Образное содержание прически

 

  Главная       Книги - Парикмахерское дело      Моделирование и художественное оформление прически (BЛ.Kopнеев) - 1989 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

3. Образное содержание прически



Одной из важнейших характеристик формы прически (может быть в конечном счете самой важной) является присущее этой форме образное содержание (образность формы). Действительно, даже непричесанный (лохматый, нестриженый, небритый и т. д.) человек несет некий образ ("дикарь", "хиппи", "колдунья" и т. п.), прическа же определенной формы, созданная средствами парикмахерской техники (с учетом формы одежды, времени и места использования и т. д.), в еще большей степени служит обозначению того или иного художественного образа.

Правда, в большинстве случаев это выражается не столь прямолинейно, как в прическе дикаря. Часто художественный образ, выявлению которого служит форма прически, сам по себе совсем непрост, да и сама форма вызывает у зрителя различные эмоции, как правило, не напрямую, а по ассоциации, аналогии или контрасту, т. е. косвенно, опосредованно, поэтому все богатство художественно-смысловых, социально-психологических и эстетических

оттенков образа, которое может обозначить та или иная форма прически, очень

трудно выразить словами, тем не менее при восприятии формы прически мы все это улавливаем довольно точно.

Чтобы познакомиться со способами выражения образного содержания непосредственно в форме прически, сделаем небольшой экскурс в историю прически и рассмотрим, как с развитием классовых отношений, с изменением культуры и быта общества менялись средства художественного выражения, характер и формы причесок, и проследим, как изменялась в связи с этим техника работы парикмахера.

Иногда бывает достаточно одного взгляда на изображение исторической прически, чтобы профессионал с большой точностью определил время ее создания, социальное положение ее обладателя, его национальность и т. п. И это неудивительно, ибо парикмахер, работавший над прической, преследовал четкую цель - посредством ее формы придать привлекательность образу своего клиента, отражая эстетические воззрения, присущие социальной группе, к которой относится клиент, характерные для данного исторического времени. При этом он использует приемы работы, свойственные только его времени. С. П. Школьников в своей книге "Прически, головные уборы и украшения для сцены" (Минск, 1975) пишет, что, например, в Древнем Египте, начиная с периода Нового царства, основным видом прически для мужчин и женщин господствующих классов был парик из волос, бараньей шерсти, луба, хлопчатобумажной и льняной окрашенной ткани. Щеголи-аристократы иногда надевали особый двойной парик. Фараон в повседневной жизни носил округлый парик, слепленный из множества косичек, пропитанных душистыми маслами, а в торжественных случаях надевал специальные головные уборы. У принцев были такие же парики, но сбоку шапочки или парика у них прикреплялась накладная плетеная коса, иногда собранная золотым кольцом в пучок. Слуги, прислуживающие в храмах, усадьбах и при дворе, ходили в париках из простых материалов.

У женщин наиболее типичными можно назвать два парика: плоский сверху на темени и формообразующий по бокам головы, снизу с ровно подстриженной массой волос и полукруглый шлемоподобный парик со сплетенными косичками, подчеркивающий шарообразность головы и слоисто спускающийся на уши двумя треугольными языками.

Из этих описаний мы узнаем, что по виду прически, материалу парика, из которого тот изготовлен, по некоторым характерным деталям можно легко определить социальное положение человека. Кроме того, мы знаем, что для египетского искусства характерны прямые, малоизогнутые линии, поэтому и прически отличались статичностью и геометричностью линий и объемов (рис.

1). У господствующих классов (в особенности у фараона) это должно было отражать величавость и монументальность образа, незыблемость веками существующего порядка (точно так же это отражалось и в архитектуре: вспомним пирамиды).
 

 

 

Рис. 1. Женская прическа. Древний Египет

 

 

Древнеегипетский парикмахер должен был уметь чисто и аккуратно заплетать косы и косички и, что, вероятно, было еще важнее, виртуозно владеть иглой, выполняя разнообразные парики, а также окрашивать их, так что, с современной точки зрения, древнеегипетский парикмахер больше похож на портного, и с коллегой из XX в. его роднит, пожалуй, только умение заплетать косички...

Однако пойдем дальше.

Древняя Греция. Эстетика греков основывалась на гармонии и равновесии, чувстве меры и естественности, сочетании чувственной непосредственности и
разумной конструктивности, поэтому париков в Древней Греции мы не найдем. При помощи "каламиса" греки создают как бы естественно вьющиеся прически. Мужские прически (рис. 2) отличаются большим разнообразием фасонов стрижек. Из женских причесок следует отметить как наиболее характерную модель "коримбос" (так называемый греческий узел): волосы расчесаны на прямой пробор и на затылке собраны в пучок или узел (рис. 3), отдельные пряди, возможно завитые, могут быть спущены вниз вдоль щек, уши полузакрыты.
 

