Отношения между другими основными элементами
формы строятся не на числовой связи. При сравнении каких-либо однородных
первичных элементов формы одежды (линий, массы, величин, цветов, фактур
и т. д.) возможны три вида их отношений: равенство (тождество), сходство
(нюанс) и контраст.
Тождество (равенство) — полное сходство однородных элементов формы.
Сходство — отношения, при которых однородные элементы формы приближаются
друг к другу.
Контрастом называют отношения, при которых сопоставляемые однородные
элементы формы сильно отличаются друг от друга, противопоставлены друг
другу.
Тождество, сходство и контраст используются как художественные средства
построения единства элементов формы костюма и их гармонической связи.
Эти понятия распространяются на все свойства и элементы одежды,
представляющей собой объемно-пространственную форму.
Примеры контраста появляются при сопоставлении легкого и тяжелого
(масса), гладкого и ломаного (поверхности), черного и белого (цвет),
прозрачного и непрозрачного.
Особо следует остановиться на сопоставлении цветовых отношений как
гармонических связей. В моделировании, в художественном конструировании
костюма в сочетании практически используется немного цветов — два-три,
реже четыре и больше.
Основное, что присуще цветовым сочетаниям в костюме, — это различие
между цветами по цветовому тону, по светлоте и насыщенности. Различие
между цветами есть отношение их друг к другу. Здесь в отношениях могут
встретиться тождество, сходство и контраст. Принципы составления
гармонических отношений цветов строятся на использовании их
сходства-тождества, или меньшего и большего различия, т. е. нюанса или
контраста. Цвета, как известно, подразделяются на ахроматические,
хроматические и переходные от ахроматических к хроматическим.
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по тону. Здесь
возможны сочетания двух и трех тонов. Отношения тонов цвета основаны или
на сходстве двух лежащих близко друг к другу цветов из ряда, или на
контрасте двух далеко отстоящих друг от друга цветов.
Гармоническое отношение трех цветов может быть выражено четырьмя
основными сочетаниями количества светлоты:
1) светлого, среднего и темного цвета поровну;
2) много светлого и приближающегося к светлому среднего тона, мало
темного;
3) много темного и приближающегося к нему среднего тона, мало светлого;
4) много среднего тона и мало светлого и темного тонов.
Эти закономерности составления гармонических сочетаний распространяются
полностью и на цветовые ряды (от красного к черному или ряд от желтого к
белому). Такие цветовые сочетания называют монохромными. Большего
количества цветов, чем три, в ахроматических и монохромных рядах брать
не нужно, так как резко снизится связь и выразительность их сочетаний.
Закономерности отношений хроматических цветов в составлении гармонии
более сложны. Разберем только основные возможные гармонические сочетания
двух, трех и четырех цветов хроматического ряда.
Если рассмотреть цветовой круг, построенный на двух парах дополнительных
цветов, желто-синем и зелено-красном с промежуточными цветами,
составляющими шестнадцатиступенный цветовой круг, то можно отметить
следующее:
1) все промежуточные лежащие друг против друга цвета в круге являются
дополнительными по отношению друг к другу и контрастными друг другу;
2) все цвета верхней части круга — чистый желтый и промежуточные,
содержащие примеси желтого, — резко отличаются от цветов нижней части
круга. Цвета верхней части называют теплыми, нижней части — холодными.
Таким образом, цвета, лежащие в верхней и нижней частях круга,
контрастны как холодные и теплые. Чистый красный и чистый зеленый цвета,
отделяющие теплые цвета от холодных, нейтральны в отношении теплоты и
холодности;
3) все цвета правой части круга — чистый красный и промежуточные
красноватые в ощущении резко отличны от цветов левой части — чистого
зеленого и промежуточных зеленоватых.
Границей между ними является чисто-желтый и чисто-синий цвета,
нейтральные по красно-зеленой контрастности. Следовательно, цвета правой
и левой частей круга контрастны между собой;
4) между хроматическими цветами существуют только две контрастности:
тепло-холодная (желто-синяя) и дополнительная (красно-зеленая).
Промежуточные цвета в каждой четверти круга вызывают ощущение различия,
но не контрастности. В четырех точках круга — на главных цветах —
качество цвета резко меняется, переходя к своей противоположности, т. е.
к дополнительному цвету. Таким образом, все гармонические сочетания
хроматических цветов можно разделить на определенные группы,
эмоционально и объективно различные. Практически в моделировании
используют три группы цветовых сочетаний, резко ограниченных и различных
по психологическим и физическим признакам:
1) сочетания родственных, сходных цветов;
2) сочетания родственно-контрастных цветов;
3) сочетания контрастных цветов.
Сочетания цветов в каждой группе, таким
образом, основаны на естественных гармонических связях — сходстве или
контрасте.
Родственные цвета располагаются вблизи друг от друга в пределах четверти
цветового круга, их связывает один из главных цветов и они не содержат
оттенков дополнительных цветов. Соседние главные цвета нельзя считать
родственными, так как они удовлетворяют лишь одному требованию — не
содержат оттенков дополнительных цветов.
Сочетания двух родственных цветов гармоничны в силу их близости,
сходства. Такие сочетания мягки, нежны, но малоактивны (статичны) .
Родственно-контрастные цвета располагаются в соседних четвертях
цветового круга. Всего сочетаний родственно-контрастных цветов четыре:
1) сине-красные и сине-зеленые;
2) желто-красные и желто-зеленые; 3) желто-красные и сине-красные; 4)
желто-зеленые и сине-зеленые.
Связь и гармоничность родственно-контрастных цветов основаны на признаке
родства по одному какому-либо цвету и противоположности расположения в
цветовом круге. Родственно-контрастные сочетания цветов активные,
броские, нарядные (и динамичные).
Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового
круга. Эти цветовые сочетания могут быть разделены на четыре группы: 1)
чистый желтый и чистый синий; 2) чистый красный и чистый зеленый;
3) желто-красный и сине-зеленый; 4) желто-зеленый и сине-красный.
Сочетания контрастных цветов наиболее яркие, активные, эмоциональные.
Более сложны сочетания трех цветов. Гармонические сочетания трех цветов
строятся на принципе треугольников. Здесь может быть несколько видов
сочетаний на основе равнобедренного и прямоугольного треугольников.
Сочетание трех цветов по принципу равнобедренного треугольника первого
варианта заключается в том, что берут два родственных цвета, лежащих в
основании равнобедренного треугольника, и цвет, лежащий на вершине
треугольника, который является почти контрастно-дополнительным цветом.
Сочетание трех цветов по принципу равнобедренного треугольника второго
варианта состоит в том, что логическая связь образуется при сочетании
двух родственно-контрастных цветов, лежащих на двух вершинах
треугольника, и третьего цвета, лежащего на противоположной вершине
треугольника, связанного с первыми двумя как контрастно-дополнительный
цвет.
Сочетание трех цветов на основе равнобедренного треугольника третьего
варианта выражено тем, что к двум гармонирующим родственно-контрастным
цветам прибавляют их главный цвет.
При сочетании трех цветов на основе прямоугольного
треугольника связь основана на соединении родственно-контрастных цветов.
Все сочетания, основанные на принципе треугольника, гармоничны, активны,
нарядны.
Гармоничные сочетания из четырех цветов можно составлять по принципу
прямоугольного четырехугольника. В этом случае цветовые сочетания
соединяются парами цветов как род-ственно-контрастные.