Информационное общество и информационная инфраструктура

Главная       Учебники - Компьютеры      Электронная информатизация и электронные ресурсы

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

1.1. Информационное общество и информационная инфраструктура

Путь России


Рассуждать о процессе становления информационного общества стаю достаточно обычным делом для политиков и библиотекарей. Интересующихся всеми аспектами этой темы мы отсылаем к специальной литературе, благо ее имеется несметное количество. Поисковая система Яху (Yahoo.com) дает 47,5 млн документов по этому запросу, а российский сайт «Гугл» (Google.ru) — более 400 тыс. документов. Так что выбор вполне достаточный!

ЮНЕСКО в последние несколько лет изменило свой подход к определению эволюционирующего общества и трактует сегодня информационное общество как переходный этап на пути к обществу, построенному на знаниях (или как его иногда упрощенно называют «общество знаний»).

Тем не менее, чтобы достичь уровня, который предполагает наступление этапа информационного общества, нужно еще очень многое сделать, в первую очередь в области развития и применения И КТ в большинстве стран мира, включая и Россию.

Объем доступной информации в современном обществе давно уже растет неимоверно быстро, что вполне естественно. «Вложения в знания всегда приносят наибольшую прибыль» — эту мысль Бенджамина Франклина человечество усвоило. Как утверждает «Британская энциклопедия» («Британника»), с развитием книгопечатания с XIV в. в Европе количество книг удваиваюсь каждые 7 лет. Теми же темпами в мире в XX в. росло количество публикуемой научно-технической информации. Точно также наращивается объем деловой (бизнес) информации в США в 80-х гг. прошлого столетия. Однако в последние

15—20 лет, с развитием технологий электронных публикаций, процесс пошел значительно быстрее.

Эти изменения выразились в том, что основную долю активов наиболее динамичных компаний составляют не традиционные ценности — земля, здания, оборудование, дороги, системы электро-, водо- и теплообеспечения, системы утилизации отходов и т. п.. а совсем другие, интеллектуальные, ценности — стоимость полученных патентов, раскрученной торговой марки и накопленного опыта, подготовленного персонала и т. п. Например. хорошо известная в России компания «Моторола» (Motorola) на июнь 2004 г. являлась владельцем 4900 патентов! Естественно, что и основой деловых транзакций в такой экономике является не транспортировка товара, а передача информации и, естественно, ИКТ. Такого рода экономика, опирающаяся на аккумулированное знание, ИКТ и информацию в целом, и стала основой построения информационного общества, большое значение для развития которого имеют гуманитарные и социальные аспекты, а именно: формулирование прав и обязанностей каждого человека и общества в целом, стремление обеспечить равный доступ к информации, открытость действий компаний и правительственных органов и одновременно ответственность граждан за разумное и рачительное пользование информацией и достойное поведение в виртуальном мире.

Вот как характеризовала в I998 г. основные черты информационного общества и задачи, стоящие перед библиотеками и информационными центрами, г-жа Маргарет Хэйнс (Margaret Haynes), исполнительный директор Британской комиссии по библиотекам и информации. Библиотеки и информационные центры действуют в быстро меняющемся внешнем окружении, в котором:

• свободный доступ к информации составляет основу демократического общества:

• информация является международным товаром;

• знание составляет основу любой экономической активности:

• промышленность все больше и больше оказывается в зависимости от информированного работника:

• информация доступна, организованна и управляема;

• информационные потребности становятся все более сложными;

• технологические достижения создают потенциал для обеспечения всеобщего доступа к информации.

