ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦИСТЕРНАМ И БОЧКАМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ

  Главная      Учебники - Котлы     Сборник правил и руководящих материалов по котлонадзору (Сигалов Л.В.) - 1977 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..

 

 

9.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦИСТЕРНАМ И БОЧКАМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ



9-1. Требования к изготовлению

9-Ы. Железнодорожные цистерны должны быть рассчитаны в соответствии с действующими нормами МПС.

9-1-2. В железнодорожной цистерне в верхней ее части должны быть устроены лаз диаметром не менее 450 мм и помост около лаза с металлическими лестницами по обе стороны цистерны, снабженными поручнями.

На железнодорожных цистернах для сжиженного кислорода, азота и других криогенных жидкостей устройство помоста около лаза не обязательно.

9-1-3. В каждой автоцистерне, в верхней ее части или на днище, должен быть устроен лаз овальной формы с размерами по осям не менее 400X450 мм или круглый лаз диаметром не менее 450 мм. Для автоцистерн емкостью до 3000 л лазы овальной формы разрешается выполнять с размерами по осям не менее 300X400 мм, а круглой формы — диаметром не менее 400 мм.

В цистерне емкостью до 1000 л вместо лаза допускается устройство смотровых люков овальной формы с размером меньшей оси не менее 80 мм или круглой формы диаметром не менее 80 мм.

9-1-4. Цистерны и бочки для сжиженных газов, за исключением сжиженного кислорода и других криогенных жидкостей, должны быть рассчитаны на давление, которое может возникнуть в них при температуре +50° С, с учетом напряжений, которые могут возникнуть при транспортировании от динамической нагрузки.

9-1-5. Цистерны для сжиженного кислорода и других криогенных жидкостей должны быть рассчитаны на давление, при котором должно производится их опорожнение, а также на давление от динамической нагрузки во время транспортирования.

9-1-6. Автоцистерны для сжиженных углеводородных газов (пропан, пропилен, бутан, бутилен и их смеси) можно рассчитывать на

давление, соответствующее более низкой температуре, исходя из метеорологических условий местности, где автоцистерны будут эксплуатироваться, но не ниже +35° С с указанием об этом в паспорте цистерны.

9-1-7. Цистерны с отдачей газа, наполняемые жидким аммиаком с температурой, не превышающей в момент окончания наполнения —25° С, могут быть рассчитаны на давление 4 кгс/см2 при наличии изоляции.

9-1-8. В целях предупреждения нагревания газа выше расчетной температуры цистерны для сжиженных газов по усмотрению проектной организации могут иметь термоизоляцию или теневую защиту.

Термоизоляционный кожух цистерн для сжиженного кислорода и других криогенных жидкостей должен быть снабжен разрывной мембраной.

9-1-9. На цистернах и бочках завод-изготовитель должен наносить клеймением следующие паспортные данные:

а) наименование завода-изготовителя;

б) заводской номер цистерны (бочки);

в) год изготовления и дата освидетельствования;

г) емкость (для цистерн — м3, для бочек — л);

д) масса цистерны в порожнем состоянии без ходовой части (т) и масса бочки (кг);

е) величины рабочего и пробного давлений;

ж) клеймо ОТК завода-изготовителя;

 

 

 

 

Примечание. Даты проведенного и очередного освидетельствований цистерн и бочек наносят в одну строчку.

На цистернах клейма должны наноситься по окружности фланца для лаза, а на бочках — на днищах, где располагается арматура,

9-1-10. Для бочек с толщиной стенки до 6 мм включительно паспортные данные могут быть нанесены на металлической пластинке, припаянной или приваренной к днищу в месте, где располагается арматура.

На цистернах с изоляцией на основе вакуума все клейма, относящиеся к сосуду, должны быть нанесены также на фланце горловины лаза вакуумной оболочки, причем масса цистерны указывается с учетом массы изоляции с оболочкой.

9-1-11. На цистернах и бочках, предназначенных для перевозки сжиженных газов, вызывающих коррозию, места клеймения после нанесения паспортных данных должны быть покрыты антикоррозионным бесцветным лаком.

9-1-12. На рамах цистерн должна быть прикреплена металлическая табличка с паспортными данными:

а) наименование завода-изготовителя;

б) заводской номер;

в) год изготовления;

г) масса цистерны с ходовой частью в порожнем состоянии (т);

д) регистрационный номер цистерны (выбивается владельцем цистерны после ее регистрации в местных органах Госгортехнадзора СССР);

е) дата очередного освидетельствования.

9-1-13. На цистернах должны быть установлены:

, а) вентили с сифонной трубкой для слива и налива среды;

б) вентиль для выпуска паров из верхней части цистерны

 

 

в) пружинный предохранительный клапан;

г) манометр;

д) указатель уровня жидкости.

