ОСВЕТЛЕНИЕ ВОЛОС

  Главная       Книги - Парикмахерское дело      Окраска волос и прическа (Корнеев В. Д.) - 1983 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ОСВЕТЛЕНИЕ ВОЛОС



Осветление волос в парикмахерских практикуется как самостоятельная работа и как подготовительная операция перед окраской волос другими красителями, при которой происходит разрыхление верхнего чешуйчатого слоя волос. Для этого чаще всего применяется перекись водорода (Н2О2).

Для того чтобы лучше понимать процессы взаимодействия различных красителей с перекисью водорода, мы должны достаточно ясно представлять себе, что получается в результате взаимодействия перекиси водорода с веществами, содержащимися в волосах, и как протекает реакция осветления.

Огромную роль в процессе обработки волос перекисью водорода играют активизирующие вещества, которые способствуют ускорению реакции ее разложения.

В парикмахерских в качестве активизирующего вещества часто используют нашатырный спирт, который является щелочью. Щелочь же характеризуется избытком в растворе отрицательно заряженных ионов гидроксила ОН-. При введении в раствор щелочи присутствующая в растворе кислота нейтрализуется. Из каждого отрицательно заряженного иона гидроксила ОН- и положительно заряженного иона Н+ образуется молекула воды по формуле

 

он-+н+=н2о.

 

В результате этой реакции перекись водорода быстро разлагается на атомарный кислород и воду:

Н2О22О+О

 

При этом наблюдается резкое увеличение температуры раствора. В конце реакции скорость разложения перекиси водорода наибольшая, чему способствует повышенная температура. Химическая реакция, при которой наблюдается увеличение температуры раствора, называется экзотермической. Химическая реакция, при которой происходит понижение температуры в растворе, называется эндотермической.

Примером эндотермической реакции может служить растворение в воде гидропирита. Гидропирит представляет собой сухую смесь перекиси водорода и карбомида (мочевины), обычно выпускается в таблетках (в результате растворения одной таблетки гидропирита в

1 мл воды получается 1 мл 30%-ной перекиси водорода).

Учитывая, что при растворении в воде гидропирита наблюдается эндотермическая реакция, таблетки для скорейшего растворения можно заливать горячей водой, так как температура раствора будет понижаться.

Для осветления волос употребляется перекись водорода различной концентрации. Концентрация раствора зависит от того, какой цвет волос надо получить, а также от характерных особенностей волос. Если волосы

пористые и легко впитывают влагу, применяют состав меньшей концентрации. Для осветления очень прочных волос, обладающих малой гигроскопичностью, т. е. плохо смачивающихся, концентрацию перекиси повышают.

Пигмент, определяющий цвет волос, окисляясь кислородом, выделяющимся из перекиси водорода, превращается в бесцветное вещество. Чем больше время воздействия перекиси и выше ее концентрация, тем эффективнее осветление. Концентрацию состава мы можем увеличивать только до некоторого предела (не более 15%), иначе возникает опасность ожога кожи, да и время осветления мы не можем сильно затягивать. Поэтому для ускорения реакции при относительно низкой концентрации перекиси в состав добавляют нашатырный спирт или двууглекислый аммоний (NH4CO3). Такие щелочные добавки активизируют выделение атомарного кислорода из перекиси и открывают чешуйки наружного слоя волос, давая возможность выделяющемуся кислороду быстрее проникнуть в корковый слой и окислить содержащийся в нем пигмент.

Эта реакция, как уже отмечали, сопровождается выделением тепла, что также ускоряет процесс осветления. Не следует, однако, думать, что чем больше нашатырного спирта добавить в состав, тем лучше. Отнюдь! Реакция выделения кислорода будет проходить настолько быстро, что состав может «перегореть» еще в посуде и, будучи нанесен на волосы, уже не даст ожидаемого результата. Кроме того, избыток нашатырного спирта придает волосам не всегда желательный рыжеватый оттенок. Обычно на одну заправку 50—60 г состава бывает достаточно 5—6 капель нашатырного спирта.

Раствор приготовляют непосредственно перед употреблением, так как реакция выделения свободного кислорода начинается уже в посуде. Поэтому, если состав приготовлен заранее, то к моменту нанесения на волосы он станет значительно слабее.

