Геометрический вид формы одежды в целом и ее
частей
Это свойство формы определяется соотношением
измерений формы в системе трех координат. Первое зрительное впечатление,
которое мы получаем, рассматривая одежду (костюм), вытекает из степени
ее объемности, характера ее силуэта, ее контуров.
Степень объемности в костюме проявляется в ограниченном диапазоне и не
выходит за грани возможностей человеческой фигуры, служащей опорой для
одежды. Здесь возможны две крайности: форма одежды может быть сильно
вытянута в одном измерении (линейный характер, рис. 6, а), и форма
одежды распространяется в трех измерениях (объемный характер, рис. 6,
б). Промежуточной между линейной и объемной формами будет форма,
выраженная преимущественно в двух измерениях (плоскостная форма, рис. 6,
в). Формы, приближающиеся к кубу, шару, выражают наибольшую объемность,
а формы, приближающиеся к вытянутой линии, прямой или кривой —
наименьшую объемность.
Объемная форма — это границы, в пределах которых проявляется силуэт
одежды. Силуэт — плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды,
четко ограниченных контурами. Но силуэт дает ясное представление и об
объемном выражении одежды, так как, в сущности, является проекцией
объемной формы.
Важное значение приобретает силуэт в связи с развитием моды, так как для
моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и,
следовательно, силуэты одежды. Отсюда вытекает значение силуэта как
средства выражения моды. В общих чертах силуэт дает возможность
определить характерные изменения моды в костюме за определенный период
времени.
Являясь естественными границами какой-либо формы, силуэт представляет
собой рамку, в пределах которой решается одежда, костюм. Декоративное
решение одежды в границах определенного силуэта требует соподчинения
частей одежды. Общая форма, а следовательно, и силуэт одежды
обусловливаются в первую очередь ее практическим и художественным
назначением.