Говоря о композиции прически, мы постоянно
употребляем такие выражения, как "уравновешенность",
"устойчивость", "стабильность" и т. п., т. е., даже говоря о
динамике, мы постоянно используем понятия, характеризующие еще
одно качество - состояние формы, а именно статику.
Нужно, однако, еще раз отметить, что речь идет только о
фронтальной проекции причесок. Как готовящийся взлететь,
расправляющий свои крылья орел во фронтальной проекции имеет все
признаки статичной формы, а в
профиль являет собой ярчайший пример устремленной вперед и вверх
динамичной формы, так и форма прически может быть динамичной в
профильном силуэте, сохраняя все признаки статичности при
взгляде анфас.
Вообще статичность формы - это подчеркнутое выражение состояния
покоя, устойчивости формы во всем ее строе, в самой
геометрической основе. Предметы статичны, если они имеют явный
центр тяжести и ось их симметрии является главным фактором
организации формы. Так, полностью статичны формы причесок на
рис. 69, а и б (тупированные пучки), хотя в прическе на рис. 69,
б и есть асимметричные элементы. А вот прически, показанные на
рис. 69, в и г, при абсолютном сходстве расположения прядей
имеют принципиальное различие. Если модель на рис. 69, в
полностью статична, то модель на рис. 69, г не вызывает у
зрителя полного ощущения статичности из-за распущенных концов
волос, которые могут либо при дуновении ветра, либо при повороте
головы легко двигаться. И наоборот, динамичная по форме прическа
на рис. 69, д с асимметричной челкой вызывает в целом ощущение
статичности - наш глаз
не верит в возможность свободного движения
волос, составляющих челку, которая, по всей вероятности, сильно
тупирована, следовательно неподвижна.
Рис. 69. Прически, статичные полностью (а, б, в), с
подвижными элементами (г), при динамической форме (д)
Таким образом, надо различать понятия
"динамика формы" (т. е. движение взгляда по геометрической форме
или деталям) и "движение волос" всей формы прически либо деталей
(или потенциальная возможность такого движения волос под
воздействием ветра, поворотов головы и т. п.). Предельно
упрощая, можно сказать, что речь идет в данном случае о
прическах из тупированных (начесанных) волос и прическах без
начеса. Полностью тупированная прическа может быть динамичной по
форме, оставаясь неподвижной. Прически же без начеса, созданные
из потенциально подвижных волос, даже при полной симметричности
геометрической основы формы вызывают у зрителя совершенно иные
ощущения, потому что могут частично или полностью менять свою
форму. По этой причине одни формы (или детали, или их
расположение) представляются естественными, другие -
неоправданными. Так, динамично развивающиеся формы вверх (рис.
70, а) и в сторону (рис. 70, б) не вызывают сомнений как в
смысле возможности построения самой формы, так и в использовании
асимметрии в композиции. Решение же причесок на рис. 70, в и г
представляется неправомерным, ибо для относительно длинных
неначесанных волос естественнее ниспадать.
Рис. 70. Оправданное (а, б) и неоправданное (в, г)
построение формы
Рис. 71. Прически естественных (а, г) и
неестественных (б, в) форм
Другой пример такого же рода. Если прическа
на рис. 71, а естественна потенциальной подвижностью
неначесанных волос, то в прическах на рис. 71, б, в интенсивная
тупировка не соответствует направленности волос, которые по идее
должны бы в этом случае быть подвижными. Та же форма с
подрезанными концами волос (рис. 71, г) не вызывает никаких
отрицательных эмоций.
Существует множество
причесок, где тупированные и нетупированные элементы могут
сочетаться. Однако, приступая к моделированию прически,
художник-модельер должен прежде всего решить, что должно
главенствовать в задуманной им форме: возможное движение волос
или их неподвижность. Противоречие между этими началами
неизбежно приводит к утрате целостности композиции (рис. 72, а,
б, в), в то время как подвижная челка (рис. 72, г) вполне
соответствует всему строю неначесанной прически.
Рис. 72. Отсутствие (а, б, в) и наличие (г)
доминирующего начала в композиции прически
Таким образом, если в прическе главенствует
направление волос вниз, в ней либо должны обыгрываться
неначесанные волосы, если они длинные, либо
незначительно тупироваться концы (для
завершения формы), если волосы короткие.