4. Профильный силуэт прически и
его взаимосвязь с силуэтом анфас
Стрижки острохарактерной формы
Если модельер-разработчик, помещая,
предположим, в экспресс-бюллетене схему стрижки острохарактерной
формы (рис. 86, а), ограничится в своих рекомендациях только
сообщением о том, что линия отреза челки проходит на уровне
бровей и верхней части уха (в месте соединения уха с головой),
то такая информация мало что даст парикмахеру-исполнителю. Если
парикмахер-исполнитель будет точно выполнять это указание, то
стрижки у него будут получаться самые разные: как красивые, так
и некрасивые, потому что у разных людей уши располагаются по
отношению к линии бровей на разных уровнях. И если взаимное
расположение брови и уха оказывается приблизительно таким, как
на рис. 86, б, то стрижка, если срезать челку на уровне уха,
получится некрасивой - координация всех формообразующих линий
стрижки будет нарушена, а сама элегантно устремленная вперед
верхняя часть стрижки вместе с челкой утратит свою динамичность
и характерность.
"Соль" этой стрижки не в том, что челка отрезается на уровне
уха, а в горизонтальной линии отреза верхних волос всей головы,
более того, даже в некотором отклонении этой линии от истинной
горизонтали (чуть вверх к затылку). Если сохранить в стрижке
особенность этой линии (рис. 86, в), не обращая большого
внимания на расположение уха, то стрижка не утратит своей
характерности. Технически это очень легкодостижимо: нижний слой
волос на виске выстригается уголком, затем все волосы виска
градируются так же, как и на затылке. Задача по укладке, в
сущности, состоит только в том, чтобы подчеркнуть устремленность
вперед всей верхней части прически, включая челку. Можно
чуть-чуть тронуть феном концы верхних волос (по бокам головы),
слегка подчеркивая характерную горизонтальную линию, как
показано на рис. 86, г (но делать это совершенно не обязательно,
так как укладкой можно испортить острохарактерную форму,
полученную в результате точной формообразующей стрижки).
Рис. 86. Приемлемая (а, в, г) и недопустимая (б)
форма остромодной стрижки
Острохарактерные формы поначалу
удовлетворяют потребности лидеров моды и разбивают стереотипы,
сложившиеся в общественном сознании, т. е. привычные
представления людей о красоте. Со временем происходит
постепенное изменение общественного сознания. Новые формы
причесок,
частично освобождаясь от присущего
им образного содержания, начинают сначала понемногу, а затем все
более и более представляться людям уже просто красивыми. Когда
модные прически начинают выполняться в массовом порядке, большое
внимание начинают уделять привязке прически к лицу, т. е. в
отдельных случаях при помощи модной техники исполнения начинают
приподнимать или опускать элементы прически на темени, расширять
или сужать форму с боков, по-разному размещать различные
элементы. Это явление имеет общий характер, т. е. касается не
только новых стрижек, но и новых укладок.
За
примером можно обратиться к 70-м годам. Тогда появились стрижки
остромодной формы (рис. 87, а), обрабатываемые как при помощи
новой техники стрижки волос, так и новой (новой на уровне моды)
техники укладки феном. Они имели принципиальные отличия от
причесок (рис. 87, б) предыдущего модного цикла практически по
всем показателям, а главное, по-объемности примыкающей к лицу
части формы (в силуэте анфас). После того как мода на эти
стрижки стабилизировалась, начались поиски моделей, дающих
возможность и "работы с лицом" (приближение контура лица к
правильному овалу) с учетом новых пропорциональных соотношений
лица и прически, достижимых при помощи используемой в данный
период модной техники обработки волос (рис. 87, в). Но поскольку
силуэт анфас во многом обосновывается особенностями профильного
силуэта, совершенно естественно начинается эволюция и профильных
силуэтов. А изменение профильных силуэтов абсолютно закономерно
влечет за собой изменение формы затылочных частей причесок, их
силуэтов (рис. 88) в соответствии с изменением динамики формы, с
необходимостью выдержать единство характера формы в каждом
конкретном случае и т. п.
Рис. 87. Изменение форм причесок в силуэте анфас
И хотя, например, прически, показанные на
рис. 88, а, г и в, е, совершенно не похожи ни по одному из
силуэтов (профиля, затылка, анфас), ни по пластике поверхности,
тем не менее правомерность одновременного использования как
той, так и другой модели в бытовой работе не вызывает никаких
сомнений, поскольку обе они вполне отвечают требованиям всего
строя действующей моды. Их сходство проявляется в единстве
техники обработки волос - как в технике стрижки, так и в технике
укладки, т. е. их общность проявляется не снаружи, а изнутри.
Рис 88. Изменение профильного силуэта и затылочной
части прически в пределах действия одной моды