Историческое многообразие публикаций

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3.2. Историческое многообразие публикаций

Сегодня оцифровывают все что угодно — эта фраза принадлежит многим библиотечным и архивным работникам, наблюдающим за нарастающим валом электронных публикаций. Во многих случаях это оправдано: ведь публикация в цифровой форме не только позволяет обеспечить более широкий доступ пользователей к своему содержанию, но и играет роль архивной (страховой) копии. Особенно это важно при оцифровке древних материалов, дошедших до наших дней, — берестяных грамот. наскальных изображений, рукописей, инкукабул — ведь история предоставила нам действительно большое многообразие публикаций, и мы посчитали уместным включить выборочно такой материал в настоящую главу. Мы считаем ознакомление наших читателей с ним уместным и полезным не только с точки зрения расширения исторического знания, но и для лучшего понимания тех объектов оцифровки, которыми заняты сегодня многие библиотеки, архивы и фирмы. Большинство материала взято из открытых страниц Интернета, авторские ссылки приведены во всех случаях прямого или косвенного указания на авторскую или иного правообладания принадлежность.

Наскальные изображения, петроглифы, писаницы — одни из первых публикаций, выполненных представителями человечества. Эти изображения были сделаны на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях, на камнях в древнейшие времена. Палеолитические наскальные изображения представлены в пещерах и гротах Южной Франции, Северной Испании. Как правило, это — фигуры животных, геометрические начертания и ряд других изображений.

На территории России и бывшего СССР наскальные надписи были открыты в Каповой пещере на Урале, на скалах удерев-ни Шишкино на реке Лене, в гротах Кавказа. Стиль и техника наскальных изображений разнообразны — от контурного, процарапанного или обведенного одной красочной линией до барельефа и полихромной росписи. Распространение наскальные изображения получили в эпоху мезолита и особенно неолита. Много таких изображений было обнаружено в Южной Италии, Африке, Северной Скандинавии, Сибири, Карелии. Крыму и Центральной Азии. На рис. 8—10 приведен ряд известных наскальных изображений.

В более позднее время в наскальных изображениях стали отражаться сиены охоты, войны, обрядовых действий, мифологические образы, сцены сражений. Наскальные изображения в художественной форме отражают повседневную и духовную жизнь людей соответствующей эпохи и имеют огромное историческое. просветительное и научно-техническое значение. Существует множество опубликованных первоисточников, помимо интернет-публикаций, по этой тематике, здесь приведены лишь некоторые 121 —231. Мы кратко представили этот очень интересный и познавательный блок древних публикаций. Ограниченный объем и. в общем-то, не основная тематика для данной книги не позволяют включить интересный древнекитайский. японский, корейский, вьетнамский и другой материал.
 

 

Поэтому ограничимся лишь античными египетскими и греческими материалами.

Античные публикации — древнеегипетские папирусы, пергамены, иероглифы на камнях

Розеттский камень (рис. 11) содержит запись постановления египетских жрецов или розеттский декрет, описывающий деяния царя Птолемея и предписывающий почести, которые надлежит отдавать его изображению в храмах. Благодаря тому, что запись была сделана в нескольких вариантах, удалось разгадать древнеегипетское иероглифическое письмо. Камень был найден в предместье Розетты, города, расположенного недалеко от Александрии, в августе 1799 г. французскими солдатами. Хранится в Британском музее.

 

Папирусный свиток. С его появлением многие связывают будущее рождение книги, так как именно папирус позволил себе свернуть исписанную поверхность и затем, по мере чтения, разворачивать ее частями. Писчий материал — папирус — появился в 111 тысячелетии до н. э. в Древнем Египте. Он же и определил первую конструкцию книги — свиток, простой рулон, в который скручивалась длинная папирусная лента. Книга в виде папирусного свитка, возникшая в Древнем Египте, продолжала существовать и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в странах. так или иначе воспринявших их культуру, вплоть до первых веков нашей эры, когда ее начал вытеснять кодекс, книга с перелистываемыми страницами — новая конструкция, дожившая и до нашего времени. Самым ранним дошедшим до нас папирусным свиткам около 5000 лет. Известны папирусные свитки греческого. римского, персидского, еврейского, арабского, грузинского происхождения. Век папирусной книги окончился только в X—XI вв. н. э., после завоевания Египта. Последним документом, написанным на папирусе, считается Папская булла. Образец папируса приведен на рис. 12.

