Конструктивные и декоративные линии формы одежды

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

ЗРИТЕЛЬНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ

 

 

Конструктивные и декоративные линии формы одежды

 

 

 Контуры одежды, ее отдельных частей, деталей можно рассматривать как линии. Различают конструктивные и декоративные линии.

Конструктивные линии одежды — это, во-первых, контуры ее формы в целом и ее деталей; во-вторых, это видимые линии

соединения составных частей и деталей формы: вытачки, соединительные швы и т. д.

Вытачка (рис. 7, а) представляет собой прием, с помощью которого плоская поверхность материала преобразуется в криволинейную. Вытачка может быть расположена с краю детали или в ее середине (рис. 7, б). Вытачку делают закрытой и открытой, заутюженной и мягкой, простой и сложной — фигурной (рис. 7, в). Большое значение для поверхности формы имеют контурные линии вытачки. На рис. 7, г даны различные контуры простой вытачки: прямой, вогнутый и выпуклый.

Приемами формирования криволинейной поверхности материала являются: складки,

сборки, буфы, драпировки, защипы, подрезы, фалды, клеш, рельефы различной конфигурации, раскрой ткани под углом 45° к нити основы.

Складки бывают односторонние (рис. 8, а), встречные (рис. 8, б), байтовые (рис. 8, в) и веерные (рис. 8, г). На рис. 8, д показан женский костюм, юбка которого имеет веерные складки. Кроме объемной формы, складки создают определенный рельеф, расчленяют поверхность, особенно такой вид складок, как плиссе и гофре.
 

 

 


6. Виды геометрических форм одежды

 

 

 

 

 

Сборки получаются при стягивании материала одной или двумя параллельно расположенными нитками. Сборки — это множество мелких, мягких, незакрытых вытачек. Сборки делают по краю или в середине детали изделия. Как прием формирования объемной поверхности сборки применяются в моделировании очень широко, в самых разнообразных частях одежды. Сборки применяют и как конструктивный, и как декоративный элемент.

При стягивании плоской поверхности материала тремя, четырьмя и большим числом параллельных рядов ниток образуют буфы. Сборки и буфы, кроме объемных форм, создают также особый рельеф поверхности материала. Слово «буфы» в переводе с французского языка первоначально обозначало рукава, расширенные и присобранные в верхней части оката. Затем этим словом стали обозначать пышный рельеф поверхности материала.

На рис. 9, а показана сборка, полученная при стягивании материала двумя нитками, на рис. 9, б — рельеф поверхности материала, стянутого в буфы. На рис. 9, в показано летнее платье с юбкой, собранной на боках по линии талии в сборку. Сборки и буфы можно делать на специальной швейной машине. Сборки можно делать эластичными, используя для этого резинку.

 

 

 

Драпировкой называется укладывание материала в свободно лежащие или падающие складки различного характера с их последующим закреплением. Драпировка создает объемные формы со своеобразным рельефом поверхности. Все многообразие драпировок подразделяют на пять основных групп: трубчатые (рис. 10, а), каскадные (рис. 10, б), лучевые (рис. 10, в), пазушные (рис. 10, г), радиальные (рис. 10, (?). На рис. 10, е показано вечернее платье с лучевой драпировкой.

Столь большое количество видов драпировок обусловлено пластическими свойствами материалов, в частности тканей. Пластические свойства тканей просто замечательны. Разнообразие структур, вызванное многочисленными видами переплетений нитей ткани, разнообразие волокон пряжи (шелк, шерсть, хлопок, синтетические) придают тканям свойства, которыми не обладают ни трикотаж, ни нетканые материалы, сколько бы не говорили об их перспективности.

Тонкие эластичные ткани крепового переплетения из шелка и шерсти позволяют получить объемные формы с различной поверхностью. Мягкие, тягучие ткани дают плавные, гибкие складки как в поперечном, так и в косом направлении. Тонкие, жесткие, торчащие ткани драпируют только в косом направлении (лучевые драпировки).

Способность нитей основы и утка ткани сдвигаться относительно друг друга, эластично растягиваться широко используется в формообразовании при косом крое деталей.

