Мгновенные сообщения

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

3.8. Мгновенные сообщения

Мгновенные сообщения (Instant Messaging). «Писком моды» в использовании Интернета сейчас является технология мгновенных сообщений, которая обеспечивает интерактивный стиль сетевых коммуникаций. Общение могут вести в режиме реального времени десятки людей одновременно. Ощущения того, что вы член какого-то сообщества, и возможность передачи каких-то нюансов, недоступных при общении по электронной почте, создали этой технологии устойчивый позитивный образ и быстрый рост использования как при домашнем общении, так и в системе образования или в бизнесе.

Что удивительно, так это предпочтение, высказываемое молодежной аудиторией в пользу мгновенных сообщений даже по сравнению с телефоном. Что касается электронной почты, то одним из ее недостатков является неточность или неопределенность в том. когда вам ответят. Совсем по-другому обстоят дела в технологии мгновенных сообщений. Вы получаете сигнал о доступности вашего собеседника и немедленно включаетесь в беседу. В некоторых продвинутых системах вы можете сопровождать вашу беседу передачей видеоматериалов. Кроме того, мгновенные сообщения доступны не только по традиционным каналам Интернета, но и по системам относительно новых мобильных коммуникаций — наладонных портативных компьютеров, мобильных телефонов, в том числе по интернет-совместимым устройствам, а также по системе SMS.

Очень продуктивным оказывается проведение совместных обсуждений между удаленными пользователями, в первую очередь научными работниками. Особенность мгновенных сообщений. сближающая их с устной речью, заключается в том, что они не оставляют после себя записей. С одной стороны, это стимулирует откровенность и открытость разговора, а с другой — может оказаться недостатком, если речь идет о бизнесе, совершении сделки или другой договоренности.
Если говорить о библиотеках, то система мгновенных сообщений может быть полезной в организации виртуальной справочной службы. Программное обеспечение такой службы позволяет не только переговариваться (точнее, перебрасываться записками) с пользователем, но и переадресовать его на нужный сетевой адрес или провести к нужному сетевому ресурсу. Пока что наблюдается некий парадокс: те самые библиотекари, которые в своей жизни вне работы охотно общаются и широко используют систему мгновенных сообщений, не спешат эти системы внедрять в профессиональную практику.

Растущая популярность мгновенных сообщений понемногу уменьшает значимость электронной почты, вытесняет ее. Загруженность электронной почты спамом, всеми этими бессмысленными рекламными призывами, назойливыми предложениями быстро разбогатеть, посетить порносайт и т. п. неизбежно и неуклонно подрывает доверие к ней. В почтовом ящике специалиста по информации зачастую отношение спама к полезным сообщениям превышает 20 раз! Но дело не только в обилии спама: для людей, привыкших получать немедленный ответ на поставленный вопрос или отданный приказ, даже небольшая задержка, связанная с технологией работы электронной почты, может оказаться нетерпимой. Электронная почта также создает определенные проблемы при организации ее сортировки и хранения. На предприятиях почта заменила систему Памятных записок (Мемо). существовавшую много лет. однако же современной системы поиска в почте или ее структурирования не создано. Можно полагать, что электронная почта будет постепенно утрачивать свои теперешние позиции, заменяясь более привлекательными технологиями, в том числе и мгновенными сообщениями.

Еще один близкий к мгновенным сообщениям, но основанный на технологии электронной почты способ общения — чаты и дискуссионные группы. Есть все основания полагать, что пер-сонашзация и возможность общения с теми, кого вы знаете, довольно быстро выдвинут мгновенные сообщения в лидеры.

Ввиду новизны технологии пока что существует несколько стандартов: Session Initiation Protocl, SIP. который поддерживается компанией «Майкрософт» и Extensible Messaging and Presence Protocol, XMPP. поддерживаемый компаниями «Интел». «Хьюлетт Паккард», «Сони», и выбор наиболее приемлемого — вопрос ближайшего будущего.