Пергаменный кодекс. Вместо античного папирусного свитка в начале нашей эры появляется пергаменный кодекс. Римский историк Плиний писал, что из-за соперничества с Александрийской библиотекой цари Пергама стали делать книги из ослиной кожи. Со временем такую тонко выделанную ослиную (или телячью) кожу и стали называть пергаменом. Поскольку первые пергаменные листы предназначались для царской лиотеки в Пергаме, то материал не экономили и делали их большими (примерно вчетверо больше современного книжного листа). Однако вскоре поняли, что такие большие листы неудобны, и стали их складывать вдвое. Такие сложенные вдвое листы пергамена получили название дипломов (греч. diploma — «сложенный вдвое»). Когда же таких дипломов набиралось много, их сшивали между собой в кодекс (лат. codex — «ствол, пень, книга»). Так постепенно античная библиотека в виде корзин с папирусными свитками исчезла и стали появляться полки с книгами.

Еше один вид древних рукописных публикаций — берестяные грамоты — типично древнерусская технология создания рукописных материалов, — появившиеся значительно позже.
Берестяные грамоты, письма и документы XI—XV вв. на березовой коре, были найдены при раскопках в древнерусских городах. Первые берестяные грамоты обнаружены в Новгороде (1951). В 1961 г. число новгородских берестяных грамот достигло 400. Известны также три берестяные грамоты, открытые экспедициями в Смоленске (1952), Пскове (1958) и случайная находка в Витебске (1959). Берестяные грамоты были утеряны или выброшены адресатами и обнаружены в слоях, насыщенных грунтовыми водами, консервирующих растительные остатки. Буквы процарапывались острой костяной или металлической палочкой (также найдены при раскопках) на специально подготовленной березовой коре (рис. 13). Большинство берестяных грамот — частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются конфликты, некоторые грамоты шуточного содержания. Берестяные грамоты дают ценные сведения о системе обучения грамоте детей в Древней Руси. Наибольшее количество новгородских берестяных грамот относится к XIV в.

Все вышеперечисленные примеры показывают эволюцию не только природы письма и путь человечества к Книге\ они демонстрируют нам эволюцию и многообразие носителей информации. позволивших опубликовать ту или иную информацию. Одним из характернейших примеров древних публикаций, использовавших различные носители, являются знаменитые рукописи Мертвого моря, в первую очередь кумранские рукописи, найденные в конце 40-х гг. XX в. в пешерах на побережье Мертвого моря. Они были созданы на дереве, коже, папирусе, глиняных черепках на древнееврейском, арамейском, греческом, арабском и других языках. В пещерах Кумрана было найдено около 40 тыс. фрагментов рукописей, остатков примерно 600 произведений: библейских книг, апокрифов, документов общины. Рукописи датируются II в. до н. э. — 1 в. н. э. Были обнаружены Устав, Дамасский документ, свиток Войны и другие документы общины, многочисленные фрагменты ветхозаветных книг (пример кумранской рукописи приведен на рис. 14).

Кроме пещер Кумрана, рукописи были найдены в крепости Масада, пещерах Иудейской пустыни, других местах побережья Мертвого моря. Рукописи Мертвого моря еще до конца не изучены, но во многом восполняют более чем 300-летнюю лакуну в истории еврейской литературы и религии, особенно в период возникновения и развития христианского учения. Значение найденных рукописей столь велико для мировой науки и цивилизации. что была создана специальная наука — кумрановеде-ние. а издание текстов найденных рукописей осуществляет специально созданный Международный комитет [24—26 и др.].

 

Рукописные книги — важнейший этап развития публикаций, предтеча книгоиздательких технологий. Уже первые находки папирусных и пергаменных свитков говорят о времени начала эпохи рукописных книг, которая завершилась только в середине XV в., когда Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок и предложил способ изготовления и использования шрифтов. Рукописные книги составляли основу монастырских, монарших, а с XII в. — университетских библиотек. Рассматривая рукописные книги как один из важнейших исторических этапов, следует, прежде всего, упомянуть главные религиозные книги, многократно переписанные от руки.

