Образное содержание прически

 

  Главная       Книги - Парикмахерское дело      Моделирование и художественное оформление прически (BЛ.Kopнеев) - 1989 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

3. Образное содержание прически

 

 

Говоря о 40-х годах, отметим, что как во время первой, так и во время второй
мировой войны в женской моде усиливалось влияние форм мужской одежды. В прическах самым модным было зачесывание всех волос вверх и закручивание их в волны надо лбом. Эта прическа стала появляться еще в 1938 г. и продержалась вплоть до 1946 г. Длинные волосы укладывались и в другой тип прически, когда волосы ниспадали до плеч. Локоны надо лбом чаще всего укладывались в длинные трубочки. Украшениями служили искусственные цветы или бархотка: Распространились также сетки. Сеткой прикрывали все свисающие сзади волосы, оставляя открытыми локоны, уложенные надо лбом (рис. 12).

 

 

 

 

Рис. 12. Прическа 40-х годов


После второй мировой войны бурному развитию промышленности соответствовали быстрые ритмы современных танцев. Негритянские буги-вуги, самба, не говоря уже о рок-н-ролле, были выражением темпа и ритма. Они гармонировали с удобным, легким костюмом, определенные элементы которого утверждались именно благодаря воздействию современного танца.

Что касается женских причесок, то после прекращения геометризации силуэта женской одежды и возвращения в 1947 г. к естественности прически стали скромнее. Силуэт прически постепенно уменьшался. В 1949 г. появились совсем короткие волосы, немного выстриженные по бокам наподобие непослушных

мальчишеских вихров (рис. 13, а), а также прическа "маленькая мама", когда волосы зачесывались от макушки вперед, в направлении их естественного роста (рис. 13, б). Прически приобрели наименьшие размеры. Затем мода на удлинившиеся гладкие волосы и зачесывание их кверху привела к появлению в 1954-1956 гг. новой прически, названной "конский хвост" (рис. 13, в).

Параллельно с этим полудлинные волосы (завитые перманентом) на протяжении всех этих лет накручивали на бигуди, формируя "венчик", обрамляющий голову (рис. 13, г).

 

 

 

 

Рис. 13. Прически послевоенного времени (конец 40-х-начало 50-х годов)

 



С 1958 г. вновь возникла тенденция к увеличению прически. Волосы, поднятые кверху и опущенные с боков, имели среднюю точку надо лбом, рассыпаясь вокруг головы. Такая прическа называлась "хризантема" (рис. 14). Дальнейшим развитием "хризантемы" были прически из тупированных волос.

 

 

 

 

Рис. 14. Прическа 'Хризантема' конца 50-х годов

 

 

 

Говоря о дальнейшей эволюции причесок, отметим, что сейчас эталон красоты понимается не только как соотношение (соразмерность) форм, но и как выражение модного характера. Смене мод подвергаются не только одежда, но и бытовые танцы, массовые песни, обстановка жилища, манера поведения, лексикон, увлечения. (Это четко прослеживает В. А. Крючкова в работе "Люди как форма потребления" .)

 

 

*Например, модная девушка 60-х годов преподносит себя как яркое ослепительное зрелище. Она красит губы так, что размер их увеличивается чуть ли не вдвое, подводит глаза, придавая взгляду таинственность и демонизм, покрывает все лицо интенсивным гримом. Контрастные сопоставления объемов (облегченный лиф и широкая юбка) при насыщенном цвете делают ее внешность броской. Кроме того, вся ее фигура достаточно статична: статичны плотно прилегающий лиф и юбка, насаженная на нижнюю жесткую юбку, статична прическа из взбитых и покрытых лаком волос (рис. 15), малоподвижно лицо, скрытое под слоем грима, и даже сама походка лишена стремительности: высокий каблук заставляет фиксировать устойчивое положение ноги.

 

 

 

 

Рис. 15. Прически начала (а) и середины (б) 60-х годов

 

 

 

 

 

Позднее, ближе к 70-м годам, появилась мода на инженю с полудетской прической "гаврош" (рис. 16, а) и "паж" (рис. 16, б), с круглым отложным воротничком. Макияж стал более спокойным (многие вообще отказались от него) - появились легкие, пастельные тона (они же преобладали в одежде). Ткани стали более мягкими, силуэт одежды приблизился к фигуре. Однако по контрасту с этой внешностью манера поведения стала более развязной. Появились два новых танца, отвечающих духу времени, - твист и шейк, абсолютно произвольные, состоящие из капризно меняющихся гротескных поз, в которых окончательно утверждался образ новой моды - характер неожиданный и странный, с внезапной сменой порывов и настроений.
 