Количество раствора зависит от длины и густоты волос. Обычно для волос средней длины бывает достаточно 50—60 г. Количество раствора пусть лучше будет избыточным, чтобы не пришлось прерывать работу и заниматься дополнительным приготовлением, что, кстати говоря, может также отразиться на равномерности окрашивания.
Посуда для приготовления раствора должна быть стеклянной, фарфоровой, эмалированной или пластмассовой, но не металлической, так как, соединяясь с кислородом, металл может вызвать нежелательное разложение состава.

Палочка с ватным тампоном по этим же причинам также должна быть пластмассовой или деревянной. Вату на нее наматывают тонким слоем и так, чтобы она не раскручивалась во время работы. В последнее время часто пользуются кисточками из синтетической щетины, так как натуральная щетина под воздействием перекиси быстро разрушается. Раствор наносят, начиная с затылка (рис. 2).

 

 

 

 

 

Рис. 2. Приемы нанесения красителя на волосы:
а —ватным тампоном; 6 — плоской кисточкой

 

 

 

Перед осветлением не следует мыть волосы, естественный слой жира защищает волосы от повреждения и предупреждает сильное раздражение кожи.

Приступая к процедуре, сначала тщательно предохраняют клиентку от ожога: смазывают ее лоб у самых волос жирным кремом или вазелином. Мастер работает в резиновых перчатках.

Чтобы избежать разбрызгивания или стекания состава при осветлении волос перекисью водорода с нашатырным спиртом, рекомендуется добавить к раствору немного жидкого туалетного мыла или мыльного порошка. Эти мыльные добавления, являясь щелочными, также способствуют улучшению осветления. В состав для осветления нельзя добавлять шампуни высшей категории, так как входящие в них пенообразующие компоненты не являются щелочными и их применение будет тормозить процесс осветления.

Концентрация перекиси водорода в зависимости от типа волос рекомендуется следующей, %:

 

 

 

Для

осветления

Для разрых­ления рого­вого тслоя (подготовка к окраске)

Волосы толстые:

очень жесткие (стеклистые)

12

10

средней жесткости

10—12

8—10

мягкие, пористые

8—10

6—8

Волосы средние:

очень жесткие (стеклистые)

10—12

8—10

средней жесткости

8—10

6—8

мягкие, пористые

6—8

4—6

Волосы тонкие:

жесткие

8—10

6—8

средней жесткости

6—8

4—6

мягкие пушковые, пористые

4—6

4

Константинов А. В. Основы

парикмахерского дела. М., 1977,

с. 158.

 

В последнее время все большую популярность у парикмахеров приобретает двууглекислый аммоний, который не так сильно жжет кожу, значительно ускоряет процесс, дает меньше рыжины, да и не так дурно пахнет. Кроме того, двууглекислый аммоний несколько сгущает состав, что необходимо при осветлении. Почему? Во-первых, вязкий, густой состав хорошо «прилипает» к волосам (жидкий может стекать, оставляя некоторые волосы непрокрасившвмися), не течет на лицо и шею, во-вторых, мы получаем возможность нанести его довольно точно на строго определенную часть волос, и, в-третьих, при таких условиях выделяющийся кислород наиболее полно участвует в окислении пигмента, не улетучиваясь в воздух.
 

При обесцвечивании корни осветляются значительно быстрее концов, так как тепло кожи весьма способствует этому. Следовательно, при первичном осветлении некрашеных волос мы должны сначала нанести состав на концы (не доходя 2 см до кожи) и только по достижении запланированного цвета во второй раз увлажнить волосы, накладывая состав уже и на корни. Только таким образом можно получить равномерное осветление. Если же сразу увлажнять все волосы, то концы почти всегда получаются темнее корней, что выглядит очень неестественно.

При осветлении отросших волос мы накладываем состав только на корни, стараясь не попасть на ранее окрашенные волосы, если, конечно, клиентка не хочет осветлить их еще сильнее. Сделать это аккуратно можно, только используя густой состав.

В последнее время приобрели распространение готовые к употреблению препараты для получения густых кашицеобразных щелочных составов — польская «Белая хна», югославский препарат «Желе бланш», немецкие «Блондоран супра» и «Блондоран ликвид», в которые в качестве загустителей введены окись магния (жженая магнезия), перекись магния и др. Ускорение процесса вызывается тем же двууглекислым аммонием или другими аммониевыми солями. Осветление этими препаратами идет достаточно быстро при использовании перекиси низкой концентрации, правда, после окраски трудно промываются волосы (магнезия плохо растворяется в воде, приходится употреблять бесщелочные шампуни), а немецкие препараты дают еще и довольно сильную желтизну.

