СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ И СКОРОСТИ ПРОХОДЧЕСКОГО КОМБАИНА

  Главная       Учебники - Горное дело      Электрослесарю добычного и проходческого оборудования

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ И СКОРОСТИ ПРОХОДЧЕСКОГО КОМБАИНА


Систему регулирования нагрузки и скорости составляют регулятор нагрузки и скорости РНС, блоки контроля двигателей комбайна БКД-К и подачи БКД-П, а также датчики скорости движения комбайна ДС1 и ДС2. Датчик скорости измеряет частоту вращения тяговой звездочки комбайновой цепи. Он располагается в ведомой части электромагнитной муфты скольжения, измеряя частоту вращения выходного вала муфты.

Блоки контроля двигателей представляют собой сварные взрывобезопасные корпуса, внутри которых на панели с проходными изоляторами размещены датчики тока и аппараты защиты электродвигателей типа КОРД. Датчики тока предназначены для получения информации о токах двигателя комбайна и двигателей подачи. Аппарат КОРД1-П, размещенный в блоке БКД-К, предназначен для защиты двигателя комбайна при опрокидывании и незавершившемся пуске. Аппараты КОРД2-1, размещенные в блоке БКД-П, предназначены для защиты двигателей подачи при технологических перегрузках.

Регулятор нагрузки и скорости состоит из двух частей: блока регулятора

нагрузки и скорости (РНС) и блока выходных усилителей (БВУ). В корпусе блока РНС размещены источник питания постоянного тока с искробезопасным выходом, разъединитель, панель блока РНС. На панели блока РНС (рис. 3.9) расположены: световые индикаторы работы РНС, блок уставок БУ; разъем

контрольных точек; тумблер режимов «ручной» — «автоматический». На двух откидных боковых панелях размещены следующие блоки: фильтров БФ; задатчика скорости БЗС; контроля скорости Б КС; управления скоростью БУС: датчика скорости БДС, регулятора нагрузки БРН; согласующий БС; реле БР1 и два разъема для подключения жгутов.

Блок выходных усилителей представляет собой оболочку, с левой стороны которой крепится панель уставок. Внутри корпуса размещены: панель блока БВУ, трансформатор питания электромагнитных муфт скольжения, панель защиты. Панель уставок выполнена съемным блоком, на котором размещены: переключатель ручного управления «Лава — Штрек», переключатель скорости подачн со штрека; переменные резисторы для регулирования тока подтяжки R34, R35.

На панели блока БВУ (рис. 3.10) расположены световые индикаторы работы БВУ, тумблер «Работа — Авария», амперметры для контроля силы тока в электромагнитных муфтах скольжения, автоматические выключатели для защиты силовых цепей электромагнитных муфт скольжения, предохранитель цепи питания трансформатора; кнопка для проверки панели защиты; лампы подсветки приборов; разъем контрольных точек. На двух откидных боковых панелях размещены блоки силовых тиристоров; фазосдвигающие устройства; блок реле БРЗ; два разъема для подключения жгута.
 

 

 

 

Рис. 3.8. Принципиальная электрическая схема выключения автоматических выключателей и питания аппаратуры управления
 

 

 

 

Корпус блока РНС соединен с корпусом БВУ и представляет единую конструкцию. Камера кабельных вводов расположена на корпусе РНС, закрывается крышкой с невыпадающими болтами и имеет два ввода под кабель к электромагнитным муфтам скольжения; ввод под кабель к блоку контроля двигателей; ввод под кабель к аппарату управления; ввод питания 127 В от агрегата пускового; ввод под «дополнительную землю»; ввод под кнопку управления пусковым агрегатом. На крышке РНС имеется смотровое окно наблюдения за индикацией. На крышке БВУ есть смотровые окна для наблюдения за амперметрами и индикаторами, кнопка S7 для проверки работы блока защиты и контроля.