 

 

Рис. 2. Мужские прически. Древняя Греция

 

 

 

Древние греки в различных видах искусств создали множество совершеннейших образцов, ставших классическими. И в парикмахерском искусстве прическа "коримбос" представляет такой же классический образец; эта прическа, не претерпев никаких изменений, дошла до нашего времени и получила широкое распространение у европейских народов.

 

 

 

 

Рис. 3. Женские прически. Древняя Греция

 

 

 

Говоря о техническом мастерстве древнегреческих парикмахеров, заметим, что кроме умения плести косы и узлы они уже делали горячую завивку и стрижку, причем стрижку в том смысле, который вкладывают в это понятие сейчас, т. е. не просто подрезание, укорачивание волос, а стрижку формообразующую, как основу для получения прически путем последующей завивки.

В Древнем Риме были изобретены первые, еще очень несовершенные щипцы для завивки и вошел в обиход холодный способ укладки волос (как пальцами, так и при помощи уже появившихся к тому времени бигуди). Римлянам был уже известен метод осветления волос с помощью щелочного мыла, а также способ создания сложных причесок с применением специального каркаса (рис. 4).
 

 

 

 

Рис. 4. Женская прическа, выполненная с применением специального каркаса. Древний Рим

 

 

 

В средние века одежда, прически строго регламентировались церковью, всякое желание женщины выгодно показать свою внешность объяснялось "кознями дьявола" и объявлялось греховным. Естественно, это не благоприятствовало развитию парикмахерского искусства. Наоборот, церковь предписывала женщинам закрывать волосы вуалями, чепцами и прочими головными уборами.

Эпоха Возрождения характеризовалась возросшим интересом к человеческой личности. Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию. Парикмахеры в этот период копировали античные образцы, и только позднее прически приобрели особые черты стиля, называемого ренессансом (рис. 5).

 

 

 

С конца XVI до середины XVIII в. в искусстве процветает новый стиль барокко. Ему свойственны были грандиозность, пышность, безудержные гиперболы. Людовика XIV придворные льстецы называли "король-солнце". В это время символом мужественности становится лев - и мужчины щеголяют в огромных рыжих париках, имитирующих львиную гриву (рис. 6), прежде всего, конечно, Людовик XIV. Поскольку стиль барокко находит выражение в преувеличенных формах, появление в моде шиньонов и париков вполне естественно.

Прически раннего рококо, сменившие во второй половине XVIII в. прически стиля барокко, стали значительно меньше. Помпезность и монументальность в прическе сменились прихотливостью и целостностью. Образ, выражению которого служила рокайльная женская прическа, должен был вызывать ощущение фривольной грации, некоторого легкомыслия (например, образ пастушки), поэтому вся голова по окружности обрамлялась легкими локонами (затылочно-теменная часть прически оставалась гладкой), два спускных локона небрежно падали на грудь и на спину (рис. 7).

 

 

 

 

 

Рис. 7. Прическа стиля Рококо

 

 

 

 

Во второй половине XVIII в. парикмахерское искусство достигает наивысшего расцвета. В это же время мы наблюдаем, пожалуй, уникальный случай в истории: прически строились сюжетно, т. е. прямо выражали (изображали) конкретный идейный замысел (корабль, борющийся с бурей, - рис. 8), в прическах разбивались целые огороды с овощами и цветами, возводились башни, укреплялись колыбели с младенцами - словом, все, что приходило в голову, можно было воссоздать в прическе средствами парикмахерской техники с использованием различных предметов украшений, вплоть до чучел птиц. Простое перечисление названий рассказывает о многом: "голубиное гнездо", прическа "зодиак", т. е. "звериный круг", "сети любви" и т. п.
 

 

 

 

Рис. 8. Сюжетная прическа стиля Рококо

 

 

 

Идеал мужчины в период господства стиля рококо - это чисто выбритый, подкрашенный, обильно напудренный, благоухающий парфюмерией франт, голову которого украшают накладные локоны и косица с бантом. Конечно же, задавал тон, подавая пример таким декорированным мужчинам, очередной французский король Людовик XV.

Новое время порождает новые идеалы. Возникший в Англии второй половины XVIII в. романтизм придает мужчине совершенно новый облик. Волосы, как бы растрепанные ветром, ниспадают на лоб мыслителя, человека тонко и глубоко чувствующего. Все мужчины выглядели теперь благородными, духовно богатыми и опять-таки красивыми. Молодой Шиллер, например, человек, как мы знаем, болезненный и хрупкий, на портретах выглядит так, будто готов взвалить на свои плечи бремя всех мирских забот и печалей.

