ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ШВЕИ-МОТОРИСТКИ,
ВЫПОЛНЯЮЩЕЙ ОПЕРАЦИИ НА СКОРНЯЖНОЙ МАШИНЕ
Изготовление цельномеховых и комбинированных
головных уборов характеризуется большим разнообразием операций, которые
выполняются на швейной машине с двухниточной челночной строчкой:
изготовление утепляющей подкладки, соединение деталей утепляющей
подкладки и головок, обработка подкладки и т. д. Для изготовления
утепляющей подкладки, головок и выполнения других работ применяют
одноигольные челночные швейные машины 1022М кл. и 330-8 кл., а также
двухигольные машины 852-3 кл. и др.
В зависимости от выполняемой технологической операции рабочее место
швеи-мотористки оборудуется соответствующей машиной и технологической
оснасткой, размещаемых на промышленном столе размером 1100 X 650 мм.
Если работница выполняет операцию по изготовлению утепляющей подкладки,
на стол устанавливают швейную машину 1022М кл., а к столу прикрепляют
бобинодержатель.
В целях повышения производительности труда машины челночного типа
оснащают приспособлениями для обрезки ниток, автоматического останова
иглы в верхнем положении, подъема лапки, наматывания ниток на шпульку и
др. Для удобства работы на рабочем месте предусматривается специальный
стул с регулируемой высотой сиденья. Рабочее место оборудовано также
тумбочкой для хранения инструментов и вспомогательных материалов (ниток,
тесьмы и т. п.) и личных вещей.
В технологическую оснастку рабочего места входят: ножницы для подрезания
неровных краев деталей, отвертка, мел, масленка и другие инструменты.
Ножницы обычно находятся на столе с правой стороны, остальные
инструменты хранятся в ящике.
Обязанности швеи-мотористки те же, что и при работе на скорняжной
машине.
Рабочее место. Типовой проект организации рабочего места
швеи-мотористки разработан Ленинградским проектно-конструкторским и
технологическим бюро с учетом требований научной организации труда. Он
рекомендован для внедрения на предприятиях меховой промышленности
страны. В соответствии с указанным проектом швея-мотористка выполняет
свою основную технологическую операцию — сшивание меховых скроев и
других деталей — на швейной одно-игольной машине 10-Б кл., установленной
на промышленном столе. Однако в настоящее время на многих меховых
предприятиях рабочие места швей-мотористок оборудованы швейными машинами
141-40 и 141-30 кл. фирмы «Штро-бель» (Германия). Машина 141-40 кл.
применяется для сшивания деталей скроев и шкурок с тонкой кожевой тканью
(например, пушнина), машина 141-30 кл. — для сшивания деталей скроев,
изготовленных из шкурок с более толстой кожевой тканью (овчина), а также
для выполнения ряда операций при сборке головных уборов.
В дополнение к швейной машине и промышленному столу рабочее место
швеи-мотористки оснащено стулом, тумбочкой, полками и урной. Для
удобства работы высота сиденья, а также высота и угол наклона спинки
стула регулируются. Сиденье деревянное или обтянуто дерматином.
Тумбочка состоит из трех ящиков: верхнего (выдвижного), предназначенного
для хранения инструмента и вспомогательных материалов, и двух нижних с
дверцами для хранения личных вещей работниц (по сменам). Изготовлена
тумбочка из металла.
Для укладки поддонов со скроями предусмотрена подъемная полка,
прикрепленная с помощью кронштейна к станине промышленного стола слева.
Для размещения скроев в процессе пошива предназначена съемная полка,
являющаяся продолжением крышки стола.
Урна используется для сбора производственных
отходов.
Технологическая оснастка. Типовым проектом
организации рабочего места швеи-мотористки предусмотрены иглы, пинцет,
масленка, отвертка, ножницы, нитки, капсулы для ниток и
волосозаправочное устройство. Вся эта технологическая оснастка, а также
детали и скрои изделий должны быть рационально размещены на рабочем
месте (рис. 33).