Блок РНС. В основу работы вынесенной системы подачи ВСП заложен принцип, когда ЭМС «тянущего» привода развивает усилие подачи комбайна в зависимости от заданной скорости, а ЭМС «подтягивающего» привода — развивает усилие для вытяжки холостой ветви цепи комбайна. Сила тока возбуждения

«подтяжки» в ней устанавливается постоянной при настройке системы в шахте. Регулятор нагрузки и скорости управляет скоростью подачи в автоматическом, ручном и аварийном режимах из лавы или штрека. Регулирование скорости подачи производится путем изменения силы тока возбуждения в электромагнитных муфтах скольжения вынесенного механизма подачи.

 

 

 

Рис. 3.11. Функциональная схема РНС



В автоматическом режиме работы регулятора нагрузки и скорости предусмотрены два варианта: I — с поддержанием заданной нагрузки электродвигателей комбайна и подачи и заданной скорости подачи, снижением скорости движения при перегрузке электродвигателей; II — с поддержанием заданной скорости подачи с отсечкой по нагрузке двигателей комбайна и подачи. Для выполнения вспомогательных работ — монтажа, натяжения тяговой цепи и других — предусмотрен ручной режим работы, когда сила тока в электромагнитной муфте, тяговое усилие и скорость задаются переключателем, минуя регулятор.

Регулятор нагрузки и скорости содержит два канала (рис. 3.11): 1) канал управления скоростью подачи; 2) канал регулирования нагрузки двигателей.

1. Канал управления скоростью подачи включает: датчики скорости (ДС); блок датчика скорости (БДС); блок задатчика скорости (БЗС); блок контроля скорости (БКС); блок управления скоростью (БУС). Необходимая скорость задается задатчиком скорости подачи, представляющим собой в режиме ДУ переключатель с последовательно соединенными резисторами блока БДУ. В режиме
ТУ — это реле приемного блока БПр. Каждому положению задатчика скорости соответствует подключение определенного резистора к цепям 694, 663. Блок БЗС обеспечивает гальваническую развязку искробезопасных цепей задатчика скорости и искроопасных цепей регулятора. Выходной сигнал БЗС поступает в блок управления скоростью, где сравнивается с выходным сигналом БДС (в автоматическом режиме с поддержанием заданной скорости подачи) или с суммой выходных сигналов БДС и БРН (в автоматическом режиме с поддержанием нагрузки двигателей и скорости подачи).

Сигнал ДС, частота которого пропорциональна скорости подачи, по цепям 619, 620 поступает на вход блока БДС, который преобразует его в линейно изменяющийся сигнал. С выхода БДС сигнал поступает в БУС. Разностный сигнал через выходное устройство (эмиттерный повторитель) и переключатель «Ручн.—- Авт.» поступает на фазосдвигающее устройство. На вход блока БУС поступает сигнал, пропорциональный силе тока двигателей. На амплитудном селекторе (АС2) выбирается больший из них и при достижении наибольшим из сигналов порога срабатывания схемы отсечки (СО) последняя срабатывает, что приводит к обнулению выходного сигнала блока и снижению скорости подачи.

2. Канал регулирования нагрузки двигателей включает: датчик тока двигателе й комбайна (ДТК); датчики тока двигателей подачи (ДТП1, ДТП2); блок фильтров (БФ), блок регулирования нагрузки (БРН). Напряжения с датчиков тока, пропорциональные текущим значениям тока двигателей, поступают на задатчики уставок тока в блок уставок БУ (ЗУТК, ЗУТП1, ЗУТП2). Далее сигналы поступают в БФ, где фильтруются фильтрами нижних частот и подаются в блок БРН на амплитудный селектор (АС1).

На амплитудном селекторе выбирается больший из них по амплитуде, который далее сравнивается с напряжением уставки. Сигнал рассогласования через ключ К поступает на вход интегратора И. Ключ управляется от мультивибратора. С выхода интегратора сигнал поступает в БУС, где суммируется с сигналом датчика скорости таким образом, что при перегрузке двигателей происходит снижение скорости подачи, а при недогрузке — увеличение ее до заданного уровня.

