Объемы публикаций

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3.3. Объемы публикаций

Как мы уже отмечали в предыдущих главах, собственно публикации. предназначенные для использования массовым и неограниченным кругом читателей, составляют менее 10% от все-to объема документов, производимых в мире. С этой оговоркой мы рассмотрим объемы публикаций, проявляющихся в различных форматах, — печатном и электронном. Анализ понятия «публикация» и существующей практики еще раз выявил несущественность, вторичность носителя информации. Офлайновые несетевые электронные документы в библиотечной практике понемногу приживаются, и работа с ними напоминает работу с печатными или микрофильмированными документами.

В одном из наиболее полных каталогов — Ulrich’s Periodicals Directory — содержатся 180 тыс. наименований журналов, из них около 20% имеют, помимо печатного, электронный формат. За последние 7 лет количество сетевых полнотекстовых журналов выросло с 25 тыс. до 40 тыс. В составе международного справочника издателей — 499 021 запись, касающаяся представителей 210 стран.

Таблица 5

Динамика выпуска книг и брошюр по числу изданий в крупных книгоиздающих странах мира (данные Международной ассоциации издателей и ЮНЕСКО). Данные для Японии учитывают только первые издания
 

Страна

1990

1995

1996

1997

1998

1999

2000

КНР

73 923

98 987

110 283

141 831

143 376

Великобрита­

ния

63 756

95 064

102 102

100 029

102 925

ПО 155

116415

Германия

61 015

74 174

71 515

77 889

78 042

80 779

82 936

Япония

40 576

52 528

63 054

65 438

65 513

65 050

67 522

США

46 743

62 039

58 465

64 711

Россия

41 234

33 623

36 237

45 026

46 156

47 733

59 543

Бразилия

22 479

40 503

41 455

51 460

49 746

43 697

45 111

 

 

Книги

1955

1960

1970

1980

1990

2000

Издано, тыс. наименований

269,0

332,0

521.0

715,0

842.0

1250.0

Таблица 7

Публикации

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Всего

13 945

17 058

21 156

25 910

31 577

37 968

41 080

Газеты

8 282

9 864

12 359

15 145

18 508

22 117

23 749

Журнапы

4618

5 890

7 101

8 773

10 697

13 059

14 332

Альманахи

325

363

399

456

530

603

646

Сборники

92

149

223

317

459

661

774

Бюллетени

555

712

860

999

1165

1306

1357

Магнитные

носители

73

117

214

221

221

222

222

 

 

По информации Российской книжной палаты |27|, годовой общий тираж выпущенных в СССР публикаций составлял около 2 млрд экз., или 10—12 книг надушу населения; при средней стоимости 1 рубль за публикацию объем рынка измерялся 2 млрд российских рублей, а списание публикаций из типографий «за ненадобностью» составляло 2—3%. В 1990 г. в СССР было 133 издательства и примерно 1500 издающих служб. Сейчас в Российской Федерации 12—13 тыс. издательств. Число научных публикаций (число названий) выросло с 7 до 9 тыс., с преобладанием гуманитарной тематики. Средний тираж научных изданий составляет 1500 экз. в научных издательствах и примерно 400 экз. в издающих организациях. Что касается патентной документации, то за последние 15 лет тиражи упали с 1500 до 150 экземпляров. По данным, опубликованным Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации Российской Федерации, в нашей стране на
2002 г. было зарегистрировано 41,1 тыс. периодических изданий, при этом количественный рост периодики не сопровождался ростом продаж. В 2002 г. суммарный тираж газет составил 8 млрд экз., журналов — 520 млн. В 2004 г. выпушено 8,5 млрд экз. газет и 570—600 млн экз. журналов (из статьи Кирилла Воронцова в газете «Коммерсант», I октября 2003 г., с. 17). Сейчас в России (данные 2004 г.) обшее число опубликованных наименований книг составляет около 90 тыс., а общий тираж около 600 млн экз. Более точные цифры недостижимы из-за неполного выполнения Закона об обязательном экземпляре.

