Джордж Нельсон - дизайнер

  Главная       Учебники - Кройка и шитьё      Дизайн (статьи)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26 

 

 

 

Джордж Нельсон - дизайнер

 

 

Американский дизайнер, архитектор, критик и теоретик дизайна. В 1947 г. открыл свое дизайн-бюро. Проектировал осветительную арматуру, часы, мебель, упаковку, занимался выставочным дизайном. Наиболее известны: серия настенных часов 1949 года, диван "Слинг софа", светильники "Китайские фонари", набор посуды "Флоренс".

Многие предметы мебели и дизайна, созданные в его дизайнерском бюро, стали современной классикой. В их числе стул Coconut (Кокос, 1956), диван Marshmallow (Зефир, 1956), Часы Ball Clock и Лампы Bubble (Мыльный пузырь, производятся с 1952 г. по настоящее время). Являясь директором по дизайну компании Herman Miller, ведущего американского производителя современной дизайнерской мебели, Нельсон оказывал большое влияние на линию выпускаемой продукции и общественный имидж компании более двадцати лет. Он сыграл решающую роль в объединении компании с такими дизайнерами, как Чарльз Имз (Charles Eames), Александр Жирар (Alexander Girard) и Исаму Ногучи (Isamu Noguchi). Достаточно быстро Нельсон пришел к убеждению, что дизайн должен быть составной частью философии компании, и, отстаивая это мнение, он стал пионером в сфере деловой коммуникации и корпоративного дизайна.

Увлеченный архитектурой, дизайном и публицистикой, Нельсон глубоко интересовался темами домашнего быта и обстановкой интерьера. В книге-бестселлере «Дом завтрашнего дня» (Tomorrow's House, 1945, в соавторстве с Генри Райтом), он предложил новаторскую концепцию «стенки». По мнению Нельсона, для хранения вещей можно использовать стены дома, превратив их в двусторонний шкаф от пола до потолка. Революционная для своего времени, эта идея предвосхитила изобилие потребительских товаров, которые появились в результате экономического бума на Западе, и превратили дом для одной семьи в небольшой склад вещей.

Нельсон сконструировал несколько частных домов, включая Нью-Йоркский дом для Шермана Фэрчайльда (спроектирован в 1941 г., совместно с Гордоном Чэдвиком). Нельсон, как убежденный сторонник промышленных методов строительства, опубликовал несколько статей на тему секционной архитектуры. В 1950-ых он пропагандировал идею «Экспериментального дома» - модульной системы из кубических блоков с крышами из оргстекла, которые владельцы могли самостоятельно монтировать, исходя из своих пространственных потребностей и образа жизни. Помимо озабоченности темами архитектуры и домашнего дизайна, Нельсон с вниманием относился к теме офисной обстановки. Помимо создания первого стола в форме буквы “L”, Джордж Нельсон сыграл основную роль в создании концепции Action Office / «Активный офис» компании Herman Miller, и в 1970-ых создал собственную офисную систему Nelson Workspace / «Рабочее пространство от Нельсона». Также как мебель Нельсона для дома и его экспериментальная архитектура, эта система в своей основе имела множество модульных элементов, которые можно было свободно комбинировать. Бюро Нельсона решало множество разнообразных дизайнерских задач, выходя далеко за пределы дизайна мебели, хотя именно последнее направление лежит в основе его нынешней репутации. В числе клиентов Нельсона были огромные корпорации, включая Abbott, Alcoa, BP, Ford, Gulf, IBM, General Electric, Monsanto and Olivetti, а также правительство Соединенных Штатов. В своем Нью-Йоркском бюро, которое он открыл в 1947 г. и которое просуществовало более трех десятилетий, у Нельсона за это время работало более 50 человек, в том числе такие знаменитости как Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) и Майкл Грейвз (Michael Graves). Параллельно с проведением выставок, созданием интерьеров для ресторанов и шоу-румов, бюро George Nelson & Company создавало кухонную мебель, посуду и столовые приборы, проигрыватели и громкоговорители, скворечники и флюгера, компьютеры и печатные машинки, фирменные логотипы и упаковку, ковры и черепицу.
.
Высшим проявлением многогранного таланта Нельсона по праву можно считать организацию и проектирование Американской Национальной Выставки, проходившей в 1959 году в Москве. Нельсон и его коллеги выбрали несколько сот производимых в Америке промышленных товаров и разместили их на широкой трехмерной многоуровневой платформе, разработанной специально для выставки. Кроме того Нельсон отделал и обставил мебелью «модель квартиры» и спроектировал большой стекловолоконный зонт для двух других выставочных павильонов. Московская выставка вошла в историю как задворки для знаменитых «Кухонных дебатов» между Никсоном и Хрущевым. Столь же впечатляющей была выставка для компании Chrysler на Международной Торговой Ярмарке в Нью-Йорке в 1964 году, в ходе которой внимание было приковано к вдохновленной поп-артом «гигантской машине», длиной 64 фута и огромному двигателю, составившему часть выставочного пространства. Пока ярмарка отдавала почести автомобилю, Нельсон в своих эссе и лекциях по городскому планированию выразил более критический взгляд на автотранспорт. Уже в 1943 году в статье «Трава на Главной улице» (Grass on Main Street) он наметил в общих чертах концепцию молла (торгового центра) как свободной от автотранспорта зоны для покупок. В 1970-ых дизайнер разрабатывал планы по полному устранению автомобилей с городских улиц; примером такого планирования может служить нереализованный проект holiday village в Португалии.
.
После того как Нельсон получил ученую степень по архитектуре, он всерьез увлекся карьерой писателя и журналиста, и считался блестящим публицистом в течение всей своей жизни. Джордж Нельсон не только являлся одним из редакторов известного журнала Architectural Forum, но и писал статьи для многих других популярных журналов, таких как Fortune, Life, Industrial Design, Interiors and Harper's. Он также опубликовал много книг по темам, связанным с дизайном. Нельсон был одним из первых докладчиков на первой Конференции по дизайну в Аспене, США (1951 г.) и регулярно участвовал в этой конференции впоследствии. Живое чувство юмора и неравнодушие к радикальным теориям, несомненно, способствовали росту популярности его выступлений на многих конференциях и симпозиумах. В 1961 г., в период обострения Холодной Войны, он создал телевизионную программу под названием «Как убивать людей: Проблема дизайна», в которой он иронично комментировал вопросы военной политики с точки зрения дизайна. Так же, как и семья Имз, Нельсон был одним из пионеров мультимедийных лекций. Он часто использовал собственные фотографии, сделанные в многочисленных путешествиях, для этих целей. Его работа в качестве фотографа и вовлеченность в вопросы эстетики повседневной обстановки нашли выражение в книге «Как увидеть» (How to See), которая предлагала решения по сознательному восприятию повседневной обстановки. Однажды Нельсон охарактеризовал себя как человека, который в большей мере заинтересован в системах и их эффективном использовании на благо человечества, чем просто в вещах. Благодаря аналитическому и поистине масштабному мышлению Нельсона, его советы выходят за рамки вопросов формы и практического применения вещей. Именно поэтому достижения Нельсона в сфере дизайнерского образования делают его работу – сейчас больше, чем когда-либо – значимой и в высшей степени востребованной. Он спроектировал многие классические известные вещи: часы-атом, различные формы часов, цветные часы, монохромные, для детей в форме животных, кресло-кокос, диван из сидений от барных стоек. Делал веселые, интересные, эмоциональные вещи, но простые по формам, которые легко было запускать в массовое производство. Стиль Нельсона довольно нетипичен для американского дизайна, он скорее похож на итальянский. Можно сказать, Нельсон удачно соединил в своём творчестве эмоциональность, шутливость и яркость итальянского дизайна с американской прагматичностью


