результат — видовой состав электронных документов в принципе намного более однороден по сравнению с оригиналами. В любом случае физически — это машиночитаемые файлы, которые лишь различаются кодировкой, то есть приказом о том. как понимать и распознавать последующие цифровые бинарные данные (текст, изображения, аудио, видео и т. д.).

Итак, порядок размерности не может как-то жестко соотноситься с понятием «документ». Мы показали, что документ может быть многомерным и что при его оцифровке размерность снижается. Возможным ограничивающим фактором в понятии «документ» является не размерность как таковая, а отсутствие у документа какой-либо иной, кроме информативной, функции. Тогда скульптура — действительно документ, а архитектура — нет, ибо несет утилитарную функцию, помимо информативной. Набор конструкторской, технологической и нормативной документации по созданию космического аппарата является набором документов, а сам аппарат документом не является и т. п.

Структурная схема микрочипа, состоящего из сотен миллионов элементов, — это документ, а сам микрочип документом не является.