По данным Netcraft (netcraft.com) на декабрь 2001 г. в Сети было 36,3 млн сайтов, причем с ноября по декабрь Сеть уменьшилась на 180 тыс. сайтов, в основном за счет уменьшения их количества в США. В ежегодном обзоре мировой Сети, который выпускает OCLC (www.oclc.org), по состоянию на июнь 2005 г. Сеть включала 8,5 млн уникальных веб-сайтов. Из общего числа: общедоступные сайты (Public websites) составляют 3,1 млн (35%), и их доля со временем уменьшается.

На доступных сайтах размешено примерно 1,4 млрд страниц, средний объем такого сайта 441 страница. Однако же просто текстовых (полезных) страниц в публичной сети столько же, сколько их содержится в 1,5 млн книг (считая по 10—20 килобайт на страницу).

Следует различать так называемую поверхностную Сеть (это 25—30 терабайт информации в 2000 г.), непосредственно доступную через гиперссылки при беглом просмотре, и «глубокую» Сеть, учитывающую информацию, возникающую как результат поиска в базах данных. В этом случае объем материалов в Сети эквивалентен коллекции из 14—28 млн книг (напомним, что в ГПНТБ России имеется 8 млн экз., в библиотеке Гарвардского университета — 15 млн томов).

Соотношение печатных и электронных публикаций отлично иллюстрирует две взаимно дополняющие позиции.

Главный распорядительный директор МАИ К «Наука/Интерпериодика» г-н А. Шусторович утверждает (Известия. 2004. 22 мая. № 89), что тенденции в издательском деле России — общемировые. «Традиционные бумажные версии журналов практически вымываются с рынка и заменяются электронной версией. Уже сегодня их соотношение составляет 50:50. Через 5 лет это соотношение станет 25:75, а еще через 5 лет бумажный экземпляр будет выставляться в библиотеках как раритет. Растет потребность в отдельных статьях электронного журнала, то есть потребитель корпоративный (библиотеки), который являлся практически посредником между конечным пользователем и издателем (журналом), дополняется потребителем индивидуальным (ученым), а у него уже свои требования к продукту и его подаче. Изменились и подходы самого корпоративного потребителя. Если раньше библиотеки стремились получить максимум журналов, то сегодня те же библиотеки всех университетов, имеюших недостаточное количество средств, образуют консорциумы. которые договариваются между собой о разделе покупок журналов и обмене и заключают коллективный договор с издателем».

Один из крупнейших российских специалистов в издательском бизнесе, профессор Б. В. Ленский, в свое время работавший генеральным директором Российской книжной палаты, считает: «Электронный банк данных “Российская национальная библиография" прирастает ежегодно сотнями тысяч записей, а их общее число быстро приближается к 3 млн... Никогда еще в истории книгопечатания объемы книжного производства не были столь впечатляющими, как в истекшем столетии. Несмотря на бурное развитие новых информационных и коммуникационных технологий. книга остается среди наиболее предпочтительных способов получения человеком необходимых знаний и в современную информационную эпоху третьего тысячелетия... Мы можем даже сказать, что в распространении культуры книга играет роль, подобную той, которую играет энергия в экономическом развитии. И не потому только, что книга является незаменимым устройством для эстетического восприятия произведения, для выражения его в форме искусства слова. Книги служат (и чем дальше, тем больше эта роль будет возрастать) самым дешевым и одновременно самым простым средством сбора и пользования информацией, справочным пособием и одновременно вместилищем знаний. Благодаря тем удобствам, которые книга предоставляет в различных сферах письменной коммуникации, можно сказать, что она вне конкуренции с точки зрения решения многочисленных задач современной культуры — развития воображения, тренировки памяти, приобретения знаний, усвоения аналитических подходов к явлениям окружающего мира» |27|.