Появление «варварских» племен на исторической арене, с точки зрения
исторического развития, было явлением прогрессивным, но, с точки зрения
тогдашней моды, влияние «варваров» на костюм той эпохи подвергалось
высмеиванию и осуждению. Так, например, П. Корнелий Тацит в 98 году н.
э. говорит о костюме германцев с большим презрением: «Обычной народной
одеждой является плащ, скрепленный застежкой или просто булавкой, в
котором германцы проводят целые дни у костров. Только самые богатые,
которые хотят отличиться от остальных, носят также и нижнюю одежду,
которая однако не так свободна и широка, как у сарматов или парфян, а
плотно прилегает к телу, так что под ней ясно вырисовывается фигура. Они
носят и звериные шкуры, племена на Рейне и Дунае - без выбора, а
племена, живущие внутри континента, весьма тщательно отбирают кожу...
Женщины закутываются в льняные покрывала с пурпурово красной отделкой,
верхняя часть которых однако рукавов не образует. Поэтому плечо,
предплечье и верхняя часть груди открыты... Во всех домах дети растут
заброшенными, их тела едва прикрыты». Кочевой образ жизни, который
принесли с собой вандалы, готы, саксы, викинги и др., вторгшиеся на
своих быстрых конях в Европу и разметавшие в разные стороны её
население, более суровый климат и практическая потребность в одежде
наездника - вот те важнейшие элементы, которые повлияли на формирование
одежды того времени. Эти элементы являются более важными, нежели
этническая принадлежность - отмечали римские писатели того времени.
Мужчины носили штаны, которые так презирали римляне. В дополнение к ним
надевалась туника, продолжающая античный покрой. «Обрюченный народ» - по
словам М. Т. Цицерона - был народ варварский. Однако этот «варварский»
модный элемент, с точки зрения развития моды, знаменовал собой появление
весьма плодотворной новинки. Ведь именно с этого момента европейская
одежда стала делиться на мужскую и женскую. Штаны, эту «варварскую»
одежду, в конце концов переняли и римляне.
Драгоценность, богато украшенная эмалью и техникой клуазонне, служила
для скрепления присборенной одежды.
В V и VI веках писатели Сидоний Аполлинарий и Агафий говорят уже
конкретно о коротких либо длинных штанах разных цветов. Одежда варваров
им казалась весьма целесообразной. Штаны дополнила короткая туника. Все
эти элементы вошли затем в одежду последующих столетий и стали основой
как для среднеевропейского костюма, так и для восточного.
Эпоха переселения народов характеризуется как эпоха беспорядков и
неразберихи, длящихся несколько столетий; эта эпоха не создала единого
стиля ни в искусстве, ни в одежде. Скорее всего её можно характеризовать
как «конфликт» нескольких стилевых течений, которые взаимно влияли,
переплетались друг с другом. Дополнения к одежде этого периода
сохранились только в виде мелких художественных изделий, которые служили
украшением одежды, как гражданской, так и военной. Это, главным образом,
драгоценности, свидетельствующие о том, что и в те времена понимали, что
такое красивая одежда и украшения, любили ювелирные изделия и сложные
орнаменты.
Фибулы, запонки, пряжки и драгоценности в виде кругов или стилизованных
голов животных, безусловно, являются наиболее выразительным
свидетельством культуры той эпохи. Они были прекрасно технически
обработаны, т. к. являли собой продолжение позднеантичного искусства
гравировки, гранения и обработки драгоценных камней. Эта эпоха обогатила
ювелирное искусство новой техникой стеклянной инкрустации (эмаль) и
использовала все виды ювелирной техники одновременно. Наряду с этими
роскошными драгоценностями, которые были найдены, в основном, в
ломбардских гробницах, всю Европу в то время охватила мода и на более
простые бронзовые украшения со сложно переплетенным орнаментом, которые
можно рассматривать как продолжение культуры бронзового века. Эти мелкие
предметы, вероятно, ежедневного пользования, являются как бы народным
искусством эпохи переселения народов, и их можно считать посредником
между античным искусством и искусством германцев, а также одним из
источников европейского романского искусства.
(Поясная пряжка из русла реки Ламбо. Археологический музей, Милан.
Золотая пряжка сделана в виде сплетенных птичьих фигур. Драгоценные
застежки для одежды и поясные пряжки были любимым украшением германцев -
как мужчин, так и женщин. )