В то же время безусловным и органичным недостатком этой системы является ее вмешательство в ваш рабочий процесс, поскольку требуется ваше немедленное участие. Как считает г-н Якоб Нильсен (Jacob Nielsen, компания Nielsen Norman Group): «Быть может, даже краткое, на 1 минуту, прерывание вашей работы вызовет затем 10—15-минутную паузу и необходимость снова окунуться в прерванный рабочий процесс. Ведь именно по этой причине программистам для достижения высокой производительности труда стараются выделить отдельные помещения для работы. Да, действительно электронная почта находится на краю пропасти, куда ее загнали спамеры и другие "специалисты” по информационной поллюции. Но вы же не станете расстреливать вашего друга за то. что он переработал и надорвался? Вы постараетесь найти лекарство и помочь ему. Наша культура, наша цивилизация страдают от информационного загрязнения, и Интернет с этой точки зрения — одна из наиболее загрязненных экосистем. Правда, и физически ощутимый мир также ненамного лучше. В США вы не можете купить газонокосилку без ярлыка, предупреждающего, что "не надо косить свои ножки”. Большинство руководств по эксплуатации электрооборудования заполнено “важными” предупреждениями идиотского содержания, среди которых затеряются действительно полезные рекомендации».

«Мгновенные сообщения — это еще одно ядовитое пятно, отвлекающее ваше внимание на минутные пустяки. Любой специалист по управлению расскажет вам, что основа успеха — умение выделять приоритеты и тратить больше времени на решение важных проблем. Сеть — это свалка мусора. Электронная почта душит пользователя. Мгновенные сообщения ломают производительность труда. Что можно сделать? Поставить центральную интернет-панель для каждого пользователя, на которой уже ранжировать всю пришедшую вам информацию».

Еще одна особенность этики мгновенных сообщений — привыкание к сокращенной сленговой речи. Причины и в преимущественно молодежном (тинэйджерском) возрасте аудитории, и в естественном стремлении сократить время написания сообщения. В результате связная речь превращается в подобие ребуса, разгадать который могут только посвященные. У нас в распоряжении имеется только англоязычный пример (в России мгновенные сообщения пока находятся в зачаточном состоянии). Вот, пожалуйста, почитайте сообщение от подруги 13-летней девочки, оно было опубликовано в газете «Дэйли Телеграф» (Daily Telegraph) как жалоба учителя английской литературы в газету (так что тайну переписки мы не нарушаем). «Му smmr hols wr CWOT, b4 we used 2go2 N Y 2C my bro. his G F & thr 3 :- kids FTF. ILNY. it’s gr8 pic». Перевод на письменный английский: «Му summer holidays were a complete waste of time. Before, we used to go to New York to see my brother, his girlfriend, and their three screaming kids face to face. I love New York, it's a great place». Русский перевод: «Летние каникулы для меня о ка запись пустой тратой времени. Раньше мы обычно ездили в Нью-Йорк навестить моего брата, его подружку и увидеть липом к липу трех их вопящих детишек. Я люблю Нью-Йорк. Это чудное место».

Нужно сказать, что легкость составления текстов может серьезно испортить литературную речь и у взрослых людей не только в Британии, но и России, по мере развития новой технологии.

Мы завершили эту главу, посвященную проблематике электронных публикаций. Мы постарались уйти от штампованных определений и академических рассуждений и предпочли дать живой и интересный, на наш взгляд, материал, почерпнутый из газетно-журнатьных и интернет-публикаций, а также собственного научного и преподавательского опыта. Мы старались подчеркнуть ту главную мысль, что электронные публикации могут и должны не просто использоваться как дополнение к имеющимся печатным коллекциям библиотек, а позволять раскрывать специфические преимущества, быть самостоятельным, особо важным сегодня видом электронных информационных ресурсов, характерным проявлением развития и распространения информационных технологий в эпоху информационного общества. Эту тему мы продолжим в последующих главах, переходя к рассмотрению важнейшего вида электронных информационных ресурсов — электронных документов.