Библиотеки и информационные службы могут внести существенный вклад в повышение уровня жизни, поскольку они:

• создают существенно значимый сектор экономики;

• составляют необходимую часть благополучия отдельных лиц, сообществ и общества в целом;

• являются памятью общества, собирая и сохраняя знания;

• повышают ценность знания путем его оценки, обеспечения доступности, осуществления посреднических функций, формирования и продвижения;

• помогают творческому самовыражению человека, обеспечивают доступ к знанию, дают возможность получать непрерывное образование и участвовать в социальных, культурных мероприятиях;

• расширяют возможности личности, открывая новые ресурсы и предоставляя информацию соответствующим группам пользователей, облегчая приобретение навыков работы с информацией, столь необходимых для жизни в современном мире;

• показывают важность коллективной деятельности, формируют ощущение общности в данном регионе и предоставляют место, где люди ощущают себя в безопасности в рамках системы общих ценностей.

В настоящее время все типовые черты, отмеченные для британской системы в 1998 г., проявляются и во многих других странах, в том числе и в России.

Рассмотрим экономические аспекты построения информационного общества на примере США. В табл. I показана динамика распределения рабочей силы в США по группам отраслей за 1880—2000 гг. (сведения взяты из |3] на основании работы Грэхема Молитора).

К 1975 г. в США в сфере обслуживания половина рабочей силы была занята в индустрии информации. Еще более наглядным будет график, показывающий динамику роста удельного веса информационной индустрии в общем объеме экономики США.

В 1997 г. мировой объем продукции индустрии информационных технологий, по оценкам первого заместителя директора
Института мировой экономики РАН. академика РАН А. А. Дын-кина, превысил совокупный объем торговли продукцией сельскохозяйственного производства, автомобильной, текстильной промышленности и металлопрокатом. В 2003 г. мировой рынок информационных технологий составлял 915 млрд долларов и превосходил нефтедобычу и черную металлургию. Министр информационных технологий и связи Л. Д. Рейман утверждает: «Информационные технологии являются одной из крупнейших отраслей в развитых странах, а по темпам развития обгоняют все традиционные отрасли». Доминирующая роль интеллектуальной составляющей в мировой экономике частично объясняет тот повышенный интерес к сохранению прав интеллектуальной собственности, демонстрируемый правительствами многих стран. Как известно, недостаточное, по мнению европейцев, внимание российских органов к защите прав интеллектуальной собственности является одним из серьезных препятствий на пути приема России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В выступлении на традиционной международной конференции в г. Билефельд в 2002 г. «Библиотека как центр коммуникаций» г-жа Эжени Прайм (Eugenie Prime), директор научно-технической библиотеки компании «Хьюлетт-Паккард» (Hewlett-Packard), Калифорния, США, предложила сравнительную схему основных примет XX и XXI вв. Эту' схему можно считать кратчайшим изложением сути информационного общества XXI в. (табл. 2).

 

Таблица 2

Сравнение ключевых категорий развитого индустриального общества (XX в.) и информационного общества (XXI в.)

Индустриальное общество (XX в.)

Информационное общество (XXI в.)

Главный источник богатства и стимулятор творчества — капита­ловложения

Главный источник богатства — ин­формация

Основная задача бизнеса — сде­лать что-то материальное

Основная задача бизнеса — сделать что-то осмысленное

Акцент — на использование и развитие информационных техно­логий

Акцент — на содержание информации

 

Окончание табл. 2

Индустриальное общество (XX в.)

Информационное общество (XXI в.)

Экономическая эффективность измеряется отдачей от капитало­вложений

Экономическая эффективность изме­ряется отдачей от информации

Набор понятных и осязаемых про­мышленных стандартов производ­ства

Набор неосязаемых стандартов

Лидерство имеет индивидуальный, «героический» характер

Лидерство скорее состоит в умении распределять задания среди людей

Основа состояния — земля, недви­жимость. заводы, оборудование

Основа состояния — патенты, интел­лектуальная собственность

Основа коммерческого успеха — продукты и услуги

Основа коммерческого успеха — взаи­модействие с потребителем

 


Стратегия перехода к построению информационного общества была сформулирована в 1994 г. в докладе члена Европейской комиссии г-на Мартина Бангеманна «Европа и глобатьное информационное общество» (Martin Bangemann, Europe and Global Information Society. Recommendations to the «European Council»). Были названы 10 направлений развития телекоммуникационных технологий, которые сейчас успешно реааизуют-ся. Столь же эффективным оказался и доклад сэра Брайна Фол-лета, широко известный впоследствии «доклад Фоллета» (Вгауп Follet, «Joint Funding Council's Libearies Review Group: Report»), подготоапенный в 1993 г., особенно глава 5 «Библиотеки и поставщики информации в систему высшего образования», посвященный роли информатизации в развитии высшей школы Великобритании.