Защипы — это многочисленные мелкие, близко отстоящие друг от друга мягкие складочки, вытачки, формообразующий прием, создающий своеобразный рельеф поверхности. На рис. 11, а показано платье с рядом таких защипов по переду, застроченных от горловины и плеч до линии бедер, где они оканчиваются мягкими вытачками. На рис. И, б показан верх детского платья, отделанный такими же защипами, застроченными до уровня груди.

Подрезы — прием формообразования, сочетающий применение соединительного шва, разреза ткани и закладывания излишка ткани одной из сторон в сборки, вытачки или складки. На рис. 11, в показан один из вариантов подрезов: от проймы по горизонтали выше линии груди. Излишки ткани нижней стороны подреза собраны. Этот подрез обеспечивает конструктивную форму, учитывающую выпуклость груди, и является декоративным решением переда платья.

На рис. 11, г показан лиф платья с подрезом от низа левой стороны и заложенной от линии талии группой складок (драпировок) на правой стороне подреза. Вытачки от подреза обеспечивают конструктивную форму,
учитывающую выпуклость груди, и в то же время являются своеобразным декоративным решением переда лифа.
 


Фалды, клеш — это прием формирования ткани в виде конусообразной поверхности формы (в развернутом виде сходны с воронкой). Форма клеш может быть получена тремя способами:

1) выкраиванием детали под углом 45° к нитям основы и утка;

2) спрямлением кривизны среза детали из ткани, т. е. расширением места соединения двух

или более составных частей и затем спрямлением кривизны срезов соединяемых частей;

3) использованием поперечной фигурной вытачки в нужном месте свободно расположенной детали.
 

 


7. Схемы и виды вытачек
 

 

 


8. Схемы и виды складок
9. Сборки и буфы

 

 



10. Виды драпировок
11. Защипы и подрезы
 

 

 



На рис. 12, а показан костюм, юбка которого имеет форму клеш. На рис. 12, б показан первый прием образования клеша. Кусок квадратной ткани с загнутым верхним правым углом прикрепляют к талии манекена. Форма клеш образуется под тяжестью ткани. Обрезав ткань внизу, подравнивают ее. На рис. 12, в показано образование формы клеш способом спрямления кривизны среза детали или расширения соединительных срезов двух деталей, а затем спрямлением верхнего среза соединительных деталей. На рис. 12, г показано образование формы клеш за счет поперечной вытачки, которая подтягивает ткань по линии своего контура.

Рельефные швы — это швы, сделанные на поверхности неразрезанного материала, а также соединительные швы, имеющие декоративное значение. Рельефные швы могут быть выполнены с вытачками и без них, на лицевой стороне материала или на изнаночной, заутюженными на ребро и приутюженными.

Значение рельефных швов в моделировании одежды довольно велико. Они участвуют в изменении поверхности объемной формы и в формообразовании материала. На рис. 13, а показано женское демисезонное пальто с рельефными швами (вниз от карманов), заутюженными с изнанки изделия на ребро.

На рис. 13, б дана спинка пальто с рельефными швами, заутюженными с изнанки на ребро, и показана схема такого шва (здесь швы могут быть как разрезными, так и неразрезными). На рис. 13, в показана спинка пальто с рельефными швами, сделанными с лицевой стороны и заутюженными на ребро, а также схема такого шва.

На рис. 13, г представлено демисезонное пальто с рельефами, имитирующими накладные карманы. Эти рельефы делают с верхними вытачками, с изнанки под них прокладывают полоску ткани и заутюживают на сторону. Здесь же показана схема верхней вытачки, переходящая в линию рельефа.

Следует остановиться на тех приемах отделки, которые оказывают большое влияние на образование формы: на воланах, сборках, рюшах, бантах, бахроме и кистях. Эти элементы формы делаются из того же материала, что и одежда.

Воланы представляют собой полоску материала различной ширины и с разной степенью кривизны краев. Они могут располагаться на поверхности изделия или его деталей в гори-
зонтальном, вертикальном и диагональном направлениях. Воланы выкраивают полосами, представляющими собой спираль, кольцо или овал, и притачивают к изделию внутренними срезами. Воланы выкраивают также прямыми полосами, но по косой нитке, затем притачиваемую сторону собирают или закладывают частыми мелкими складками.

