Определение публикации

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3.1. Определение публикации

В русском языке слово публикация используется в нескольких значениях. Это растянутый во времени процесс, акт, обозначаюший завершение каких-то нескольких подготовительных операций. и материальный объект. Значение этого понятия в нашей жизни, в нашей культуре колоссально, поскольку именно через публикации осуществляется обмен фактами и идеями между людьми, мнениями между властью и народом, доведение до сведения граждан принятых властью решений или приказов, обмен научной, научно-технической и творческой информацией, творческое самовыражение людей. В конце концов можно смело сказать, что количество публикаций — это показатель интеллектуальной и экономической моши, авторитета страны. Приведем некоторые из известных и имеющих отношение к тематике данной книги объяснения (толкования) термина «публикация».

1. Обнародование, доведение до сведения неограниченного числа лиц какой-то информации (чаше всего — документа, например публикация указа в «Российской газете»),

2. Процесс подготовки издания, в том числе редактирование. изготовление необходимого числа копий и т. п. («публикация книги заняла шесть месяцев»),

3. Результат, который может быть материальным воплощением либо следствием акта публикации («она автор многих публикаций в российских и иностранных журналах», «проблемам использования нанотехнологий посвящено множество научных публикаций»).

Чаше всего в Интернете встречается такое определение: публикация (в данном случае publication) это:

• издательский бизнес;

• акт выпуска печатного продукта;

• копия печатного документа, предназначенного для распространения.

Сетевой словарь Рубрикой (www.rubricon.com) определяет, что публикация (от латинского publicio — «объявляю всенародно») это:

• доведение чего-либо до всеобщего сведения посредством печати, радиовещания или телевидения;

• изданное произведение.
 

Иногда в словарях и других справочных и энциклопедических изданиях встречается более узкое, тематическое толкование. Например, международный стандарт «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу», принятый Протоколом ISO № 15—99 от 26—28 мая 1999 г.. утверждает, что «публикация — это документ, доступный для массового использования». Нам представляется, что в понятии «публикация» весьма важными могут быть не только концепция доступности, но и концепция преднамеренности, осознанного отношения к обнародованию информации, к необходимости ее широкого распространения. Не менее существенными оказываются и категории ответственности создателей публикации, и общественная значимость созданной публикации, и, возможно, достоверность, иначе к таковым придется приобщать настенные и даже заборные надписи.

Попытка сформулировать определение понятия «публикация» и/или дать уточнения к нему не должна преследовать только абстрактно-теоретические цели, особенно если речь идет о сетевых публикациях. Пришло время говорить о государственной задаче формирования фонда обязательных экземпляров. Необходимо по-новому взглянуть на принципиальные вопросы — что есть публикация, каково соотношение обязательности и свободы в этом акте, что составляет культурное наследие нации? Наша позиция — публикацией, подлежащей государственному депонированию, является все ценное, созданное за счет государства, а в отношении сетевых публикаций частных лиц и компаний должен соблюдаться принцип добровольности. Публикация — это реализованное стремление высказаться, желание автора быть услышанным и понятым, это одновременно право и возможность прочитать (ознакомиться, увидеть), но вовсе не обязанность прочитать. Это довольно тонкий момент, связанный с сетевыми публикациями и требованиями их тотальной цензуры.

Общественно значимым становится определение государственной публикации, то есть информации, которая произведена полностью или частично за счет государства либо обязана распространяться публично по характеру и виду обязанностей данного агентства.

В книге [1| мы уже привели определение электронной публикации, которым широко пользовались в наших учебных курсах, в том числе и в специальном курсе «Электронные публикации», разработанном для студентов Московского государственного университета культуры и искусств, обучающихся по специализации «Компьютеры в библиотечных и информационных системах» (профильная кафедра — Кафедра информационных технологий и электронных библиотек) |20|. Мы повторяем его здесь и принимаем в качестве базового определения как настоящей главы, так и как составную часть (компонент) единого терминологического комплекса электронных объектов: публикация — документ — фонд — коллекция — библиотека.

Электронная публикация — машиночитаемый документ, преднамеренно созданный для ознакомления с ним неограниченного круга лиц и обеспеченный для этого средствами доступа.

Кстати сказать, несмотря на различие в названии и на ряд других расхождений по интерпретации этого и других понятий. А. Б. Антопольский приводит для электронного издания достаточно близкое к нашему определение: «электронное издание — электронный документ (группа документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения» 119).