СВОЙСТВА МАЗУТОВ

 Главная         Учебники - Котлы        Наладка котельных установок (В.К. Варварин)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

IV. МАЗУТНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОТЕЛЬНОЙ


СВОЙСТВА МАЗУТОВ


Топочные мазуты представляют собой одну из разновидностей жидкого топлива. Их, как и другие виды жидкого топлива, получают на нефтеперерабатывающих заводах, либо в процессе прямой перегонки нефти, либо при высокотемпературной переработке ее промежуточных фракций (крекинг-процесс).

В качестве жидкого котельного топлива для стационарных котельных установок применяют остаточный продукт нефтепереработки — мазут четырех марок: топочный с государственным Знаком качества 40В, топочный 40, топочный с государственным Знаком качества 100В и топочный 100 (табл. 11).

Марка топлива определяется вязкостью. Условной вязкостью называют отношение времени непрерывного истечения 200 мл продукта при определенной температуре ко времени истечения дистиллированной воды при 20°С. Это отношение выражается в градусах условной вязкости (°ВУ).

В ряде случаев в качестве котельного топлива используют низкокачественную или обессоленную и отбензинен-ную нефть. Это жидкое топливо резко отличается от мазута по содержанию легких фракций, в связи с чем она требует специально оборудованного мазутного хозяйства.

Вязкость мазута (в градусах условной вязкости °ВУ)—важный эксплуатационный фактор, определяющий способ его транспортирования, слива, перекачки и распыливания при сжигании: чем выше вязкость топлива, тем оно менее подвижно и, следовательно, тем труднее его перекачивать и распиливать. С повышением температуры вязкость мазута уменьшается.

Температурой застывания мазута называют температуру, при которой мазут в условиях опыта загустевает настолько, что при наклоне пробирки под углом 45° к горизонту остается неподвижным в течение 1 мин. Содержание парафина в мазуте вызывает значительное повышение температуры его застывания. Поэтому при его использовании требуется более высокая степень разогрева.

Температуры вспышки и воспламенения характеризуют пожарную безопасность мазута при его подогреве. Температура воспламенения обычно превышает температуру вспышки на 10...40°С. При разогреве мазута в открытых (без давления) емкостях в целях пожарной безопасности температура подогрева должна быть не менее чем на 10ЭС ниже температуры вспышки. В закрытых емкостях (змсевкках, трубах, подогревателях и т. п.), находящихся под давлением, топливо можно подогревать до температуры, превышающей температуру его вспышки.

Для улучшения эксплуатационных свойств мазут обрабатывают жидкими присадками. Такая обработка ведет к улучшению процесса горения, облегчает устранение золовых отложений, снижает интенсивность коррозии поверхностей нагрева и газоходов котлов, способствует устранению отложений в мазутных емкостях, очищает мазутопроаоды и поверхности нагрева теплообменников, снижает коксование форсунок. В результате применения присадок структура золовых отложений по газовому тракту становится рыхлой, что облегчает удаление их с поверхностей нагрева.

Массовая доля жидких присадок в мазуте равна примерно 0,2%. Для эффективного перемешивания и контактирования резервуары, принимающие мазут, должны быть включены на внутреннюю циркуляцию в течение всего периода слива плюс 2...3 ч после его окончания. Продолжительность обработки цистерн на сливной эстакаде в холодное время года (с 15 октября по 15 апреля) составляет 8 ч для мазута марки 40 и 10 ч для мазута марки 100. В теплый период года продолжительность обработки снижают для мазутов обеих марок до 4 ч. При этом длительность самотечного слива цистерн вместимостью 50 м3 не должна превышать 2 ч, а цистерн со сливным прибором — 3 ч. Остальное время затрачивают на разогрев мазута и вспомогательные операции.

Средняя температура мазута в цистернах зависит от места расположения хозяйства и составляет в зимний период: для южного пояса СССР —от 0 до —2°С, северного— от —7 до —10°С и Сибири — от —10 до —15°С. Температура, до которой следует подогревать мазут, приведена в таблице 12.

Для небольших отопительных котельных с водогрейными котлами допускается применение установок для разогрева мазута высокотемпературной водой. Разогретый мазут от базовых складов до склада мазута на территории котельной доставляют автомобильным транспортом. В случае доставки мазута железнодоржными цистернами его разогревают электроиндукционным способом или открытым паром.