После французской революции 1789 г. общественно-политические условия вызвали к жизни новые культурные течения. Опять появляются прически относительно простых греческих форм, правда, в несколько ином плане, чем в

эпоху Возрождения. С этим явлением периодического возврата старых форм нам приходится постоянно встречаться. Например, стиль ампир возник с приходом к власти Наполеона Бонапарта, объявившего себя императором и мечтавшего о великолепии Римской империи. В это время всему, и прическам тоже, стал придаваться древнеримский отпечаток. Отличительной особенностью этого стиля была исключительно сложная техника выполнения различных локонов -спиральных, круглых, плоских и т. д. (рис. 9).

 

 

 

 

Рис. 9. Прическа стиля Ампир


Нужно отметить, что временные циклы мод начинают сокращаться. В годы бурных революционных потрясений во Франции моды на те или иные прически мелькают, как в калейдоскопе, и отражают часто не столько эстетические, сколько политические идеалы. Нередко они возникают как отклик на повседневные события.

К власти постепенно приходит новый класс - буржуазия. Наиболее полно буржуазные вкусы выражают прически стиля "бидермейер", характерные далеко выступающими пышными боковыми локонами, стоячими петлями и косами (рис. 10). В мужской прическе и одежде XIX в. не дал ярких декоративных форм. Девиз капитализма "время-деньги" нашел своеобразное отражение во внешности мужчины конца XIX в.: короткая стрижка, темный лаконичный костюм, небольшой с небольшим узлом галстук. Лишь некоторые любимцы

общества (актеры, художники) позволяли себе в одежде и прическе несколько отклоняться от принятого стереотипа. Женские же прически сохраняют пышную декоративность и оказываются одним из наиболее сменяемых элементов модного убранства.

 

 

 

Рис. 10. Прическа стиля 'Бидермейер'

 

 

 


Смена мод XIX - начала XX в. полностью обусловлена новым историческим этапом. Формально костюм перестает быть сословной привилегией, но тем не менее одежда и прическа очень четко подчеркивают материальное неравенство классов и различных социальных прослоек.

Новые отношения складываются в обществе, отражают появление различных модных течений. Например, о стремлениях романтической молодежи Г. В. Плеханов говорил, что фантастические костюмы, как и длинные волосы, служили для них средством противопоставить себя ненавистным буржуа, что бледность лица также была как бы протестом против буржуазной сытости, т. е. на стараниях людей придать себе ту или иную внешность всегда отражаются общественные отношения данной эпохи.

Частая сменяемость причесок и костюмов диктуется и самим характером текстильной и художественной промышленности, развитие и само существование которых целиком зависит от спроса населения. Если раньше мода на прическу удерживалась 30-40 лет, то в XX в. модные циклы значительно сокращаются.
 

 

Наряду с помпезными куафюрами, украшенными драгоценностями и страусиными перьями, были и простые модели, напоминающие прически сегодняшнего дня, что можно видеть в книге И. А. Андреева, изданной в 1910 г. Мода становится достоянием масс.

В период кризиса буржуазной культуры появляются такие демократические направления в искусстве, как кубизм (преимущественно в живописи) и позднее конструктивизм (в архитектуре, оформительском и театрально-декоративном искусстве, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании, а также в литературе). И со страниц журналов того времени, и с кинолент немых фильмов на нас смотрит совершенно новое женское лицо, обрамленное геометрически смоделированной короткой стрижкой-прической, прекрасно гармонирующей с кубистскими рисунками тканей и модным простым кроем платья-рубашки (рис. 11). Не только платья, но и танцы того времени полностью отвергали прически прошедших лет.

 

 

 

 

 

Рис. 11. Геометрическая упрощенная стрижка-прическа 1920-х годов, увязанная с формой одежды



В прическе главенствует линия - четкие линии окантовки, конструктивные линии прилегающих к голове волн, резкие линии вошедших в моду челок. Модный цвет волос - темный, призванный в контрасте с лицом подчеркивать резкие границы причесок.

Далее мода делает поворот. Как это часто бывает в других областях, какое-либо изобретение, случается, несколько десятилетий ждет своего промышленного внедрения, и в нашем деле разработанный Карлом Несслером в Германии еще в 1906 г. метод термической завивки (перманент) начинает использоваться только в 30-е годы и сразу же захватывает весь мир. После скромных, прямо-таки спартанских причесок завивка перманент позволяла получить целую охапку кудрей и локонов, да еще за один прием и сразу на шесть месяцев!
Мода вернула женщинам мягкость, естественную волнистость линий и яркую цветность тканей. Распространились также жидкости, осветляющие волосы, и тогда после периода модной темной гладкой головки "а ля гарсон" воцарилась мода пушистых белокурых волос. Сначала волосы, хотя и старательно завитые, были еще короткими, с течением времени они стали более длинными и более пушистыми. Пряди исчезли со щек, их начали откидывать назад.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..