Рис. 33. Схема рационального размещения
технологической оснастки, деталей и скроев изделий на рабочем месте
швеи-мотористки : 1 — ножницы и пинцет;
2 — приемная полка для контейнеров; 3 и 4 — контейнеры со скроями; 5 —
капсула для тесьмы; 6 — капсула для бобин и ниток; 7 — сшитые скрои; 8 —
сшитые детали; 9 — скорняжная машина
В зависимости от толщины кожевой ткани, соединяемых деталей или пакетов
при изготовлении изделий используют иглы различных типов с
соответствующей формой острия. Иглы подразделяют по номерам.
Для заправки волоса внутрь между деталями при их сшивании применяют
пинцет, изготовленный из стали толщиной 1 мм. Длина пинцета примерно 15
см.
Все трущиеся детали машины смазываются машинным маслом с помощью
масленки, изготовленной из пластмассы или металла.
Работница, вставляя иглу в игловодитель, закрепляет ее винтом с
помощью отвертки. Отвертка применяется также при ремонте и чистке
машины.
При сшивании меховых деталей работницы иногда вынуждены срезать неровный
край мехового скроя, используя для этого ножницы номеров 5, 6 или 7.
Сшивание меховых деталей, сослонка и сборка шапок, ушивка прорезок
осуществляются с применением ниток. В зависимости от толщины меха и
пакета деталей, цвета кожевой ткани, подкладки на тулье и головке
применяют нитки различных номеров и цветов. Нитки должны соответствовать
государственному стандарту и технологии изготовления изделий.
На столе у швеи-мотористки имеется две капсулы — одна для ниток, другая
для тесьмы.
В капсуле для ниток имеется вертикальная ось, на которую
надевают бобину ниток. В крышке капсулы есть
отверстие, через которое нитка проходит в процессе шитья. В капсуле она
промасливается.
Капсула для тесьмы имеет больший размер, чем капсула для ниток. В крышке
капсулы имеется отверстие, через которое тесьма подается к скорняжной
машине при обработке деталей на тех операциях, где требуется пришивание
тесьмы.
В целях повышения производительности труда и улучшения качества
продукции взамен пинцета при заправке волоса на скорняжных машинах
применяют волосозаправочное устройство. Заправка волоса производится на
деталях, изготовленных из меховых шкурок с мягким волосяным покровом.
Принцип работы устройства — втягивание волоса, расположенного между
деталями в момент их сшивания, внутрь специального сопла. Система
пневматическая, работает за счет создания воздушного потока,
направленного в сопло. Сопло — это уплощенная, специальной формы трубка,
изготовленная из тонкой жести. Сопло с подводящими воздуховодами
располагается слева от скорняжной машины. Во время работы острие сопла
находится слева от иглы, чуть ниже ведущих дисков машины. Пневмосистема,
обеспечивающая работу всех сопел на участке, подключена к
централизованной вентиляционной установке.
Заказывая оборудование фирме «Штробель» (Германия), можно предусмотреть
поставку скорняжных машин с волосозаправочным аппаратом. Система
заправки волоса представляет собой воздуховодное устройство, от которого
через пластмассовый шланг воздух нагнетается и направляется тонкой
струей в зону сшивания, за счет чего и происходит заправка волоса.
Обязанности швеи-мотористки. Перед началом
работы швея-мотористка должна проверить исправность работы машины,
провести ее смазку, подобрать и установить иглу в игловодителе,
заправить и отрегулировать натяжение нитки и длину стежка, проверить
исправность заземления. Во время работы она должна следить за качеством
шва и исполнением работы, производить своевременный съем с конвейера
меховых деталей и укладку на конвейер сшитых изделий. Все указанные
операции и приемы должны выполняться с соблюдением правил внутреннего
распорядка и техники безопасности. В случае неисправности машины, при
плохой работе транспортного устройства, местного отсоса пыли или при
плохом освещении рабочего места швея-мотористка обязана сообщить об этом
мастеру для устранения неисправности. По окончании работы она должна
очистить рабочее место от пыли, масла, смазать ведущие части машины,
убрать в ящик инструменты и недошитые изделия, сдать рабочее место
сменщице.