РАБОТА РЕГУЛЯТОРА ПРИЗ-М

  Главная       Учебники - Горное дело      Электрослесарю добычного и проходческого оборудования

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

РАБОТА РЕГУЛЯТОРА ПРИЗ-М

При подаче сигнала с датчика тока на входе 6—26 происходит его выпрямление и сравнение с уставками нагрузки, защиты, уставкой вариации нагрузки (амплитуды колебания) и уставкой отсечки на датчике холостого хода. Пока проходческая машина работает вхолостую, сигнал с датчика нагрузки практически постоянный, он не проходит дифференцирующее звено, собранное на емкости CI2. При этом компаратор D7 уставкой отсечки, собранной на делителях R49— R50, переключается в состояние логической единицы. На компаратор D6 подается сигнал логической единицы на прямой вход, а на компаратор D1 — на инверсный. При поступлении этого сигнала компаратор D6 переключается в состояние 1, а компаратор D1 — в состояние 0, чем обеспечиваются форсированный сброс нагрузки и блокировка канала ее наброса. Время сброса ограничивается реле времени. При достижении на емкости С19 сигнала логической единицы компаратор D6 но инверсному входу запирается и сброс нагрузки прекращается. Таким образом, регулятор подготовил горную машину к забуриванию.

При внедрении исполнительного органа в массив появляются колебания нагрузки, которые проходят через дифференцирующую емкость С12, выпрямляются диодом V28 и фильтром, собранным на емкости С14, и поступают на инверсный вход компаратора D7. При этом он переключается в состояние логического нуля, и блокировка канала наброса нагрузки снимается, после чего на выходе компаратора D1 появляются сигналы наброса нагрузки с частотой следования импульсов, определяемых генератором импульсов D2. При дальнейшем росте нагрузки увеличивается уровень входного сигнала, и как только он достигнет величины 0,3—0,5 номинальной, определяемой делителем R25, R24 на генераторе, диод V21 откроется и изменится порог отпускания усилителя D2. Это приводит к изменению скважности импульсов генератора и к увеличению коэффициента усиления регулятора.
 

Забуривание прекращается, когда нагрузка достигает заданного значения. При этом автоматически, в соответствии с величиной входного сигнала, увеличивается скважность импульсов генератора и коэффициент усиления становится равным рабочему. При достижении заданного уровня нагрузки образуется ошибка рассогласования разных знаков, что приводит к срабатыванию в случайной последовательности каналов сброса-наброса. При этом с частотой появления разнополярных сигналов переключается компаратор D5. На его выходе также появляются сигналы разных знаков, которые проходят дифференцирующие емкости С20 и С21.

Пока на усилитель D5 поступают однополярные сигналы, он находится в состоянии 0 или 1. При этом его выходной сигнал не проходит через дифференцирующие емкости и не оказывает влияние на работу регулятора. Но как только эти сигналы становятся разнополярными и усилитель начинает переключаться, логические сигналы проходят через указанные емкости и осуществляют увеличение уставки нагрузки. Включается канал наброса нагрузки и запирается, что приводит к увеличению скорости подачи. Одновременно по цепи С21, V51, V53 поступает сигнал на инверсный вход канала сброса нагрузки, что увеличивает зону нечувствительности регулятора. При росте уставки нагрузки растут и дисперсионные показатели нагрузки. Когда уровень дисперсии нагрузки достигнет заданной величины, срабатывает усилитель D4. При его срабатывании включается реле К.1 и разрывается контакт роста уставки, а также на генератор D2 поступает запирающий сигнал логической единицы. При этом система регулирования переводится в релейный режим работы, чем достигается ее максимальное быстродействие.

При искривлении скважины увеличивается амплитуда колебания нагрузки, которая измеряется с помощью запоминающего устройства. Чем больше угол искривления скважины, тем больший дополнительный заряд поступит на емкость С9 и произведет ее подзарядку до большего уровня. Выходной сигнал с емкос-сти С9 запирает компаратор D4 и таким образом увеличивает время приработки системы пропорционально уровню нагрузки. Если даже нагрузка в следующий момент уменьшится, то потенциал на емкости не позволит отпустить компаратор D4, а следовательно, рост уставки не начнется, пока емкость С9 не разрядится на резистор R39. Постоянная этого разряда и определяет время работы на пониженной подаче. Тем самым обеспечивается режим работы буровой машины на пониженной подаче при искривлении скважины, чго способствует, как следствие, выпрямлению скважины.