9-1-14. Арматура на цистернах должна располагаться на крышке лаза или в другом месте, удобном для обслуживания. Предохранительный клапан должен иметь колпак с отверстиями для выпуска газа в случае открывания клапана. Площадь отверстий в колпаке должна быть не менее полуторной площади рабочего сечения предохранительного клапана.

9-1-15. Цистерны с отдачей газа, предназначенные для перевозки жидкого аммиака с давлением до 4 кгс/см2, должны иметь:

а) наливной и спускной вентили (с сифонной трубкой);

б) манометр;

в) два предохранительных клапана, каждый из которых рассчитан на полную пропускную способность;

г) кран с сифонной трубкой для отбора пробы;

д) пробный кран для контроля уровня жидкости.

9-1-16. Каждый наливной и спускной вентиль цистерны для сжиженного газа должен быть снабжен заглушкой. Боковые штуцеры вентилей для слива и налива горючих газов должны иметь левую резьбу.

9-1-17. Вентили цистерн для сжиженного газа должны быть окрашены в цвет, присвоенный данному газу.

Вентили цистерн для горючего газа окрашивают в темно-коричневый цвет, а негорючего — в черный.

На штуцерах должны быть нанесены надписи или выбиты буквы: для жидкостного вентиля — надписи «жидкость» или буква «Ж», для газового вентиля — надпись «газ» или буква «Г».

9-1-18. Предохранительные клапаны должны сообщаться с газовой фазой цистерны.

Пропускную способность предохранительных клапанов, устанавливаемых на цистернах для сжиженного кислорода, азота и других криогенных жидкостей, определяют по сумме расчетной испаряемости жидкостей и максимальной производительности устройства для создания давления в цистерне при ее опорожнении (Под максимальной производительностью устройства для создания давления в цистерне при ее опорожнении принимается количество газа в килограммах, которое может быть введено в цистерну в течение часа при работе с полной нагрузкой испарителя или другого источника давления.).

9-1-19. Цистерны для сильнодействующих ядовитых газов должны иметь на сифонных трубках для слива скоростной клапан, исключающий выход газа при разрыве трубопровода.

9-1-20. На каждой бочке, кроме бочек для хлора и фосгена, должен быть установлен на одном из днищ вентиль для наполнения и слива среды. При установке вентиля на вогнутом днище бочки он должен закрываться колпаком, а при установке на выпуклом днище, кроме колпака, обязательно устройство обхватной ленты (юбки).

У бочек для хлора и фосгена должны быть наливной и сливной вентили, снабженные сифонами.

9-1-21. Вентили бочек должны быть снабжены заглушками, плотно навертывающимися на боковые штуцера. Резьба боковых

штуцеров вентилей бочек для горючих газов должна быть левая.

 

 

 

Таблица 9-1-22

Транспортиру­емый газ

Надписи

Цвет надписи

Цвет полос

Аммиак

«Аммиак», «ядовито», «сжиженный газ»

Черный

Желтый

Хлор 1

«Хлор», «ядовито», «сжи­женный газ»

Зеленый

Защитный

Фосген

«Ядовито», «сжиженныц газ» '

Красный

ъ

Кислород

«Опасно»

Черный

Г олубой

Все остальные

Наименование газа и сло­

Желтый

Черный

негорючие га­

во «опасно»

 

 

зы

 

 

 

Горючие газы

Наименование газа и слово «огнеопасно»

Черный

Красный

 

 

 

9-1-22. Наружная поверхность цистерн и бочек должна быть окрашена эмалью, масляной или алюминиевой краской в светло-серый цвет и иметь надписи и отличительные полосы в соответствии с табл. 9-1-22.

9-1-23. Отличительные полосы на цистернах должны быть нанесены на корпусе с обеих сторон по средней линии цистерны на всю длину цилиндрической части. Ширина полосы на железнодорожных цистернах должна быть 300 мм и на автомобильных цистернах 200 мм.

9-1-24. Надписи на цистернах должны быть нанесены с каждой стороны корпуса над полосой, причем с левой стороны указывают наименование газа, а с правой стороны делают остальные надписи.

Высота букв указанных надписей на железнодорожных цистернах должна быть не менее 125 мм, а на автомобильных цистернах— не менее 100 мм.

9-1-25. Отличительные полосы на бочках должны наносится по всей окружности на расстоянии 200 мм от каждого днища. Ширина каждой полосы должна быть 50 мм.

Надписи на бочках должны наноситься на цилиндрической части между полосами, высота букв 50 мм.

9-1-26. Окраска цистерн и бочек, а также нанесение полос и надписи на них должны производиться для новых цистерн и бочек заводом-изготовителем, а для цистерн и бочек, находящихся в эксплуатации,— заводом-наполнителем.

Окраска железнодорожных пропано-бутановых цистерн, находящихся в эксплуатации, и нанесение полос и надписей на них производятся владельцем цистерн.

9-1-27. Днища цистерн, предназначенных для перевозки по железнодорожным путям, должны окрашиваться в соответствии с порядком, установленным на железнодорожном транспорте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..