Глава I.
Общие сведения о прическах
1. Мода и задачи моделирования причесок
Историческое развитие причесок, их изменения обусловлены, с
одной стороны, общим стилем эпохи, с другой - модой.
Стиль в искусстве - это устойчивая общность образной системы,
средств и приемов художественного выражения, обусловленная
единством идейного содержания искусства. Основное направление
стиля эпохи проявляется в единстве художественных признаков,
присущих архитектуре, изобразительному и прикладному искусству.
Прическа является видом прикладного искусства, поэтому ее стиль
наряду с другими произведениями прикладного искусства выражает
общую направленность стиля той или иной эпохи.
Необходимость, в силу которой закон стиля требует именно такой
системы художественных элементов, восходит к идейному содержанию
произведения. Например, в эпоху Возрождения, когда возник
интерес к человеку деятельному,
энергичному, мыслящему, дамы не только не
носили челок, а даже, наоборот, сбривали часть волос, стремясь
подчеркнуть высоту лба.
В пределах одного стиля всегда возникают различные
видоизменения, называемые модой. По определению В. И. Даля,
"мода - это непродолжительное господство в определенной
общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних
формах быта, в особенности в костюме".
Если исторические стили (барокко, рококо и т. д.) охватывают
целые эпохи, объединяют художественные признаки всех видов
искусства этих исторических эпох, охватывают целые государства
(барокко итальянское, французское и т. д.), то мода представляет
собой явление, гораздо меньшее по масштабам и времени.
Внешнему оформлению образа модного типа человека служит костюм.
Прическа по отношению к одежде имеет подчиненный характер, т. е.
выбор прически зависит от художественного образа, выявлению
которого служит тот или иной костюм в целом. Следовательно, с
изменением одежды видоизменяются и прически.
Как исторический стиль в целом характерен единством
художественных признаков, так и любой цикл моды имеет свою
собственную систему признаков (строй моды), направленную на
выявление эстетического идеала, и с изменением цикла меняется
весь строй моды. Предметы прикладного искусства, входящие в
общий строй моды, характеризуются единством формы и содержания,
причем форма зависит от содержания. Под содержанием понимается
назначение, применение, эстетические требования, предъявляемые к
предмету, в данном случае к прическе. Так как сознание,
потребности, культура человека все время меняются, меняется и
использование предметов прикладного искусства (одежды,
прически), связанное с деятельностью человека, т. е. меняется
содержание, а с изменением содержания неизбежно меняется и
форма. Так протекает процесс, воспринимаемый нами как мода.
Наиболее полно выражает моду конкурсная модель прически.
От слова "модель" (т. е. образец) происходит термин
"моделирование", который означает процесс создания моделей; по
этим моделям парикмахеры делают прически различного назначения.
На сегодняшний день понятие "моделирование" истолковывается
более широко и означает не только процесс создания моделей, но и
разработку, на основе модели различных ее вариантов с
использованием каких-либо характерных (возможно модных) деталей,
а также процесс воссоздания (реконструкции) модели по рисунку
или фотографии (рисунок и фотография всегда являются
изображением части прически).
Моделированием причесок решаются следующие задачи:
1) удовлетворение потребностей населения в разнообразных
красивых прическах, разработка новых форм причесок, отвечающих
формам трудовой и других видов деятельности людей (спорт, отдых
и т. д.);
2) воспитание и развитие вкуса людей на
основе пропаганды художественно оформленных моделей причесок;
создание демократичной моды;
3) развитие направлений моды.
Если исторический стиль в какой-то мере сохраняет свою
эстетическую ценность, то мода со своим уходом теряет ее
полностью. И когда говорят, что сегодня вернулась мода 50-х
годов, то понимать это следует условно, т. е. это значит, что в
современной моде используется в качестве основы или силуэт,
похожий на модные силуэты тех лет, или художественный образ,
главной чертой напоминающий идеал того времени. Прически же
исторических стилей всегда остаются в качестве эталонных
образцов и при необходимости почти всегда воссоздаются с
максимальной точностью.
Парикмахер-модельер должен постоянно следить за модными
изменениями форм одежды, мебели, ювелирных изделий, предметов
украшения интерьера, т. е. за эволюцией предметов прикладного
искусства, да и вообще всех видов искусства, так как развитие
искусства отражает процессы развития общества.