На рис. 14, а показано вечернее платье, юбка которого отделана рядом воланов. Воланом-воротником может быть отделан вырез горловины (рис. 14, б). На рис. 14, в показана схема кроя волана в виде спирали и кольца; на рис. 14, г — схема расположения воланов на юбке по вертикали и по диагонали. На рис. 14, д представлена схема кроя волана, у которого кривизна притачиваемой стороны достигается в результате применения сборок или складок.

Оборки — это различной ширины полосы материала, присборенные с одной стороны и этой стороной притачанные к изделию. Оборки выкраиваются по прямой.

Рюши — это тоже полосы материала, но в них отделаны края и они присборены посередине. Рюши выполняют как из материала изделия, так и из различных отделочных материалов.

Банты представляют собой одну или две полосы материала, завязанные особым образом.

На рис. 15, а показан перед платья, отделанного оборками по горловине и по планке. На рис. 15, б представлена схема женского платья с юбкой, отделанной несколькими рядами рюшей, и схема выполнения рюши. На рис. 15, в дано платье с бантом.

Бахрома и кисти — очень распространенные элементы формы, являющиеся отделкой одежды. Бахрома представляет собой ряд нитей, закрепленных с одного конца и свободно свисающих с другого. Толщина и длина бахромы могут быть самыми различными. Кисти — это бахрома, собранная и закрепленная в пучки.

На рис. 16 показано вечернее платье, подол которого отделан длинной и толстой бахромой из крученых нитей материала платья. Рукава платья представляют собой ту же бахрому, закрепленную в проймах и манжетах.

Такие виды влажно-тепловой обработки, как сутюживание и оттягивание ткани по краю или по сгибу детали, также применяются для преобразования плоской поверхности материала в объемные формы. Наиболее часто сутюживание и оттягивание используют при работе над формой верхней, одежды из шерстяных тканей, когда хотят избежать применения видимой вытачки. Например, ткань сутюживают на спинке по плечевому срезу (если не делают

вытачки) и со стороны проймы, создавая выпуклость на лопатку, оттягивают ткань по сгибу на месте лопаток также для придания выпуклости в этой части изделия. Сутюживают по сгибу середину спинки на уровне линии талии (если спинка неразрезная посередине) в приталенных изделиях. Оттягивают передний срез верхней половинки рукава, чтобы придать ему нужную форму спереди. Для придания нужной формы подвергают оттягиванию и сутюживанию заднюю и переднюю половинки брюк.

Еще недавно, в 50-х годах, женские жакеты считались красивыми и безупречно выполненными, если их делали совсем без верхних вытачек. Порой верхнюю вытачку уменьшали, скрывали ее под лацканами жакета и получали нужную форму сутюживанием полочки со стороны борта и со стороны проймы.

Эластичные свойства тканей, проявляющиеся при раскрое деталей одежды под углом 45° к нити основы — последний конструктивный элемент получения формы. Этот прием позволяет получать облегающие формы совсем без вытачек или с их минимальным количеством.

 

На рис. 17, а показано платье для фигурного катания. Стан платья состоит из переда, спинки и отрезного бочка, платье плотно облегает фигуру, верх делается без вытачек. На рис 17, б показан крой этого платья. Отрезной бочок выкроен по косому направлению. Косой крой используют и для рукава, когда хотят сделать его максимально узким по всей длине (от оката до запястья).

Пластические свойства ткани в деталях, выкроенных по косому направлению, широко используют и для получения форм одежды полуприлегающего и свободного силуэтов.

Декоративные линии — это линии различных отделок одежды, имеющие линейный характер: отделочных (не соединительных) швов, рельефов, строчек, поясов, клапанов, хлястиков, руликов, шнуров, сутажа, линейной вышивки и др. Часто декоративный характер носят и конструктивные линии.

Линии в одежде играют большую роль: они ведут наш взгляд по конструктивной поверхности объемной формы, создают зрительное движение (динамику).

 

 

 

 

12. Фалды и клеш. Схемы образования

 

 

 

 

 

13. Рельефные швы. Места расположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..