Период в дизайне 40-50-х годов часто называют периодом "Органического дизайна". Это направление возникло как противоположность конструктивизму с его прямолинейностью и некоторой агрессивностью, противопоставляя этой жесткости плавность линий и взаимопроникновение форм. Тогда же возникает и явление «технологического» дизайна.

Основная концепция дизайна 40-50-х годов – это упразднение границ между дорогими произведениями искусства и серийными промышленными вещами. В основу ее были положены принципы комбинируемости и взаимозаменяемости, многофункциональности и внешней простоты. Также за основу принимается и постулат «психологической эргономики», принимающий во внимание внутренний комфорт человека. В этот период возникают несколько интересных дизайнерских направлений – это американский органический дизайн, скандинавская школа, Ульм и браунстиль в Германии.

Можно с уверенностью сказать, что своей мировой популярностью органический дизайн во многом обязан работе двух американских дизайнеров – Чарльза и Рэй Имз. Все началось с их работы над совместным проектом со скандинавом Эеро Саариненом для конкурса "Органический дизайн жилой среды", проводимым Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Так была создана коллекция мебели из гнутой фанеры. Чарльз и Рэй и далее работают в области дизайна мебели, экспериментируя с технологией формовки прессованной фанеры. Из этого материала создаются абстрактные арт-объекты, скульптуры, игрушки и вполне утилитарные вещи – столы и стулья.

Все это было продемонстрировано на выставке "Новая мебель Чарльза Имза" в 1946 году. Квинтесенцией творческих принципов мистера Имз, который ратовал за экономию материалов и усилий, стал стул из гнутой клееной фанеры, названый известным архитектурным критиком Эстер МакКой "стулом века". Это было настолько актуально, свежо и сенсационно, что он практически сразу же был запущен в массовое производство. В конце 40-х Имз экспериментирует с новым материалом – пластиком. И создает новые шедевры органики, в которых плавные контуры сиденья и спинки контрастируют с линиями четырех легких стальных ножек-стержней. Эти тонкие металлические ножки стали отличительной чертой мебели 50-х. А кресло-шезлонг с оттоманкой, созданное Чарльзом для фирмы "Герман Миллер" в 1955, стало еще одним классическим образцом мебели XX века и окончательным торжеством принципов органического дизайна

 

Харли Эрл, один из величайших специалистов в области маркетинга. Он воплотил американскую мечту 50-х в автомобиле. Сотрудничал с разными фирмами, но в основном с General motors проектировал разные модели. Изучая общественное мнение, умел предугадать, что понравится потребителю, даже через несколько лет. Автомобили приобретают обтекаемые формы, хромированные детали. Стал руководителем огромного штата, подавал идеи. Он придумал концепт кары, (BuickY-job 1939, BuickWildcat 1951, CadillacCyclone 1959). Машины пафосные, солидные, имеют много декоративных элементов- например , хромированные накладки, «плавники» , в которых были утоплены фары, и которые делали машину похожей на ракету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26