Равенство, сходство и контраст частей одежды

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СВЯЗИ ЧАСТЕЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ



Равенство, сходство и контраст частей одежды

 

 

 Отношения между другими основными элементами формы строятся не на числовой связи. При сравнении каких-либо однородных первичных элементов формы одежды (линий, массы, величин, цветов, фактур и т. д.) возможны три вида их отношений: равенство (тождество), сходство (нюанс) и контраст.

Тождество (равенство) — полное сходство однородных элементов формы.

Сходство — отношения, при которых однородные элементы формы приближаются друг к другу.

Контрастом называют отношения, при которых сопоставляемые однородные элементы формы сильно отличаются друг от друга, противопоставлены друг другу.

Тождество, сходство и контраст используются как художественные средства построения единства элементов формы костюма и их гармонической связи. Эти понятия распространяются на все свойства и элементы одежды, представляющей собой объемно-пространственную форму.

Примеры контраста появляются при сопоставлении легкого и тяжелого (масса), гладкого и ломаного (поверхности), черного и белого (цвет), прозрачного и непрозрачного.

Особо следует остановиться на сопоставлении цветовых отношений как гармонических связей. В моделировании, в художественном конструировании костюма в сочетании практически используется немного цветов — два-три, реже четыре и больше.

Основное, что присуще цветовым сочетаниям в костюме, — это различие между цветами по цветовому тону, по светлоте и насыщенности. Различие между цветами есть отношение их друг к другу. Здесь в отношениях могут встретиться тождество, сходство и контраст. Принципы составления гармонических отношений цветов строятся на использовании их сходства-тождества, или меньшего и большего различия, т. е. нюанса или контраста. Цвета, как известно, подразделяются на ахроматические, хроматические и переходные от ахроматических к хроматическим.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по тону. Здесь возможны сочетания двух и трех тонов. Отношения тонов цвета основаны или на сходстве двух лежащих близко друг к другу цветов из ряда, или на контрасте двух далеко отстоящих друг от друга цветов.

Гармоническое отношение трех цветов может быть выражено четырьмя основными сочетаниями количества светлоты:

1) светлого, среднего и темного цвета поровну;

2) много светлого и приближающегося к светлому среднего тона, мало темного;

3) много темного и приближающегося к нему среднего тона, мало светлого;

4) много среднего тона и мало светлого и темного тонов.

Эти закономерности составления гармонических сочетаний распространяются полностью и на цветовые ряды (от красного к черному или ряд от желтого к белому). Такие цветовые сочетания называют монохромными. Большего количества цветов, чем три, в ахроматических и монохромных рядах брать не нужно, так как резко снизится связь и выразительность их сочетаний.
Закономерности отношений хроматических цветов в составлении гармонии более сложны. Разберем только основные возможные гармонические сочетания двух, трех и четырех цветов хроматического ряда.

Если рассмотреть цветовой круг, построенный на двух парах дополнительных цветов, желто-синем и зелено-красном с  промежуточными цветами, составляющими шестнадцатиступенный цветовой круг, то можно отметить следующее:

1) все промежуточные лежащие друг против друга цвета в круге являются дополнительными по отношению друг к другу и контрастными друг другу;

2) все цвета верхней части круга — чистый желтый и промежуточные, содержащие примеси желтого, — резко отличаются от цветов нижней части круга. Цвета верхней части называют теплыми, нижней части — холодными. Таким образом, цвета, лежащие в верхней и нижней частях круга, контрастны как холодные и теплые. Чистый красный и чистый зеленый цвета, отделяющие теплые цвета от холодных, нейтральны в отношении теплоты и холодности;

3) все цвета правой части круга — чистый красный и промежуточные красноватые в ощущении резко отличны от цветов левой части — чистого зеленого и промежуточных зеленоватых.

Границей между ними является чисто-желтый и чисто-синий цвета, нейтральные по красно-зеленой контрастности. Следовательно, цвета правой и левой частей круга контрастны между собой;

4) между хроматическими цветами существуют только две контрастности: тепло-холодная (желто-синяя) и дополнительная (красно-зеленая).

Промежуточные цвета в каждой четверти круга вызывают ощущение различия, но не контрастности. В четырех точках круга — на главных цветах — качество цвета резко меняется, переходя к своей противоположности, т. е. к дополнительному цвету. Таким образом, все гармонические сочетания хроматических цветов можно разделить на определенные группы, эмоционально и объективно различные. Практически в моделировании используют три группы цветовых сочетаний, резко ограниченных и различных по психологическим и физическим признакам:

1) сочетания родственных, сходных цветов;

2) сочетания родственно-контрастных цветов;

3) сочетания контрастных цветов.

Сочетания цветов в каждой группе, таким

образом, основаны на естественных гармонических связях — сходстве или контрасте.
Родственные цвета располагаются вблизи друг от друга в пределах четверти цветового круга, их связывает один из главных цветов и они не содержат оттенков дополнительных цветов. Соседние главные цвета нельзя считать родственными, так как они удовлетворяют лишь одному требованию — не содержат оттенков дополнительных цветов.

Сочетания двух родственных цветов гармоничны в силу их близости, сходства. Такие сочетания мягки, нежны, но малоактивны (статичны) .

Родственно-контрастные цвета располагаются в соседних четвертях цветового круга. Всего сочетаний родственно-контрастных цветов четыре: 1) сине-красные и сине-зеленые;

2) желто-красные и желто-зеленые; 3) желто-красные и сине-красные; 4) желто-зеленые и сине-зеленые.

Связь и гармоничность родственно-контрастных цветов основаны на признаке родства по одному какому-либо цвету и противоположности расположения в цветовом круге. Родственно-контрастные сочетания цветов активные, броские, нарядные (и динамичные).

Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Эти цветовые сочетания могут быть разделены на четыре группы: 1) чистый желтый и чистый синий; 2) чистый красный и чистый зеленый;

3) желто-красный и сине-зеленый; 4) желто-зеленый и сине-красный.

Сочетания контрастных цветов наиболее яркие, активные, эмоциональные.

Более сложны сочетания трех цветов. Гармонические сочетания трех цветов строятся на принципе треугольников. Здесь может быть несколько видов сочетаний на основе равнобедренного и прямоугольного треугольников.

Сочетание трех цветов по принципу равнобедренного треугольника первого варианта заключается в том, что берут два родственных цвета, лежащих в основании равнобедренного треугольника, и цвет, лежащий на вершине треугольника, который является почти контрастно-дополнительным цветом.

Сочетание трех цветов по принципу равнобедренного треугольника второго варианта состоит в том, что логическая связь образуется при сочетании двух родственно-контрастных цветов, лежащих на двух вершинах треугольника, и третьего цвета, лежащего на противоположной вершине треугольника, связанного с первыми двумя как контрастно-дополнительный цвет.

Сочетание трех цветов на основе равнобедренного треугольника третьего варианта выражено тем, что к двум гармонирующим родственно-контрастным цветам прибавляют их главный цвет.

При сочетании трех цветов на основе прямоугольного треугольника связь основана на соединении родственно-контрастных цветов.

Все сочетания, основанные на принципе треугольника, гармоничны, активны, нарядны.

Гармоничные сочетания из четырех цветов можно составлять по принципу прямоугольного четырехугольника. В этом случае цветовые сочетания соединяются парами цветов как род-ственно-контрастные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..