Инвестиции как стимул производства публикаций

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3.4.1. Инвестиции как стимул производства публикаций

Связь результатов НИОКР с публикациями научно-технической литературы очевидна, и с этой точки зрения мы полагаем интересным дать материалы, раскрывающие активность крупнейших промышленных компаний по инвестициям в НЙОКР.
Мы используем в нашем анализе данные из специального исследования г-на Рона Хира (Ron Hira) «100 компаний, выделяющих наибольшие средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)», опубликованные в журнале IEEE Spectrum в октябре 2003 г.

Руководители промышленности ясно понимают те преимущества, которые им дает хорошо организованная НИОКР. Г-н Билл Гэйтс (Bill Gates), президент компании «Майкрософт» с гордостью объявил о грядушем увеличении расходов компании на НИОКР на 20% в 2004 г. по сравнению с 2003 г.

Председатель совета директоров компании «Дженерал Электрик» (General Electric) г-н Джеффри Иммельт (Jeffrey R. Immelt) утверждает, что будущее всей группы определяется уровнем расходов на НИОКР, ввиду чего расходы компании в 2003 финансовом году были увеличены на 12%, до 235 млн долл.

Поскольку расходы на Н ИОКР, как уже говорилось, определяют будущее развитие компаний, нет ничего удивительного в том, что руководители держат эти данные в секрете от конкурентов. В этой связи публикуемые журналом IEEE Spectrum сведения особенно интересны и ценны для предсказания технологических продвижений той или иной компании.

Мы даем в табл. 8 только первые 20 компаний по состоянию на 2002 г. из списка в 100 компаний. Данные отражают так называемые истинные расходы на науку, очищенные от влияния произошедших за отчетный период слияний или разъединений различных компаний.

Конечно, эти данные (они взяты из баз данных компании Standard & Poor's) относятся к какому-то определенному моменту времени. Бывает так, что компании внезапно меняют данные своей бухгалтерской отчетности по ходу дела.

Некоторые наблюдения и комментарии к данным табл. 8.

1. Поразительно высокие абсолютные вложения в научные исследования, исчисляемые миллиардами долларов.

2. Достаточно широкий разброс в процентах расходования на НИОКР по отношению к объему продаж, от 3 до 20% (столбец 7, который представляет собой отношение столбца 3 к столбцу 5).
3. Довольно сильные вариации расходов от года к году: от минус 37% до плюс 26% (столбец 4). что свидетельствует о высокой динамичности решений, о возможности корпораций мгновенно реагировать на изменившиеся условия рынка и собственное финансовое состояние. В государственном секторе такие скачки были бы невозможными.

4. Понятный набор приоритетов инвестирования по отраслям: из 20 представленных компаний 10 производят компьютеры. программы и коммуникационное оборудование. 6 — автомобили и машиностроительную продукцию и 4 — средства гигиены, лекарства и т. п.

Расходы на одного служащего относительно невелики, если их сравнивать с уровнем годовой заработной платы сотрудников этих компаний.

Как мы уже отмечали, компаниям приходится искать оптимальное соотношение в открытости (или в закрытости) сведений о расходах на науку. С одной стороны, нужно постоянно убеждать инвесторов в том, что компания эффективно и в достаточном объеме готовится к технологическим продвижениям, а с другой стороны, не следует спешить раскрывать столь деликатные сведения для конкурентов. Определенную помощь в освоении данных табл. 8 может оказать рис. 21, иллюстрирующий изменения объемов продаж и процента расходов на НИОКР по однотипным группам предприятий и организаций за период 2001-2002 гг.

Вероятно более точными являются не показатели общего объема инвестиций в науку и даже не динамика по годам, а такой параметр, как интенсивность поддержки исследований, а именно отношение расходов на НИОКР к объему продаж (столбец 7). Такой подход оказывается особенно полезным и в том случае, когда крупная компания одновременно занимается бизнесом в различных отраслях промышленности или сектора услуг. К примеру, компания США «Джонсон и Джонсон» (Johnson & Johnson), хорошо известная в России своими продуктами в фармацевтической отрасли и в биотехнологии, активно занимается также производством медицинского оборудования, средств гигиены и профилактики. А в этих отраслях типичные уровни интенсивности расходования на НИОКР значительно ниже, чем в первых двух.

Аналитики утверждают, что в последние годы внутри общих расходов на НИОКР происходит постепенное увеличение доли конструкторских и внедренческих работ за счет доли фундаментальных исследований. Все это ведет к увеличению числа публикаций, в том числе и в электронном виде.

Комментарии к данным рис. 21 могут быть весьма краткими. Важно, что в среднем и объемы продаж, и вложения в НИОКР немного уменьшаются, и это отражение реального состояния экономики. Если же существует положительная корреляция между вложениями, интенсивностью исследований и активностью публикаций, то можно ожидать роста таковых в ближайшие год-два в таких научных направлениях, как телекоммуникации, фармакология, пищевая промышленность, экология. Приведенные выше цифры раскрывают только объем инвестиций и ничего не говорят об эффективности использования этих средств и их воздействии на прибыль компании. Например, сейчас многие фирмы стремятся перенести часть исследований в развивающиеся страны, где стоимость рабочей силы существенно ниже, а государство активнее поддерживает научные разработки.

Такая практика, пожалуй, может повысить эффективность вложений, но вовсе не доказано, что эффективное освоение
средств равносильно по результативности тем исследованиям, которые выполнены в более дорогостоящих по цене рабочей силы развитых странах. Тем не менее идеология профессиональной специализации (аутсорсинга) сейчас активно внедряется по всему миру.