тектоника волос в тупированном и нетупированном состоянии

 

  Главная       Книги - Парикмахерское дело      Моделирование и художественное оформление прически (BЛ.Kopнеев) - 1989 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

3. Лицевая часть прически

 

тектоника волос в тупированном и нетупированном состоянии

 

 

Работая над созданием причесок, модельер должен постоянно сознавать, что тектоника волос в тупированном и нетупированном состоянии различна. В прическе, какой бы динамичной формы она ни была, но создание которой заведомо предполагает применение тупировки, необходимо подчеркнуть неподвижность волос, причем чем более вверх или в сторону направлено развитие формы, тем в большей степени должна быть обозначена неподвижность прически, которая достигается неподвижностью всех ее элементов. Даже если тяжелая динамичная по форме прядь завершается легкими локонообразными элементами, то эти элементы должны быть обязательно зафиксированы на своих определенных местах (еще лучше, когда эта неподвижность поддерживается снизу, как на рис. 73, а). Необходимо, правда, оговориться, что речь в этом случае идет о прическах, характерных непрерывным развитием формы прядей, если же эта непрерывность перебивается заколкой (лентой, обручем) и после заколки волосы будут ниспадать, то строгая их фиксация необязательна. Прическа в этом случае будет
состоять из двух частей: компактной (неподвижной) верхней части и подвижной нижней - кудри, локоны и т. п. (рис. 73, б).

 

 

 

Рис. 73. Прически с непрерывным (а) и прерывающимся (б) развитием формы прядей

 

 

Если в прическах доминирующим является потенциальное движение волос, например прическа типа "венчик", тупировка применяется незначительно, только для связывания завитков (рис. 74, а), составляющих собственно венчик (чтобы он не распадался, сохраняя при этом потенциальную подвижность в целом), объемность же его определяется главным образом размером используемых бигуди. Если же с целью увеличения объемности прически попытаться тупировать и другие ее части, то может возникнуть противоречие между тупированной (неподвижной) верхней частью и подвижным венчиком (рис. 74, б).

 

 

 

Рис. 74. Прическа 'Венчик' в естественном виде (а) и неестественной (тупированной) верхней частью (б)

 

 

 

Рис. 75. Тектонические неверная (а) и верная (б) композиции асимметричной прически

 

 

 

Точно так же и в асимметричных композициях. Если большая неначесанная (или зрительно воспринимаемая как неначесанная) часть прически динамично устремлена сверху вниз, то включение в данную композицию правой (меньшей) части в начесанном виде (рис. 75, а) неправомерно. В этой композиции доминирует потенциальная подвижность волос, и в таких условиях направление развития формы правой части (снизу вверх) крайне неестественно, нетектонично для неначесанных волос.

Гораздо более приемлемой представляется форма, показанная на рис. 75, б. Уход малой (правой) части прически назад, за ухо, заставляет как бы предполагать, что невидимая для нас часть пряди технически обработана так же, как и большая левая. Правая часть прически не нарушает целостности композиции по признакам подвижности и неподвижности волос в форме, так как не отвлекает на себя большого внимания от главенствующей левой, скорее наоборот, стушевываясь, как бы передает зрительное внимание большей части прически.
 

 

Таким образом, техника работы выполняет не только служебную роль, т. е. является не только средством получения того или иного объема, но и обусловливает (в декоративно-художественном смысле) правомерность включения в композицию этого объема (формы). Суть состоит в том, что каждая техника обработки волос порождает и свою тектонику формы, вследствие чего при соответствующем данной технике обработки волос расчесывании возникают

формы вполне определенного вида, которые могут (или не могут) занимать свое место в задуманном силуэте. Из волос, обработанных щипцами, например, получаются весьма характерные детали, и располагаться эти детали могут (относительно головы) также весьма своеобразно. Техника обработки феном придает волосам свои особенности, композиционно используемые практически однозначно, бигуди - свои. Детали, получаемые методом формообразующей стрижки, также очень специфичны. Это же можно сказать и о термической и химической завивках, придающих волосам особенности, используемые для получения очень характерных форм.

Тонкие щипцы, например, в большинстве случаев используются для выработки прилегающих волн и локонов (спускных или фиксированных) при создании определенных причесок. Если же мы, пользуясь этими щипцами, проработаем волнами или локонами относительно короткие волосы, а затем для увеличения объемности Полностью тупируем всю прическу, то результат скорее всего будет отрицательным, поскольку волны, сам их рисунок и рельеф, кроны, получаемые при работе щипцами, не соответствуют сложившимся представлениям о форме, которую получают после накручивания волос на крупные бигуди.

Точно так же нет никакого смысла и в том, чтобы, обработав предварительно волосы феном, затем тупировать их, поскольку техника обработки феном служит для создания элементов, способных двигаться в форме прически. Когда техника обработки волос и техника причесывания вступают в противоречие, это непременно отражается на форме прически: такие прически (или детали) выглядят неестественными, вымученными.

Со всей определенностью можно сказать, что для выражения образного содержания формой прически необходимо избрать такую технику предварительной обработки волос, которая (за счет тектоники) при соответствующей технике расчесывания позволит получить элементы, наиболее естественно заполняющие планируемый силуэт и отвечающие задаче сохранения целостности композиции, выражающей замысел.

Расположение элементов внутри силуэта, сам силуэт, особенности его построения, уравновешенность композиции, симметричность или асимметричность решения, расположение композиционного центра, пластика поверхности, эмоциональная выразительность отдельных элементов и их совокупность, декор - вот что привлекает внимание зрителя в силуэте прически анфас. И от того, насколько верно мастеру удается это решить, во многом будет зависеть эмоциональное воздействие прически на зрителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..