Каждая новая мода несет необходимую новизну, иногда полную
противоречий по отношению к предыдущей моде. Противоречивость
моды составляет основу дальнейшего ее развития.
Парикмахер-модельер должен пытаться выявить суть новой моды,
общую идею, определяющую весь строй моды. Это даст ему
возможность работать над новыми формами причесок, являющимися
необходимыми элементами единого ансамбля с костюмом, создающими
художественные образы, отвечающие эстетическому идеалу времени.
При индивидуальном моделировании происходит так называемая
интерпретация моды. В обществе модель может претерпеть различные
изменения. Во-первых, она, как правило, несколько упрощается,
поскольку бытовые условия выдвигают свои требования к прическе,
например к ее прочности. Во-вторых, предположим, изменение моды
на головные уборы может заставить людей подчеркнуть, усилить
какую-нибудь деталь прически (молодежь, например, вообще склонна
к некоторому утрированию деталей, силуэта). Нужно сказать, что
имеется великое множество различных, часто непредсказуемых
факторов, в своей совокупности влияющих на различные изменения
модели, вследствие этого возникают новые, иногда довольно
оригинальные формы. И факты некоторого изменения в быту
популярных причесок не должны оказываться вне поля зрения
парикмахера-модельера, они-то и становятся источником
дальнейшего развития моды и создания парикмахером-художником
новых моделей причесок.
Таким образом, в основе работы модельера лежит умение наблюдать
в быту, затем отфильтровывать массу мелких изменений, производя
своеобразный процесс отбора популярного, нового, получать в
результате новый замысел, отвечающий требованиям дня. После
этого с учетом особенностей волос как материала разрабатывается
необходимая технология. Так в общих чертах
рождается новая модель. Этот путь
постепенного видоизменения моделей называется эволюционным, и он
характерен для работы над прической в пределах одного модного
цикла. Когда же заканчивается цикл, возникает новая мода,
полностью отвергающая предыдущую (такой качественный скачок
называется революционным), и в этом случае модельер должен
особенно остро чувствовать изменения общественного сознания.
В процессе создания моделей причесок используется и зарубежный
опыт в их моделировании. Явление это имеет обратимый характер. В
каждой цивилизованной стране существует интерес к другим
национальным культурам. Длина волос певцов английского ансамбля
"Битлз", японское кимоно, русские сарафан, дубленка и сапоги,
например, оказавшись в свое время в центре внимания
интернациональной моды, вызвали пристальный интерес модельеров
одежды, обуви, парикмахеров-модельеров и явились отправными
пунктами целых направлений в моделировании. Поэтому выражения
"японские мотивы", "русский стиль" и т. п. в международном
моделировании давно стали рабочими терминами. Когда речь
заходит, например, о японских прическах, прежде всего
представляется пучок; когда иностранный парикмахер говорит о
прическе в русском стиле, всем понятно, что он имеет в виду
прическу, характерной особенностью которой является наличие
большой ("русской") косы. Иными словами, в международном
моделировании использование при создании композиций причесок
определенных (национальных) форм и деталей давно стало нормой
(исторически сложилось).
Изменение моды во всех странах происходит в одном направлении.
Это не означает, что одежда и прически в странах с разным
социальным строем одинаковы, но различие вызвано не модой (в
смысле формообразования), а разными социальными условиями жизни
людей, идейной направленностью содержания моделей, различными
общественными движущими силами. Используя опыт зарубежного
моделирования, парикмахер-модельер в своей практической
деятельности должен стремиться к тому, чтобы с максимальным
вниманием из новейших предложений интернациональной моды суметь
отобрать и использовать полезные сведения, касающиеся
формообразования и технологии создания причесок, стрижек, новых
силуэтов и деталей, которые обещают оказаться устойчивыми во
времени и которые смогут отвечать нашему демократическому образу
жизни.
Мода удовлетворяет вкусы различных людей, допуская одновременно
существование целого ряда форм и силуэтов (стилевые
направления), т. е. мода, несмотря на свой массовый характер, не
препятствует людям проявлять свои индивидуальные особенности.
Наличие стилевых особенностей, разнообразие форм позволяют
продлить и расширить действие моды и таким образом удовлетворить
возможно большее число людей.
|