Мотивация издательской активности и увеличения потока публикаций

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3.4. Мотивация издательской активности и увеличения потока публикаций

Рассмотрим факторы, непосредственно влияющие на активность и тематику публикаций научно-технической литературы.

Принято считать, что значительная часть научных исследований (в первую очередь — фундаментальных научных исследований) выполняется в государственных научных учреждениях и в университетах и что именно эта активность порождает поток (или существенную часть потока) научных публикаций. Это не совсем так. Согласно данным Национатьной академии наук США, опубликованным в газете «Уолл Стрит Джорнел» (Wall Street Journal. 2003. May 23), федеральное правительство в настоящее время финансирует только примерно треть из всех фундаментальных исследований, проводимых в стране.

Согласно же сведениям из международной базы данных публикаций компании «Эльзевир» (Elsevier), одного из крупнейших мировых издательств, работающих в области науки, техники и медицины, менее 10% публикуемых в данном издательстве статей основаны на результатах исследований, выполненных по бюджетам, оплаченным федеральными налогоплательщиками США.

В финансировании и выполнении прикладных исследований главную роль играют частные компании. При этом понятие «прикладные» может быть очень условным — достаточно напомнить, что пионерские работы по высокотемпературной сверхпроводимости были выполнены в лабораториях компании IBM, а работы К. Шеннона по теоретической информатике — в лаборатории компании «Белл». Поданным зарубежных специалистов, новый научный журнал начинает приносить доход только через 5—7 лет после начала публикации. Так что выпуск нового журнала — дело непростое, а в то же время число их растет, как и прежде, экспоненциально.

Существует понятная технологическая пауза во времени между завершением какого-то этапа исследований и публикацией
в научном журнале. Сначала ученые, как правило, представляют результаты своих исследований в виде так называемой серой литературы, то есть литературы, не проходящей обычный путь коммерческого товара, недоступной в продаже или по подписке. Прямо по ходу исследований, зачастую одновременно с ними, выпускаются научные или технические отчеты, препринты, патенты. Лишь закончив какой-то этап, исследователь приступает к оформлению статьи, что занимает, вместе с процедурой рецензирования и собственно издательско-полиграфическим процессом, от полугола до полутора лет.

Публикация пионерской статьи может оказаться триггером, открывшим путь к многочисленным работам других авторов и других научных учреждений, в которых детализируются, уточняются или корректируются выводы основного (исходного) исследования. В ранее опубликованных работах |28] мы давали анализ библиотечных данных по зависимости спроса от времени публикации.

В качестве примера приводим усредненную по тематикам картину изменения спроса на отечественные книги в зависимости от года их публикации (рис. 20). Это данные работы читального зала ГПНТБ России, зафиксированные в системе электронного каталога библиотеки.

Все профили читательской активности во времени, независимо от тематики публикации, демонстрируют схожие черты. Можно выделить 4 этапа изменения спроса.

Первый этап — формирование спроса до максимального значения продолжается примерно 1,5 года при слабой зависимости от тематики. Длительность формирования спроса, как и его независимость от тематики, представляет собой нечто фундаментальное. Внутри этого периода явным образом отражены и технологические задержки по пути от момента публикации и до постановки на полку (либо появления записи в электронном каталоге).

Второй период соответствует максимуму спроса, который может продолжаться несколько лет (от 3 до 7 лет в зависимости от тематики). Имеющие тематическое родство с полнотекстовыми материалами веб-сайта книги по информатике и т. п. удерживают читательский интерес на протяжении в среднем 7—9 лет.

Третий этап — спад читательского интереса. Он также является нетривиальным ввиду независимости его характерной длительности (2—3 года) от тематики. Здесь нет поводов ссылаться на библиотечные технологии, а нужно соглашаться с универсальным характером модели усредненного читательского спроса.

Заключительный этап — небольшой постоянный спрос (в нашей библиотеке это I —2 документо-выдачи в год, но и не каждый год ) на протяжении многих-многих лет.

 

Что же является основной причиной падения спроса на публикации по самому широкому спектру тематик? Ведь в огромном большинстве рассмотренных предметных рубрик (например. в математике) никаких крутых изменений не происходило,

и, по крайней мере, старых фактов и выводов никто не отменял. Их привлекает:

• во-первых, ожидание появления новых, дополнительных фактов:

• во-вторых, новое изложение старых наблюдений;

• в-третьих, просто предпочтение более свежему изданию при наличии выбора.

Итак, потребность в обновлении — это экспериментально наблюдаемый факт поведения пользователя. В наших работах, касавшихся анализа спроса на издания из депозитарного фонда и спроса по системе межбиблиотечного абонемента, в том числе международного абонемента 128], мы наблюдали по сути такие же профили, но заметно «растянутые» во времени. Эта разница естественна, поскольку и обращения к депозитарному фонду и обращения к системе межбиблиотечного абонемента не предполагают мгновенного ознакомления читателя с только что вышедшим результатом научного исследования.

Подчеркнем, что приведенные экспериментатьные данные и эмпирическая формула касаются анализа спроса на научно-техническую литературу.

Мы уверены, что анализ соответствующих профилей, выполненных по отношению к спросу на определенных авторов, например спросу на произведения А. С. Пушкина, В. Шекспира или А. Мицкевича, выявил бы совершенно иные зависимости — плоские линии с небольшими пиками, приходящимися на юбилейные годы.