 

 

 

 

Рис. 16. Прически 'Гаврош' (а) И 'Паж' (б) конца 60-х годов

 

 

 

Мода с середины 60-х и в 70-х годах была модой на молодость во всех ее проявлениях. Длина волос и юбок, песни и танцы, модели одежды и причесок -все это прямо или косвенно несло печать молодости. Даже вычурные вечерние прически были олицетворением все тех же "молодежных тенденций": девушке

/*' /*' и И \J XJ II II и U II

хотелось быть обладательницей самой красивой , наикрасивейшей прически, чтобы все вокруг на сотню метров видели, какая она красивая, поэтому прическа превращалась в самостоятельную ценность.

Со временем образ задиристой, независимой девочки вышел из моды. С изменением модного образа меняется и весь строй моды: предметная среда, окружающая человека, внешнее оформление образа - одежда, прическа, грим, интересы. Новая мода ориентируется в основном на взрослую "интеллектуалку". Она требует от женщины спокойного размеренного шага и сдержанных манер, безукоризненно продуманного туалета, а также простой гладкой прически.

У каждого возраста свои преимущества, есть они и у женщин, возраст которых называют элегантным. К этому времени женщина обычно имеет определенное, вполне сложившееся отношение ко всему окружающему миру. Одежду себе она подбирает не по последнему крику моды, а соответственно своему типу, комплекции и тому положению, которое она занимает в семье и обществе. Простота и практичность в сочетании с элегантностью являются наиболее типичными чертами характера, которые очень отчетливо проявляются в манере одеваться. О такой женщине можно сказать, что она нашла свой стиль.

Французская пословица гласит: "Стиль - это сам человек". На формирование индивидуального стиля человека могут оказывать влияние литературные образы, произведения живописи, образы киногероев, понятия из мира музыки, в частности танцевальной, и т. п., которые в настоящее время, по существу, часто сами по себе порождают целые стилевые направления. Порой эти стилевые направления приобретают очень конкретные наименования: "тургеневская женщина", "колдунья", "диско", "сафари" и т. д., и характерные особенности (приметы) этих стилевых направлений проявляются в индивидуальных стилях различных людей. В своей работе парикмахер-модельер это непременно учитывает, причем в большинстве случаев при индивидуальном моделировании берет за основу.

 

 

Например, с понятием "тургеневская женщина" связываются представления о высоких гражданственно-нравственных качествах, высоких морально-этических нормах. Эта женщина в высшей степени добродетельна, чиста в помыслах, скромна, поэтому ее прическа (чаще всего пучок, обрамленный тупированным валиком вверх) также должна отличаться скромностью, подчеркнутой аккуратностью, отсутствием вычурных декоративных элементов.

Во время действия каждой моды для выражения эстетического идеала использовались различные художественные средства, технические приемы, в своем чистом виде напрямую выражавшие определенные идеи. По мере старения моды все эти приемы остаются в техническом арсенале парикмахера и, используемые в разнообразных сочетаниях, дают возможность модельеру выражать в форме прически порой очень тонкие художественно-смысловые оттенки, что просто необходимо в настоящее время, особенно в работе с бытовыми моделями (индивидуальное моделирование).

Модельер всегда должен знать (или ощущать), какая идея имеется в подтексте той или иной детали или технического приема, и каждый раз решать, насколько правомерно использование его в современной работе, насколько правомерно соединение в одной модели деталей, характеризующих различные модные направления. И здесь парикмахеру-модельеру могут помочь не только его специальные знания, технические навыки, но и художественное чутье.

В развитии эстетического вкуса огромную роль играет искусство. Оно формирует и развивает человека всесторонне: развивает глаз, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор.

Владение профессиональными знаниями и способность мыслить художественными образами позволяют парихмахеру-модельеру создавать новые формы, новые образы, т. е. искать новые пути в перспективном моделировании, и выбирать для выражения образности прически необходимые художественнотехнические средства.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..