Дизайн Европы 18 века

  Главная       Учебники - Кройка и шитьё      Дизайн (статьи)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Дизайн Европы 18 века

 

 

Предметная среда Европы 18 века

 

XVIII век. Было два стиля: Рококо и Классицизм.

СтильРококо появился во Франции в 18 веке, стиль утоненный изысканный, отличающийся большей сдержанностью по сравнению с Барокко, тоже с завитушками, но не такой пышный и пафосный, т.к. подгонялся не под короля, а для аристократии. Характерны особенности: уменьшение помещений, более приближенно к размерам человека. Совершенно меняется цветовая гамма, в Рококо пастельные оттенки, которым давались всякие витиеватые названия.Нету никакой конструктивности. Уменьшение размеров самой мебели, поскольку размеры помещенияуменьшились, то и мебель уменьшается.

 

Рокальные завитки, Рокаиль, характерная особенность Рококо.

 

Покрытие мебели лаком пришло с Востока, из Китая, разными оттенками лака. S-образные формы ножек. Появляются красивые столики с разнообразным функциональным назначением: для рукоделия, для кофе, для игры в карты.

Разнообразные кресла: кресло-Пастушка, кресло-Королева. Стали менять обивку, например летом бархат, зимой – шёлк. Шезлонг. На место флорентийской мозаики возвращается интарсия. Характерна асимметрия. Изделия из бронзы.

Важным моментом в развитии как прикладного искусства, так и массового производства стало открытие фарфора.

Среди Европейцев первыми состав фарфора открыли немцы. Сделал это берлинский аптекарь и по совместительству алхимик Иоганн Бёттгер. Долгое время он безуспешно искал философский камень. Когда об дошёл слух до короля Пруссии Вильгелма, тот приказал посадить Бёттгерапод арест. Он сбежал в Саксонию. Правитель Саксонии, Август, заядлый коллекционер фарфора, тратил на это увлечение огромные деньги, которых ему не хватало, поэтому он позволил продолжить поиски философского камня, чтобы разбогатеть. Когда поняли, что не получается, Август заказал Бедгеру разработать формулу фарфора. Однажды Бёдгер нашёл белую глину, которая и является основной составляющей фарфора. Было решено начать массовое производство изделий из фарфора.Так появилась первая в Европе фарфоровая мануфактура в городе Мейссен. Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа.

Традиционный круг заказчиков фарфоровой мануфактуры Meissen включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди заказчиков мейссенского фарфора были Екатерина II, князья Строгановы, Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры фарфоровой мануфактуры Meissen находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже (г. С.- Петербург).

В Англии, удалённой от остальной Европы, стилистика рококо проявилась слабо и вообще довольно поздно.Английские архитекторы приехали в Европу и обнаружили, что у тех уже Рококо, а у них ещё Ренесанс. Тема китайщины была выражена в настенной лепнине с изображением китайцев.

 


 

Вплоть до Модерна увлечение Японией и Китаем оставалось.

Во второй половине 18-го века начинает зарождаться стиль классицизм, во Франции. Классицизм восходит к Античности и Ренессансу. Свойственны такие черты как конструктивность, прямолинейность форм, использование ордерной системы. Много незаполненного пространства, тонкий декор, напоминающий римский. Линии все больше выпрямляются. Причудливые завитки рокайля и восточные фантазии исчезают. В орнаменте обыгрываются две темы. Одна из них - антик: меандры, лавровые листья, ветви аканта, гирлянды и т.д. Другая - мотивы сельской жизни: снопы, фрукты, ленточки, корзинки, букеты из колосьев и мелких полевых цветочков.

 

Завершающая стадия Классицизма – Ампир, это Классицизм, но более пафосный, масштабный, официальный, со множеством деталей, декоративных элементов. Создан был для Наполеона и как будто спущен сверху. Он более цветной, яркий и более театральный. В интерьерах этого стиля можно часто встретить предметы и декоративные элементы из бронзы. Более дешёвым вариантом были детали из папье-маше, которые потом золотились, или покрывались бронзовой краской.  .

Ампир получил распространение в 10 годы 19 века.

Последним перед долгим периодом художественного упадка в области ремесла масштабным стилем в Европе стал бидермейер. Стиль бидермейер, привнес в буржуазное жилище скромный вещевой мир с легким налетом сентиментальности. Более поздняя, высокомерная эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище «бидермейер» (слово «бидермейер» - «бравый господин Мейер» - как синоним мещанства ввел в обиход поэт Эйхгодт).

От холодного, аристократического ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Буржуазному сознанию отвечали такие стилевые формы, в которых главный упор был на практичности. Критерием бытовой вещи, мебели, считались, прежде всего, такие качества, как прочность, доброкачественность, удобство.

В мебели эпохи бидермейер мы уже можем обнаружить большую часть современных типов. Никогда еще мебель не была столь «мебельной» по характеру, то есть свободной от архитектурных форм и чужеродного декора. Критерием качественности мебели теперь считаются удобство форм и безупречная столярная работа. Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами натуралистически трактованных цветов. В эту эпоху возникла и так называемая «чистая комната» (гостиная). Пространство комнат заставлено большим количеством мебели, которая стремиться группироваться в центре и притом так, чтобы пустоты оставалось как можно меньше.

В мебели стиля бидермейер строгость и холодная величавость классицизма постепенно вытесняются более естественными формами, плавно изогнутыми линиями. Конструкции отдельных типов мебели отличаются остроумием и оригинальностью; главное их достоинство - практичность и удобство в быту. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермейера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов; столов с выдвижными или откидными столешницами; стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу; письменных столов и шкафов с различными ящичками и т.д.

В эпоху бидермейер наиболее распространенными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева.

 

В целом для жилой среды Бидермейера характерны следующие черты:

Стены уже обклеивались бумажными обоями, с полосками и мелкими цветочками, буржуазные мотивы. Пастельные нежные оттенки, тогда как в классицизме преобладало золото. Так же часто можно встретить в обивке легкие ткани, интерьеры светлые, просторные, цветы в горшках, со специальными кашпо, столиками.

Бидермейер был особенно популярен в Германии и Австрии и продержался там до 40-х годов 19 века. Далее наступил упадок в оформлении предметной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..