Литургическая одежда возникла из основных исторических типов одежды и
подверглась только незначительным изменениям, которые практически
завершились в IX столетии в Риме. В соответствии с изменениями
церковного года и для различных литургических служб устанавливается
определенный цвет облачения: белый, красный, зеленый, фиолетовый и
черный.
Альба — льняное одеяние до щиколоток с узкими рукавами, подхваченное на
боках поясом- цингулумом. Его носят представители высшего духовенства во
время месс и других литургических служб.
Альмуциум — капюшон, или куколь, подбитый мехом, с широким воротником,
закрывающим грудь. Носили его в основном каноники, но он стал и светской
одеждой.
Воротничок - белый, тугой, закрывающий шею, который носили представители
духовенства, если у них не было собственного ритуального облачения.
Гумерал, амикт - четырехугольный полотняный платок, на двух углах
которого имеются шнурки. Считается первым литургическим покрывалом,
которое надевалось под альбу.
Далматика — верхняя литургическая риза дьякона римского ритуала, если он
помогает священнику во время особой мессы, по случаю праздников и
благословений. Она всегда того же цвета, что и риза священника.
Происходит от светской одежды, которая первоначально носилась в Далмации
(отсюда и название), и во II веке была заимствована римлянами, которые
носили ее поверх туники.
Епитрахиль - длинная узкая полоска материи в цвете литургии дня, которую
носил священник на шее. Епитрахиль по форме, цвету, материалу и декору
похожа на манипул, только в два раза длиннее.
Комже — белая верхняя рубашка священников, густо присборенная у
четырехугольного выреза, украшенная по кайме кружевом.
Манипул — часть литургического одеяния, которая передается протодьякону
при посвящении в сан. Его носит священник во время мессы на левой руке.
Это короткая лента цвета ризы, в которой служится месса. Начало берет от
так наз. платка для пота, который носили в руке высокопоставленные люди
в Древнем Риме. Поэтому первоначально он считался привилегией высшего
римского духовенства.
Мантелета - фиолетовая, спускающаяся до колен накидка епископов, высших
прелатов, иногда и каноников, которая надевается поверх рохеты.
Митра - литургический головной убор лапы, кардиналов и епископов. Митра
делается жесткой, наверху она заканчивается конусообразно, сзади с нее
свисают на плечи две ленты. Делается из шелка, часто пышно декорируется
вышивкой, а также жемчугом и золотом.
Паллиум — округлая часть ризы, которая покрывает грудь, плечи и спину.
Спереди и сзади с нее свисают длинные ленты. Сам круг и полоски делаются
из белой шерсти, имеют ширину приблизительно 5 см и украшены четырьмя
черными крестами. Паллиум носит папа при особых литургических службах, а
также некоторые епископы и архиепископы, которые их могут использовать
только во время архиерейской литургии.
Перчатки — вместе с митрой и скипетром символ епископского сана.
Архиерейские перчатки, сделанные из шелка или полотна, имеют на тыльной
стороне округлую пластинку из золота, серебра или эмали, на которой
изображен Христос с крестом и овечкой или Христос благославляющий.
Перчатки украшаются иногда вышивкой, иногда жемчугом и драгоценными
камнями.
Пилеолус — круглая шапочка, которую носит папа (белого цвета), кардинал
(красного цвета), епископ {фиолетового цвета) и аббаты (черного цвета).
Поскольку в определнных частях мессы ее не полагается иметь на голове,
ее также называют Soli Deo {только Богу).
Плувиал — пышно вышитое украшение на спине, которое напоминает бывший
капюшон. Плувиал возник из накидки с капюшоном, которую носили с IX века
представители господствующих классов и монахи во время крестного хода
или в хоре. Теперь это широкая, длинная до пят накидка в цвете литургии
дня.
Рационале — архиерейское украшение для плеч, пандан к архиепископскому
паллиуму. В новое время используется уже редко. В средние века было
обычной частью облачения епископа. Надевается поверх ризы, но, однако,
не является эмблемой сана, а только украшением.
Риза - облачение в цвете литургии дня, которое надевает священник во
время мессы поверх альбы. Произошла из светской верхней одежды, которую
носили древние греки и римляне и которая первоначально была клешевая,
широкая, с вырезом для головы (до сих пор преимущественно в восточном
ритуале). В латинском ритуале вырез становится все больше, делая
предплечья более свободными, и так возникает риза готической формы,
которая была еще довольно широкой, с многочисленными складками, плавно
спускающаяся с плеча на предплечье. Риза в стиле барокко — гладкая, без
складок и довольно короткая.
Саккос - архиерейское верхнее облачение греческого ритуала, похожее на
римскую далматику. Сулерпелице — белая льняная или хлопчатобумажная риза
духовенства, имеющая широкие, длинные рукава, спускающиеся до колен.
Надевается при определенных литургических службах. У епископов и других
прелатов подобным одеянием является рохета, которая отличается от
суперпелице только узкими рукавами.
Сутана (klerika) - одеяние духовных лиц, длинное до щиколоток, спереди
застегивающееся на пуговицы. В отличие от рясы она в верхней части
корпуса плотно прилегает к телу. Часто подхвачивается поясом -
цингулумом. У рядового духовенства имеет черный цвет, у епископов -
фиолетовый, у кардиналов — красный, и только папа носит сутану белого
цвета. В некоторых областях подобное одеяние имеет длину только до колен
и называется сутанелла. Ряса похожа на сутану, но в верхней части не
прилегает плотно, а делается свободной, с воротником — стойкой. Носили
ее также судьи и члены академий.
Тиара - тройная корона, которую носит папа во время нелитургических
торжественных случаев. В настоящее время эта корона состоит из трех
рядов В XII веке она имела только один ряд, второй ряд появился в XIII
веке при папе Бонифации VIII, а третий — в начале XIV столетия.
Туницелла - литургическое верхнее облачение протодьякона,
соответствующее далматике - верхнему одеянию дьякона.
Цингулум - шнурок, которым подпоясывается альба. Широкая перевязь с
лентой или шнурком, свисающим сбоку, является элементом одежды
духовенства и членов ордена.
Шапочка - литургический головной убор, в настоящее время круглый, с
четырехугольным жестким донышком, на котором расположены три или четыре
закругленных выступа. Шапочка кардинала - красная, у остального
духовенства черного цвета. Этот головной убор носили также доктора как
символ своего сословия.