НАКОЛКА НА МАНЕКЕНЩИЦУ
(МАНЕКЕН) МАКЕТОВ ИЗ МАКЕТНОЙ ТКАНИ
Конечный результат проектирования при дизайне
одежды
Самый процесс творчества следует определять как
процесс проектирования. В чем его основные трудности? Главная трудность
заключается в том, что дизайнер-проектировщик должен на основании
современных данных прогнозировать некоторое будущее состояние, которое
возникнет только в том случае, если его прогноз верен.
Предположения о конечном результате проектирования приходится делать еще
до того, как рассмотрены средства для его достижения. Дизайнер вынужден
прослеживать события в обратном порядке, от следствий к причинам, от
ожидаемого влияния разработки данной формы на людей к началу той цепочки
событий, в результате которой и возникнет это влияние. В работе
случается, что на какой-то промежуточной ступени обнаруживаются
непредвиденные трудности или открываются новые, более благоприятные
возможности. При этом характер исходной проблемы может измениться, и
придется все начинать заново. Именно эта нестабильность самой задачи и
придает процессу проектирования гораздо более сложный и интересный
характер, чем обычно думают те, кто никогда этим не занимался.
Дизайнер или группа проектировщиков должны добиться, чтобы каждый из
разнообразных показателей, отвечающих требуемым результатам, обязательно
обладал двумя свойствами:
1) не выходил за пределы возможностей поставщиков, изготовителей,
системы сбыта и т. д. ни на одном из этапов существования изделия;
2) был увязан с тем, что ему предшествует, и с тем, что за ним следует.
Тесные связи между далеко отстоящими друг от друга этапами существования
изделия заставляют дизайнера широко прибегать к прослеживанию
зависимостей и их отдаленными причинами. А чтобы избежать неувязок между
отдельными этапами, проектировщик, используя свой главный козырь —
воображение, профессиональное мышление, — заменяет свои исходные цели
другими целями, которые легче увязываются друг с другом, оставаясь столь
же приемлемыми с точки зрения поставленных задач.
Проектирование как вид деятельности человека занимает особое место.
Основное отличие деятельности дизайнера от деятелей искусства или науки
связано с временными отношениями. Деятели науки или искусства имеют дело
с физическим миром (реальным или символическим, абстрактным) и
рассматривают его либо в настоящем времени, либо вне времени.
Однако прежде чем предсказывать будущее, дизайнер должен знать прошлое и
настоящее, обладать свойствами ученого, скептицизмом, уметь
анализировать, экспериментировать; подход художника необходим дизайнеру
на том этапе, когда требуется воображение, образное мышление для
отыскания нового и непротиворечивого построения конструктивной формы,
передать форму решения. Обычно материалом для такого творческого поиска
служат макеты, выполненные наколкой, или эскизы на бумаге, за которыми
стоят точные образы вариантов проекта в воображении.