При технологических перегрузках, когда крутящий момент на вращателе превысит двукратное номинальное значение, срабатывает операционный усилитель D3 и включает реле К2, которое разрывает цепь питания системы подачи. Скорость подачи становится равной нулю. При остановке подачи нагрузка на исполнительном органе, как правило, уменьшается, чем предотвращается развитие заштыбовки. Если же после снятия подачи нагрузка в течение 2 с будет выше двукратной, то сработает второй каскад защиты. После срабатывания реле КЗ происходит отключение контактора вращателя, и электропривод останавливается. Такая система защиты обеспечивает долговечность работы привода.

Коррекция времени срабатывания первого и соответственно второго каскада защиты осуществляется при запуске контролируемых электродвигателей, что предотвращает срабатывание первого каскада защиты. Возможна ситуация, когда регулятор посылает сигналы на увеличение нагрузки, но она не растет. Это связано с затуплением инструмента, пробуксовкой гусениц комбайна, прохождением пустот и т. п. При этом дроссель регулятора загоняется в крайнее положение, что может привести при изменении описанных условий к резкому увеличению нагрузки и срабатыванию защиты. Чтобы это не произошло, при появлении сигналов наброса нагрузки уставка уменьшается до минимального уровня. Если же и при этом не произойдет стабилизация, то сработает датчик холостого хода, который осуществит форсированный сброс нагрузки и последующее ее увеличение произойдет через операцию забуривания, как описано выше.

При установке шунтирующего резистора 5,6 кОм между цепями 25, 26 регулятор работает в импульсном режиме независимо от сигнала с датчика пиковых нагрузок. При шунтировании цепей 5, 7 последовательно соединенными резистором 22 кОм и диодом уменьшается длительность выходных импульсов регулятора. При уставке резистора 100 кОм и диода между цепями 4, 3 предотвращается
сброс подачи при холостом ходе горной машины. Цепи 21—26 предназначены для контроля стабилизированного, напряжения питания. Они используются при установке регулятора ПРИЗ-М в блоке дистанционного управления БАУС-1М.

Исполнительное устройство регулятора — сервопривод — предназначается для изменения скорости подачи исполнительного органа по сигналам управления от блока регулятора.

 


Основные технические данные сервопривода

 

 

 

Рис. 11.2. Сервопривод и его принципиальная электрическая схема

 

 

Сервопривод (рис. 11.2, а) состоит из регулятора потока с коллектором и привода, закрепленных на опорной плите. Привод встроен во взрывобезопасный корпус, внутри которого расположена выемная часть. На ней размещены трансформатор питания, реле управления и реверсивный электродвигатель РД-09. При срабатывании одного из реле (рис. 11.2,6) на электродвигатель подается напряжение питания и электродвигатель начинает вращать вал регулятора потока в соответствующем направлении. С отключением реле на обмотки электродвигателя подается постоянное напряжение и ротор двигателя резко тормозится.
Датчик тока (рис. i 1.3) измеряет силу тока статора электродвигателя исполнительного органа. В качестве первичной обмотки датчика используется один или несколько витков силовой жилы питания электродвигателя органа. Датчик выполнен по схеме трансформатора тока и имеет такие основные данные: максимальная сила тока первичной обмотки, контролируемой датчиком — 550 А; максимальное переменное напряжение на выходных зажимах датчика тока в режиме холостого хода — 60 В.

 

 

Таблица 11.1

Положение переклюй ателя

датчика тока

Номинальная мощность контролируе­мого двигателя, кВт

Номинальный ток нагрузки при одном витке (выходное напряжение датчика тока 5 В), А

660 В

380 В

 

1

36

22

 

1

2

18

11

40

 

3

12

7

 

 

1

55

34

 

2

2

28

17

60

 

3

18

11

 

 

1

90

68

 

3

2

46

28

95

 

3

31

18

 

 

1

100

66

 

4

2

55

33

120

 

3

36

22

 

5

1

9

5

10

 

 

Выбор мощности контролируемого двигателя осуществляется по таол. 11.1. Например, для БГА-2М (мощность двигателя 11 кВт) при напряжении 660 В наматывается три витка на датчик тока и переключатель St ставится в положение 1, а для БГА-4 (мощность двигателя 18 кВт) — в положение 2. При переходе на напряжение 380 В наматываются на датчике тока два витка и ставится переключатель S1 в положение 1 для БГА-2М и в положение 2 для БГА-4 (рис.11.4).

Рекомендуется при вводе проходческой машины в эксплуатацию ставить переключатель «Нагрузка» в положение «минимум». При таком положении переключателя необходимо бурить направленные скважины. После обкатки проходческой машины переключатель «Нагрузка» ставится в положение «максимальное».

 

 

Рис. 11.4. Принципиальная электрическая схема регулятора нагрузки

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..