Изменение моды и образности формы мужской прически

  Главная       Книги - Парикмахерское дело      Моделирование и художественное оформление прически (BЛ.Kopнеев) - 1989 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

2. Мужские прически

 

 

Изменение моды и образности формы мужской прически

 

 

Говоря об изменении образности формы прически в связи с изменением стрижки, хотелось бы обратить особое внимание именно на это обстоятельство, поскольку в мужской прическе модельер почти не использует декоративных элементов для выражения образного содержания: в большинстве случаев сама форма стрижки и направления расчесывания волос выражают его. Такие скупые средства образного выражения заставляют пользоваться ими с большой осторожностью.

Если посмотреть на рис. 98, а, то в представлении возникнет образ довольно естественного человека, не очень озабоченного аккуратностью своей прически, позволяющего волосам ниспадать, как им заблагорассудится. Прямой пробор (который может быть неточным) существует только потому, что это удобно -волосы не лезут в глаза. Если же, предположим, во время радикальной перемены моды этому молодому человеку сделать короткую стрижку, сохранив внешние признаки его прически - прямой пробор и направления расчесывания волос, то результат скорее всего будет резко отрицательным, поскольку образ человека с коротким вариантом такой прически вызывает чувства, диаметрально противоположные тем, которые мы испытывали при взгляде на него раньше (рис. 98, б). Такая строго симметричная прическа создает у окружающих представление о педанте-аккуратисте, очень озабоченном своей внешностью (прямой пробор воспринимается уже как элемент декора, т. е. специально сделан), и если молодой человек в сути своей не таков, то прическа, безусловно, его не удовлетворит.
 

 

 

Рис. 98. Симметричные мужские прически с противоположным образным содержанием



При индивидуальном моделировании причесок нужно всегда идти от образа. Однако для выражения содержания не следует особенно рассчитывать на укладку, главную роль в этом выполняет сама стрижка, т. е. безукоризненно выполненные технические приемы стрижки (точнее, их результат) сами по себе могут придать красоту и образную выразительность прическе. К примеру, в стрижке с тончайшей тушевкой и филигранным сведением на нет длина волос может лишь миллиметрами отли-чаться от длины волос в стрижке, предположим, "бокс", но между образами, которым соответствуют эти стрижки, огромная разница.

Поэтому парикмахер-модельер должен виртуозно владеть всеми

техническими приемами стрижки. Только умение и правильное понимание смысла использования этих приемов ( и их сочетаний) с учетом требований моды позволит ему плодотворно трудиться и над разработкой вариантов укладки, т. е., по существу, работать над композициями красивых моделей. При этом мастер не должен забывать еще об одной очень важной характеристике мужской прически - практичности. Если женщины довольно широко пользуются укладкой, то мужчины укладывают волосы только от случая к случаю, поэтому красоту прически (без расчета на укладку) нужно предусмотреть в самой стрижке. В понятие красоты прически входит и то, насколько аккуратно и естественно лежат в ней волосы (или двигаются), а также насколько эффективно скрывает она возможные недостатки.

Рассмотрим наиболее простые приемы, которыми с этой целью пользуется парикмахер. Для примера возьмем прическу из довольно длинных волос (рис. 99, а). Вся стрижка выполняется простыми ножницами.

Этот вариант стрижки наиболее обобщен, т. е. дающий возможность сделать такую прическу практически любому человеку. Конечно, в зависимости от индивидуальных данных человека и требований моды текущего периода волосы отдельных зон обработки могут быть короче или длиннее. Последовательность обработки отдельных зон и само разделение на зоны также могут быть несколько иными, чем показано на рисунке. Нас в данном случае преимущественно интересует взаимосвязь между отдельными зонами стрижки в зависимости от формы головы и особенностей данной прически. Предположим,

на темени волос не очень много - естественно, что стрижку необходимо начать с теменной зоны. Если же волос на темени достаточно и большего внимания требует "работа с лицом", столь же разумно будет начинать обработку с боковых частей, а теменную зону потом свести с боковыми, т. е. последовательность обработки зависит от обстоятельств и еще от того, кто как привык работать: одни начинают с макушки, другие - с первой пряди надо лбом и т. п.