Тора, или Пятикнижие Моисеево, — главная книга иудаизма; вместе с книгами Пророков и рядом других книг (всего 39) они составляют канонический текст, который у христиан называется Ветхим Заветом. Согласно традициям, свиток Торы непременно должен быть переписан от руки, а каждую неделю какой-нибудь отрывок из Торы зачитывается вслух в синагоге так, чтобы в течение года вся Тора была прочитана вслух целиком. На рис. 15 (www.kaigosvet.ru) показан свиток Торы, вынесенный для богослужения у Стены Плача в Иерусалиме.

Свитки Торы тщательно выделывались из кожи животных, буквы писатись особенными чернилами и очень аккуратно: три ошибки делают свиток недействительным. Свиток ограждается специальной «рубашкой» из бархата, шелка, парчи, украшается металлическими накладками и золотым или серебряным шитьем.

С христианской Святыней — Библией — связана эра книгопечатания. ведь именно Библию отпечатан Иоганн Гутенберг в качестве своих первых экспериментов с печатным станком (всего Гутенберг напечатал 160—180 экземпляров Библии, более 40 из них — на пергамене, до наших дней дошло несколько десятков экземпляров). Сегодня Библия Гутенберга является одной из главных составляющих фонда тех библиотек, которым посчастливилось ее заполучить. Библиотека Конгресса США предоставила свои экземпляры Библии (пергаменные) для
оцифровки, и сегодня уже несколько цифровых версий Библии доступны широкой аудитории.

42-строчная Библия Гутенберга до сих пор остается лидером книгопечатания. Одни из первых экземпляров этого шедевра можно и сегодня увидеть в Библиотеке Конгресса США, во Французской национальной библиотеке, Библиотеке Прусского культурного центра в Берлине и ряде других известных библиотек и музеев. Надо отметить, что все издания Гутенберга имели иллюстрации и орнаменты, сделанные от руки. На рис. 16 представлена страница Библии Гутенберга (из собрания Библиотеки Конгресса США).

Эти и другие книги, напечатанные с помощью наборных форм до начала XVI в. И. Гутенбергом и впоследствии другими первопечатниками, в том числе и нашим Иваном Федоровым,

называют инкунабулами, и по внешнему виду, и по шрифту они выпускались очень похожими на рукописные книги (рис. 17).

Коран, священная книга мусульман, божественное откровение, переданное Аллахом пророку Мухаммеду частями через ангела Джебраиля. Коран состоит из 114 сур (глав) разной длины, от 3 до 286 аят (стихов, «знамений»). Всего в Коране 6346 аята. Исследователи делят суры на мекканский (от названия города Мекка) и мединский (Медина) периоды по времени их создания (оба периода находятся в первой половине VII в. н. э.).

Распространение Корана в мусульманском мире было связано со становлением арабской письменности, а также рукописной традиции. Первоначально копии Корана были представлены свитками пергамена, помещенного между двумя дощечками, затем — вертикальными кодексами, и уже с появлением бумаги стали печататься книги в горизонтальном формате (рис. 18, 19).
Коран служил «букварем» — детей обучали по нему чтению и письму, на Коране клялись, его страницы носили с собой. Своеобразие Корана состоит также и в том, что он запечатлел многие элементы социальной психологии мусульманского общества, в нем отразился процесс утверждения новых социальных институтов и этико-культурных норм.

Кстати, Коран Османа, один из самых полных и древних списков Корана, восстановлен в России, в музее Антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), профессором Е. Резваном и был представлен в октябре 2005 г. на выставке Священного Корана в Тегеране. Книга вышла на русском и английском языках и удостоена диплома ЮНЕСКО и других наград.

Период допечатных публикаций очень важен для понимания эволюции издательского дела. Этот этап — переход от рукописных книг к печатным, пожалуй, в историческом аспекте можно сопоставить с этапом появления электронных публикаций (книг, журналов и т. д.).
В отличие от первых печатных книг электронные публикации стали появляться не вместо, а вместе с их печатными аналогами, и незначительная все еще статистика альтернативного выпуска электронных изданий пока не изменяет общую картину. Но что характерно — первые электронные книги, электронные журналы и даже электронные учебники были фактически электронными версиями печатных оригинал-макетов, с которыми можно было работать с помощью компьютера. И первые издательские проекты по выпуску, использованию и хранению электронных книг, в частности, работали с электронными версиями оригинал-макетов.

История опять повторяется, и понадобилось время, чтобы электронные издания стали самостоятельными и чтобы проявились, наконец, преимущества электронных изданий: одновременное обслуживание многих пользователей, интерактивность, компактность хранения, простота репродуцирования и др.