Недостатком этих препаратов можно считать также затруднительный контроль за течением процесса, так как высыхающая белая кашица осложняет доступ к окрашиваемым волосам и несколько искажает оценку получающегося тона (если обычно при осветлении мокрые волосы кажутся темнее, то здесь, наоборот, — светлее). Но этим препаратам следует отдать предпочтение при осветлении длинных волос: они очень хорошо осветляют концы, и не приходится прибегать к обогреванию при помощи аппарата ПА-1 или инфрагрелки («Солар»), что мы вынуждены делать при работе с обычными составами.
 

Некоторые парикмахеры, Стараясь быстрее и сильнее осветлить волосы, надевают утепляющий колпак, укутывают голову полиэтиленовыми косынками, подогревают под сушильным аппаратом. Это абсолютно недопустимо, так как совершенно теряется возможность контроля, без доступа воздуха состав сильно разогревается, и реакция идет очень быстро; состав и выделяющийся кислород попадают на ранее окрашенные волосы, и может произойти полное их разрушение, не говоря уже о возможных ожогах кожи.

Так как реакция осветления происходит в жидкой среде, пигмент, окисляясь и превращаясь в бесцветное растворимое в воде вещество, частично вымывается, оставляя значительные пустоты. Кислород также разрушительно действует на кератиновые перегородки и чешуйки. Поэтому, чем сильнее осветляются волосы, тем более пористыми, рыхлыми и менее эластичными они становятся.

Темные волосы, особенно рыжего пигмента, осветляются значительно медленнее светлых, и может возникнуть такое положение, когда пигмент еще не обесцветился, а кератин волос под действием перекиси уже настолько разрушился, что дальнейшее осветление становится очень опасным. Особенно плохо поддаются осветлению рыжие волосы и ранее окрашенные красноватыми красителями — хной, «Лондатоном» красного дерева и др. Практически без опасения разрушить такие волосы их можно осветлить только до светло-апельсинового цвета. Темные некрашеные волосы за один прием можно осветлить на 3—4 тона в зависимости от их структуры и от используемого состава. Если же попытаться нанести состав во 2-й и 3-й раз, клиентка из-за неприятных ощущений просто не выдержит процедуры.

Дальнейшее осветление возможно приблизительно через неделю, когда кожа получит защиту в виде выделившегося кожного жира. В этом случае процедура протекает практически безболезненно, если, конечно, мастер не делает состав слишком крепким. Обычно при подкрашивании нормальных, не очень тонких волос хороший результат дает состав из 40 г пергидроля, 30 г воды, 20 г жидкого мыла и 5 г (чайная ложка) двууглекислого аммония.

В последнее время иногда возникает необходимость высветлять отдельные прядки волос, продернутые через маленькие отверстия, сделанные в резиновой купальной шапочке. ( рис. 3). В этом случае для ускорения процедуры можно очень сильно увеличить содержание перекиси в составе, не боясь нанести вред коже.

 

 

 

Рис. 3. Использование специального резинового колпака для частичной подкраски отдельных прядок волос:
а — продергивание прядки расческой с хвостиком; б — окраска прядки плоской кисточкой

 



А вообще нужно стараться работать так, чтобы как можно меньше «травить» кожу и волосы: для осветления относительно светлых волос употреблять состав меньшей концентрации, при подкрашивании (особенно если на концах завивка) наносить состав только на отросшую часть волос, внимательно контролировать течение процесса — привычка к аккуратности такого рода помогает мастеру застраховать себя и свою клиентуру от неприятных неожиданностей.

Осветлив волосы до требуемой степени, мягко, подушечками пальцев, моют голову теплой водой, пользуясь нещелочным мылом. Мыть нужно теплой водой, потому что после протравки кожа очень чувствительна и болезненно реагирует на горячую воду. Кроме того, в горячей воде мыло «заваривается», образуя так называемое вторичное мыло, плохо растворимое в воде и оседающее на волосах в виде бело-серого налета. Мастер намыливает еще раз, льет много воды (а она в водопроводе довольно жесткая) — и в результате волосы «замываются», т. е. становятся матовыми, плохо сушатся, в прическе теряют пушистость, висят сосульками. Это нужно иметь в виду всегда при мытье головы вообще.

После мытья ополаскивают волосы слегка подкисленной водой (уксус, лимонная кислота), так как всю перекись водорода и щелочь вымыть не удается и только нейтрализация кислотой останавливает процесс осветления. Кислое ополаскивание также сжимает чешуйки верхнего слоя волос, частично возвращая последним блеск и здоровый вид.
 

 


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..