 

Красоту прически из длинных волос, показанную на рис. 99, а, характеризует прежде всего естественная цельность ее формы, цельность поверхности, которая предполагает плавность переходов от длинных волос одних зон к коротким других (и наоборот). Кроме того, запрограммированная естественная цельность этой формы должна выражаться и в том, что любая часть прически, будучи зачесанной в любую сторону (в пределах здравого смысла), не должна нарушать цельности пластики поверхности. Другими словами, в правильно выполненной стрижке волосы можно расчесывать, предположим, от макушки вперед или, наоборот, ото лба назад, или разделив их пробором, - во всех случаях пластика поверхности должна сохранять свою целостность, как бы гладкость. Даже если, к примеру, волосы под воздействием ветра будут разлетаться, то и само их движение должно проходить в пределах каких-то, если позволительно так выразиться, формообразующих орбит, т. е. отдельные пряди или их концы не должны выбиваться из общей целостной подвижной формы, что, кстати говоря, должно поддерживаться и соответственно выполненной окантовкой. Только такая целостная, потенциально подвижная форма прически может придать образу романтическую небрежность, позволяя заодно очень естественно маскировать некоторые объективные недостатки.

Рассмотрим ключевые моменты, во многом определяющие результат такой стрижки.

Первая прядка надо лбом отрезается на уровне линии бровей (может быть чуть ниже - рис. 99, б). Сразу же должна быть избрана и еще одна прядка - на макушке, длина которой предопределяется предполагаемой объемностью (полнотой) затылка и боковых частей прически (или же длина этой прядки только имеется в виду). Вся теменная часть стрижется с таким расчетом, чтобы плавно соединить эти две прядки, т. е. первую надо лбом и реальную или только предполагаемую на макушке (делается ли стрижка вдоль профиля или поперек, начинается ли с макушки или ото лба - значения не имеет). Поскольку окантовка всей стрижки делается методом градуировки, то при обработке лобной и лобновисочных частей (как бы челки) происходит особенно точное и плавное сведение длины первой прядки (ото лба) со всеми остальными прядками теменной части, в результате чего необходимая степень объемности лобнотеменной зоны прически (независимо от формы головы) получается как бы сама собой, без каких-либо технических ухищрений. Боковые стороны стригутся по вертикалям (пунктир на рис. 99, в) - этим способом за счет постепенного высыпания концов достигается плавность поверхности прически.

В зависимости от избираемой формы нижней части затылка он также прорабатывается по вертикалям, иногда под некоторыми углами (см. рис. 99, в).

Гораздо большее внимание на объективные недостатки формы головы приходится обращать при работе с прической в силуэте анфас. Для примера на рис. 99, г пунктиром обозначены две специфические формы головы -яйцеобразная и квадратная. На левой стороне рисунка показано (для наглядности очень утрировано), как стрижкой компенсируется недостаток яйцеобразной формы головы. В подстриженном виде голова приобретает в силуэте анфас более приятный для глаза несколько овальный вид. Если подстриженные таким образом волосы расчесать налево, то концы волос височно-боковой части головы и оказавшиеся здесь же концы длинных волос теменной части дадут необходимую объемность, компенсирующую недостаток. На правой стороне рисунка показано, какую стрижку избрать при квадратной форме головы. Волосы на темени стригутся несколько короче, чем в предыдущем варианте, в результате чего более растянутый (как бы более плоский) выход концов волос на поверхность прически в зоне квадратного выступа помогает скрыть этот недостаток.

 

 

 

 

 

Рис 99. Прическа и технология ее выполнения в зависимости от формы головы

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..