НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ФОРМА ОДЕЖДЫ

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ФОРМА ОДЕЖДЫ

 



К потребностям человека в обновлении и смене форм следует отнести еще перестройку его отношения к вещам под влиянием научно-технической революции.

Происходящая в настоящее время научно-техническая революция изменяет характер наших отношений с окружающим миром, расширяет масштабы перемен и, главное, ускорив их темпы, меняет критерий нашей оценки вещей, производимых человеком для удовлетворения своих потребностей. Ускорение поступательного развития общества — не скоропреходящее явление, которое, как утешают себя некоторые, можно переждать, пережить. Это характерная черта современной эпохи, вызванная к жизни и научно-техническим прогрессом и возрастающим вовлечением в активную историческую деятельность самых широких масс населения. Социальные процессы ускорились. Примерами тому служат процессы образования городов, увеличения скорости транспорта, применяемого для передвижения человека, удвоение общего объема производства товаров, количества научных журналов и научных статей каждые 15 лет, колоссальный ежегодный прирост объема научно-технической литературы в мире (этот прирост равен 60 000 000 страницам!).

Нарастание темпов — одно из самых существенных и наименее изученных социальных явлений. Ускорение темпа жизни и перемен является также и психологическим фактором, влияющим на душевное равновесие, на наше восприятие жизни.

Диалектика жизни доказала нам мимолетность и непостоянство всего: все течет, все изменяется. Ускорение темпов жизни только сильнее выявило это ощущение непостоянства, недолговечности.

В прошлом идеалом были прочность, долговечность. Что бы ни создал человек — обувь, машину или собор, он направлял всю свою творческую энергию на то, чтобы дело его рук служило в течение максимально долгого времени.

С ускорением темпа перемен в жизни общества на смену экономике прочности, долговеч-
ности приходит экономика временная. Чем это объясняется?

Во-первых, в результате технического прогресса стоимость производства снижается несравненно быстрее, чем стоимость ремонтных работ. Ведь производство автоматизируется, тогда как ремонт по большей части остается ручной операцией. Во многих случаях дешевле заменить вещь новой, чем отремонтировать ее.

Во-вторых, технический прогресс обусловливает совершенствование изделий с течением времени. Телевизоры второго поколения лучше телевизоров первого поколения, а третьего— лучше второго.

В-третьих, ускоренный темп перемен и проникновения их во все более отдаленные уголки общества порождает неуверенность в наших будущих потребностях. Отдавая себе отчет в неизбежности перемен, но не зная, какие именно требования они к нам предъявят, мы не решаемся вкладывать крупные средства в создание неизменных видов продукции. В дальнейшем следует ожидать все более широкого применения принципа недолговечности жизни вещей, сокращения срока отношений между человеком и вещами.

Научно-техническая революция приносит людям новшества, порождает непривычные ситуации. Перемены затрагивают многие стороны нашей жизни, изменяют наше отношение к окружающему, включая понятия об успехе, престиже и богатстве. Научно-технический прогресс влияет на организацию работы, образования, досуга, приводит к социальной перестройке общества.

Становится понятным, что, достигнув определенной стадии промышленного развития, технически передовое общество переключит свою энергию из сферы количественного производства товаров, вещей в качественную сферу обслуживания.

Многие специалисты считают, что будущее за обслуживанием. Вместе с экономикой обслуживания идет психологизация всех видов продукции, начиная с промышленных изделий.

С удовлетворением основных материальных нужд потребителя все больше средств и сил, как это можно с полным основанием предсказать, будет затрачиваться на удовлетворение его более тонких, многообразных и сугубо личных потребностей в красоте, престиже, утверждении индивидуальности. Психологический компонент производства товаров будет приобретать все большее значение.

Художественное конструирование новых товаров и вещей и процесс облачения их в яркую, эмоционально насыщенную психологическую «упаковку» потребует от самых находчивых производителей (промышленности) завтрашнего дня максимальной изобретательности.

 

 

 

Художнику-модельеру есть над чем задуматься.

Работа художника—творческий поиск, лежащий у истоков любого производственного процесса. Удачное образное решение, целесообразная компоновка новой модели одежды, разработка конструкции с предельно высокими характеристиками обусловливают полноту

отдачи изделия в народном хозяйстве.

Необходим новый подход к определению потребностей человека и требований моделирования одежды. Современность, а значит и красота, добротность, соответствие социальной

и эстетической принадлежности, любовь к социалистической Родине, экономичность,

технологичность — вот неполный перечень требований к произведениям художников, дизайнеров, предъявляемых нашей действительностью.

Практический успех художественного

конструирования одежды, кроме специальных знаний, требует понимания задач и положений, которые ставят общество и жизнь перед ху-Дожником-модельером. Вот эти положения: сознание единства, общности человека с другими людьми — социально-психологический феномен;

к сознанию единства человека с другими людьми приводит его воспитание в обществе;

эстетические оценки человека определяются его образом жизни, тем, как она им понимается;

жизнь и ее проявления представляются человеку прекрасными;

прекрасное непостоянно в своей красоте; каждому поколению людей свойственны свои понятия о красоте. Свои понятия о красоте свойственны каждой возрастной группе людей;

смена времен года изменяет облик и настроение человека;

все потребности человека удовлетворяются через продукты его труда — вещи (ЭПС);

вещи — посредники в общении между людьми;

жизнь вещей определяется модой; мода — это конкретное, материальное проявление запросов, потребностей человека и идеала самого человека в обществе;

мода — это смена форм, их обновление и популярность в тех или иных общественных группах людей, созвучные времени, образу жизни, служащие удовлетворению различных потребностей человека и связанные с общим развитием человеческого общества и человеческих отношений;

вместе с демократизацией жизни и техническим прогрессом мода утрачивает узкоклассовый характер и перестает быть привилегией одного класса. Сегодня можно говорить об
установлении моды лишь тогда, когда она принята не тысячами, а миллионами людей;

основой эстетического развития моды является новизна;

мода определяется единством стилевых особенностей, эстетических и художественных требований;

наличие стилевых особенностей, разнообразие форм той или иной моды позволяет продлить ее существование, с тем чтобы возможно большее число людей получило эстетическое удовлетворение;

мода удовлетворяет людей самого различного сложения, допуская одновременное существование целого ряда форм и силуэтов костюма;

несмотря на свой массовый характер, мода не препятствует людям проявлять свои индивидуальные особенности;

массовость моды привлекает внимание к ней как к одному из средств воспитания эстетического вкуса людей;

благодаря смене моды облик человека становится созвучным своему времени, обновляется;

развитие общества и научно-техническая революция изменяют характер отношений с окружающим нас миром, ускоряя темпы нашей жизни и перемен;

научно-техническая революция и технический прогресс изменяют оценочный критерий вещей, производимых человеком, в отношении их прочности и долговечности;

каждая мода несет необходимую новизну, иногда полную противоречий по отношению к предыдущей моде. Противоречие моды составляет основу развития современного костюма;

художник, формируя вещи, формирует моду, выступает как выразитель требований своего общества и жизни;

художник — единомышленник своего общества становится воспитателем передового эстетического вкуса и одним из творцов новой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..