Цвет и рисунок материала одежды

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

ЗРИТЕЛЬНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ

 

 

Цвет и рисунок материала одежды

 

 

 Все существующие цвета можно разделить на три цветовых
ряда: ряд ахроматических цветов (от белого до черного), ряд хроматических цветов — основных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ряд промежуточных цветов. Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым цветам относят красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые, к холодным — зелено-голубые, голубые, синие и сине-фиолетовые.

Дополнительными цветами являются синий и оранжевый, зеленый и красный, фиолетовый и желтый. Дополнительные цвета располагаются в спектральном круге друг против друга и при смешении дают светло-серый цвет.

К третьему ряду относятся цвета, получающиеся от смешения хроматических цветов с ахроматическими, например красного с белым, красного с серым, красного с черным.

Человек воспринимает свойства цвета в трех аспектах: физическом, эмоционально-

психологическом и символическом.

Физические свойства цвета определяются его цветовым тоном, светлотой, насыщенностью.

Эмоционально-психологические качества цвета, вызывающие ассоциацию с некоторыми явлениями природы, пробуждают одинаковые чувства у всех людей, независимо от их при-

надлежности к той или иной социальной или этнической группе или от уровня их культуры. На органы наших чувств цвета оказывают успокаивающее, возбуждающее или угнетающее действие. Цвета воспринимаются нами как радостные или печальные, холодные или теплые, объемные или плоские, плотные или воздушные, выступающие или отступающие.

Символические качества цвета связаны с различиями социальных, обрядовых, религиозных представлений и культуры различных групп человеческого общества.

На протяжении веков цвета использовали для выражения определенных чувств и понятий. Багряный цвет у древних людей олицетворял силу и власть. В наши дни на Дальнем Востоке в этом же значении используется желтый цвет. В Англии, США, Австралии синий цвет связывают с понятием мудрости, истины, а красный олицетворяет мужественность.

Краскам придавалось духовное и религиозное значение.

Каждая культура имеет свою систему символов. Это хорошо известно ученым, занимающимся средневековым искусством. Церковь предписывала художникам использовать определенные цвета. Черный цвет означал тьму, белый — мудрость, красный — любовь, желтый — обман..

В наше время от всего многообразия прежней символики цветов осталось немного. Некоторые цвета приобрели значение новых символов. Так, красный цвет стал символом революции, праздника, победы, черный — траура и официальности, белый — чистоты, розовый и голубой — младенчества. И сейчас свадебное платье делают чаще всего белым, маленьким девочкам покупают одежду (распашонки, ползунки, платье) розового, а маленьким мальчикам — голубого цвета. Платье для выпускного или новогоднего бала делают светлым — белым, бледно-голубым, бледно-розовым, светло-желтым. Официальная мужская одежда — черная.

Символика цветов не играет большой роли, когда речь идет о современном костюме. Но художнику, связанному с костюмами историческими, зрелищными или театральными, знать ее необходимо. Изучение символики цветов, красок ведется у нас в рамках этнографии, занимающейся и вопросами истории народного костюма.

Рисунок, или орнаментация, материала может быть образован или в процессе его выработки, или при отделке. Орнаментация материала, и в частности тканей, чрезвычайно разнообразна.

Элементы, составляющие рисунок — орнамент ткани, могут быть абстрактными (беспредметными), геометрическими, предметными;
это могут быть также мотивы растительного и животного мира.

Цвет и орнаментация материалов имеют большое значение в моделировании одежды. Это значение не исчерпывается различными комбинациями цвета и рисунка. Оно заключается и во влиянии на внешний вид одежды, ее выразительность, декоративность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..