СРЕДСТВА ОБЪЕДИНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ КОСТЮМОВ В КОЛЛЕКЦИИ

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

СРЕДСТВА ОБЪЕДИНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ КОСТЮМОВ В КОЛЛЕКЦИИ



Основными средствами объединения моделей костюмов в коллекции являются отношения-пропорции и ритмика первичных элементов формы костюмов, их составных частей, их особенностей.

Связь форм костюмов в коллекции образуется на основе первичных элементов формы и их свойств с использованием отношений между ними — тождества, сходства или контраста, а также пропорций частей форм, различных видов ритмики, повторов, симметрии или уравновешенной асимметрии.

Коллекцию можно разрабатывать на основе костюмов в системе «комплект» или в системе «ансамбль» или используя в коллекции оба вида систем.

Заметим сначала, что не все в коллекции может быть связано по любому виду первичных элементов формы или их свойств (это может привести к однообразию и монотонности) и не все средства связи можно применять в равной мере.

Разберем возможные виды образований связей костюмов в коллекции по его определяющим формальным признакам. Таких видов связей в коллекции четыре, так же как и для систем «комплект» и «ансамбль».

1. Коллекция строится на отношении тождества первичных элементов формы, составляющих ее костюмы. Связь здесь образуется вследствие повторения во всех костюмах какой-то формы, например геометрической (в силуэте одежды), или материалов. Связь костюмов может быть основана на тождестве каких-либо свойств, особенностей форм (например, все костюмы имеют одинаковую динамику форм, или малую объемность форм, или одинаковое членение форм и т. д.).

На рис. 26 показана схема пяти форм костюма, объединенных в коллекцию на основе тождества длины всех изделий и тождества членения и формы лифа, а также формы шляп.

2. Коллекция организована на отношении сходства составных первичных элементов форм, т. е. на преобладании сходства, а не различия. В данном случае сходными могут быть: виды геометрических форм, силуэты, линии, величины, массы, цвет и фактура материалов, степень динамичности или статичности форм и др.

Подбор цветов можно вести в последовательном нарастании сходства или различия тональности, степени светлоты, степени теплоты и холодности, рядов родственных сочетаний. Подбор масс может варьироваться в их последовательном уменьшении или увеличении в формах костюмов (изменение массы достигается изменением величины формы, ее членением, а также использованием свойства цвета и фактуры материалов).

Для связи моделей в коллекцию можно применять декоративные линии и отделку с последовательным их изменением сходства от одного костюма к другому и т. п. Возможности достижения выразительности связи костюмов в системе «коллекция» в этом случае значительно шире, но требуют большего внимания и больших усилий художника.

На рис. 27 показано пять костюмов, объединенных в коллекцию на основе последовательного изменения степени сходства формы оДежды и шляп.

3. Коллекция, построенная на отношении контраста составных элементов форм, является наиболее трудной в решении, но зато и очень эффектной, выразительной. Для композиционной связи здесь также можно использовать
свойства любых первичных элементов формы, противопоставляя эти свойства друг другу, увеличивая или уменьшая их контрастность, а также противопоставляя одну форму другой или всем другим или находя другие способы выделения форм, объединяемых в коллекцию.

 

При подборе цвета контрастные отношения строятся на сочетании цветов: дополнительных, теплых и холодных, черного и белого.

При подборе масс используются противопоставления легкого и тяжелого, малого и большого.

При подборе силуэтов и линий противопоставляют объемное и линейное, вертикальное и горизонтальное, широкое и узкое, острое, угловатое и плавное, округлое. Сопоставляя формы динамичные и статичные, устойчивые и неустойчивые, следует помнить, что связи, построенные на контрасте, хотя и наиболее выразительны, но требуют определенного чувства меры, не позволяющего перейти границы, за которыми связи теряются и происходит распад коллекции на самостоятельные формы. Поэтому число составляющих коллекцию моделей ведущих форм, связанных контрастным отношением, следует ограничивать.

На рис. 28 показана схема составления коллекции из ряда форм на основе отношения контраста линий и силуэтов.

4. Коллекция моделей строится на основе ритма, на повторении в определенной последовательности различных элементов формы, таких как цвет, фактура, линии, или каких-либо деталей, частностей через различные, но закономерные интервалы (метрические и ритмические порядки). Связи моделей в коллекции, построенной на использовании ритма, наиболее действенны, прочны и могут быть использованы для любого числа ведущих форм моделей.

Приведенные виды композиционных связей используются при проектировании коллекции как раздельно, так и в сочетании друг с другом, в различных комбинациях.

Анализ композиционных связей моделей в коллекции позволяет понять принцип организации любой коллекции как художественной системы, обнаружить ее слабые звенья и устранить эти недостатки еще в процессе графического или макетного проектирования ведущих форм.

Для примера проанализируем представленные на рис. 29 четыре модели болгарской коллекции 1967 г. В них четко обнаруживается наличие перечисленных выше композиционных связей. Эти модели связывает прежде всего ясно выраженная общая динамика (зрительное движение) форм одежды вверх. Первые две модели связаны тождеством силуэтов стана и его членений, сходством форм обуви и голов-
ных уборов, вторая и третья — тождеством форм и цвета головных уборов, сходством форм стана одежды (трапеция), тождеством обуви. Три первые модели имеют одинаковую длину (мини). Четвертая модель имеет связи сходства цвета обуви с цветом платья, ритмичным повтором светотени складок лифа и юбки со второй моделью, а округлые линии лифа и рукава контрастируют с угловатыми и прямыми линиями первых трех моделей. Светлота и тепло второй и третьей моделей контрастируют с холодностью зеленовато-лилового цвета четвертой модели, сходство форм головных уборов и общая направленность зрительного движения форм вверх связывает все четыре модели в единую коллекцию.
 

 

 

26. Схема объединения пяти различных форм костюма в систему «коллекция» на основе тождества длины изделий, членения, формы лифа и шляп

 

 

 



27. Схема объединения в систему «коллекция» различных костюмов на основе последовательного изменения степени сходства формы одежды и шляп

 

 

 

 

 



28. Схема составления коллекции из ряда форм на основе отношения контраста линий и силуэтов
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..