Топочные мазуты представляют собой одну из разновидностей жидкого
топлива. Их, как и другие виды жидкого топлива, получают на
нефтеперерабатывающих заводах, либо в процессе прямой перегонки нефти,
либо при высокотемпературной переработке ее промежуточных фракций
(крекинг-процесс).
В качестве жидкого котельного топлива для стационарных котельных
установок применяют остаточный продукт нефтепереработки — мазут четырех
марок: топочный с государственным Знаком качества 40В, топочный 40,
топочный с государственным Знаком качества 100В и топочный 100 (табл.
11).
Марка топлива определяется вязкостью. Условной вязкостью называют
отношение времени непрерывного истечения 200 мл продукта при
определенной температуре ко времени истечения дистиллированной воды при
20°С. Это отношение выражается в градусах условной вязкости (°ВУ).
В ряде случаев в качестве котельного топлива используют
низкокачественную или обессоленную и отбензинен-ную нефть. Это жидкое
топливо резко отличается от мазута по содержанию легких фракций, в связи
с чем она требует специально оборудованного мазутного хозяйства.
Вязкость мазута (в градусах условной вязкости °ВУ)—важный
эксплуатационный фактор, определяющий способ его транспортирования,
слива, перекачки и распыливания при сжигании: чем выше вязкость топлива,
тем оно менее подвижно и, следовательно, тем труднее его перекачивать и
распиливать. С повышением температуры вязкость мазута уменьшается.
Температурой застывания мазута называют температуру, при которой мазут в
условиях опыта загустевает настолько, что при наклоне пробирки под углом
45° к горизонту остается неподвижным в течение 1 мин. Содержание
парафина в мазуте вызывает значительное повышение температуры его
застывания. Поэтому при его использовании требуется более высокая
степень разогрева.
Температуры вспышки и воспламенения характеризуют пожарную безопасность
мазута при его подогреве. Температура воспламенения обычно превышает
температуру вспышки на 10...40°С. При разогреве мазута в открытых (без
давления) емкостях в целях пожарной безопасности температура подогрева
должна быть не менее чем на 10ЭС ниже температуры вспышки. В закрытых
емкостях (змсевкках, трубах, подогревателях и т. п.), находящихся под
давлением, топливо можно подогревать до температуры, превышающей
температуру его вспышки.
Для улучшения эксплуатационных свойств мазут обрабатывают жидкими
присадками. Такая обработка ведет к улучшению процесса горения,
облегчает устранение золовых отложений, снижает интенсивность коррозии
поверхностей нагрева и газоходов котлов, способствует устранению
отложений в мазутных емкостях, очищает мазутопроаоды и поверхности
нагрева теплообменников, снижает коксование форсунок. В результате
применения присадок структура золовых отложений по газовому тракту
становится рыхлой, что облегчает удаление их с поверхностей нагрева.
Массовая доля жидких присадок в мазуте равна примерно 0,2%. Для
эффективного перемешивания и контактирования резервуары, принимающие
мазут, должны быть включены на внутреннюю циркуляцию в течение всего
периода слива плюс 2...3 ч после его окончания. Продолжительность
обработки цистерн на сливной эстакаде в холодное время года (с 15
октября по 15 апреля) составляет 8 ч для мазута марки 40 и 10 ч для
мазута марки 100. В теплый период года продолжительность обработки
снижают для мазутов обеих марок до 4 ч. При этом длительность
самотечного слива цистерн вместимостью 50 м3 не должна превышать 2 ч, а
цистерн со сливным прибором — 3 ч. Остальное время затрачивают на
разогрев мазута и вспомогательные операции.
Средняя температура мазута в цистернах зависит от места расположения
хозяйства и составляет в зимний период: для южного пояса СССР —от 0 до
—2°С, северного— от —7 до —10°С и Сибири — от —10 до —15°С. Температура,
до которой следует подогревать мазут, приведена в таблице 12.
Для небольших отопительных котельных с водогрейными котлами допускается
применение установок для разогрева мазута высокотемпературной водой.
Разогретый мазут от базовых складов до склада мазута на территории
котельной доставляют автомобильным транспортом. В случае доставки мазута
железнодоржными цистернами его разогревают электроиндукционным способом
или открытым паром.