На встрече 22 июля 2000 г. в Японии руководителей восьми ведущих государств мира была подписана «Окинавская хартия глобального информационного общества», в которой наиболее четко сформулированы исходные позиции, цели и методы построения такого общества. Мы приводим здесь выдержки из двух первых параграфов Окинавской хартии, ибо лучше не скажешь (полный текст на русском языке приведен в приложении I).

«Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. И КТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.

Суть стимулируемой И КТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знании и идей. Информационное общество. как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы И КТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укретения демократии, транспарентного и ответственного управления, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий».

Концепция формирования информационного общества в России была разработана в 1999 г. по инициативе Государственного комитета по связи и информатизации (Госкомсвязь), но она по ряду причин осталась декларативно-теоретическим документом. Реальные действия предпринимаются в рамках ряда федеральных целевых программ, и, прежде всего, программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)».

Цели и задачи данной программы определены с учетом таких важнейших документов, как «Стратегия социально-экономического развития России на период до 2010 года», «Окинавская хартия глобального информационного общества», «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». В Государственной думе в июне 2004 г. во время обсуждения состояния и перспектив развития информационных технологий и связи Л. Д. Рейман, министр информатизаиионных технологий и связи РФ. назвал эту Программу вполне успешной.

В процессе выполнения Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002—2010 годы)» будут определяться обшие направления развития ИКТ (основные принципы. стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития страны.

Основные цели этой Программы:

• создание условий для развития демократии;

• повышение эффективности функционирования экономики. государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ;

• обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу. производство и распространение информации;

• расширение подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

Реализация Программы позволит:

• эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ;

• обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;

• преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;

• обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

В последнее время много говорится об этой Программе, особенно на различных конференциях и семинарах, в печати: поэтому мы сочли целесообразным представить ее и в данной книге, хотя мы уже приводили текст в приложении к учебнику 11 ]. Тем не менее для понимания тех путей, по которым Россия собирается войти в информационое общество, важно знать основные цели и задачи настоящей Программы.

Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:

• сформировать эффективную нормативную правовую базу в сфере ИКТ. регулирующую в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

• повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;

• обеспечить условия для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и со-циапьной сферах;

• повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ;

• содействовать развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;

• содействовать развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;

• сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и других организаций;

• сформировать условия, необходимые для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

Сегодня в фокусе этой программы — обеспечение связью сельских населенных пунктов (подробнее — на портале ФЦП «Электронная Россия» ).

К ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 годы)» тесно примыкает Городская целевая программа «Электронная Москва», разрабатываемая рядом московских уполномоченных организаций совместно с корпорацией ORACLE. Программа рассчитана на пять лет, и в результате ее реализации планируется сформировать городские информационные системы, создать объединенный московский портал, наладить электронный документооборот, сгенерировать совокупность баз данных городской инфраструктуры и населения и добиться эффективного внедрения ИКТ в различные отрасли городского хозяйства (см.: ).

Подробный анализ тенденций создания информационного общества и перехода к обществу, построенному на знаниях, а также роли библиотек и университетов в новой электронно-информационной среде и состояния российских реалий был сделан Я. J1. Шрайбергом в ежегодном докладе конференции «Крым—2005» |4|. Там же были приведены интересные данные о состоянии и развитии рынка ИКТ, к рассмотрению которых мы и переходим.