В I варианте автоматического режима работы РНС с поддержанием заданной нагрузки электродвигателей и заданной скорости подачи и снижением скорости движения при перегрузке электродвигателей работают как канал стабилизации скорости подачи, так и канал стабилизации нагрузки двигателей. Сигнал, управляющий фазосдвигающим устройством, формируется выходным устройством (ВУ) на основании сравнения трех сигналов: датчика

скорости v, задатчика скорости U, регулятора нагрузки Р.

Сигнал стабилизации тока нагрузки Р формируется следующим образом: сигналы с датчиков тока всех двигателей через задатчики уставок токов поступают на амплитудный селектор АС1, где выбирается больший из них и сравнивается с уставкой скорости vycT. Сигнал рассогласования через ключ К, периодически замыкаемый генератором Г, поступает на интегратор И, на выходе которого формируется выходной сигнал канала нагрузки.

Сигнал стабилизации скорости подачи формируется в блоке БУС в результате сравнения сигналов, поступающих с блоков БЗС и БДС. В результате сравнения сигнала стабилизации нагрузки и сигнала стабилизации скорости подачи вырабатывается управляющий сигнал, который подается на вход фазосдвигающего устройства (УФС), что позволяет поддерживать нагрузку электродвигателей и скорость подачи на заданном уровне.

Во II варианте автоматического режима работы РНС с поддержанием заданной скорости подачи с отсечкой по нагрузке двигателей комбайна и подачи работает только канал стабилизации скорости подачи. Этот режим используется в случае неисправности блока регулирования нагрузки (БРН). В этом режиме предусмотрена защита двигателей подачи и комбайна от перегрузок. Сигналы с датчиков тока двигателей комбайна (ДТК) и двигателей подачи (ДТП1, ДТП2) поступают на задатчики уставок токов (ЗУТК, ЗУТП1, ЗУТП2) блока уставок. Задатчики уставок токов устроены так, что сигнал на их выходе равен 10 В в случае равенства уставки текущему значению тока; более

10 В — если текущее значение тока больше уставки; менее 10 В — если текущее значение тока меньше уставки. С выхода задатчиков уставок тока сигналы
 

поступают на вход амплитудного селектора (АС2), где из них выбирается большее значение. При достижении наибольшим сигналом определенного уровня срабатывает схема отсечки (СО), которая обнуляет сигнал выходного устройства (ВУ), что приведет к обнулению тока в тянущей муфте.

Выходной сигнал блока БЗС поступает в блок Б КС на компараторы напряжения А1 и А2. На компараторе А1 выходной сигнал БЗС сравнивается с опорным. При увеличении сигнала БЗС более 14,5 В, что соответствует обрыву цепей задатчика скорости, включается реле К1, контакты которого размыкают цепь с выхода БУС на УФС. На компараторе А2 выходной сигнал БЗС сравнивается также с опорным напряжением, но меньшего значения. При переводе задатчика в I положение сигнал БЗС становится больше, чем опорное напряжение; включается реле К2 и замыкается цепь «готовности к работе».

На A3—А5 собрана схема защиты от обрыва или короткого замыкания датчика скорости подачн тянущего привода ВСП. На A3 собран генератор прямоугольных импульсов частотой 200 Гц и напряжением 0,5—1,0 В. Сигнал генератора через резисторы подается на вход блока БДС. При отсутствии обрыва датчика скорости выход генератора нагружен на сопротивление датчика скорости, и выходной сигнал генератора меньше чувствительности БДС. При обрыве датчика скорости сигнал генератора поступает полностью на вход БДС, который выходным напряжением закрывает БУС. Комбайн останавливается, индикатор «ДС» ярко светится.

На А4 (А5) собраны схемы защиты от короткого замыкания датчика скорости тянущего привода. При коротком замыкании датчика скорости сигнал генератора, одновременно поступающий и на схему защиты от к. з., обнуляется; схема срабатывает и включает реле КЗ, которое размыкает контакт в цепи выходного сигнала БУС, что приводит к останову комбайна.

Блок выходных усилителей. Устройство фазосдвигающее (УФС) предназначено для регулирования силы тока в обмотке электромагнитной муфты скольжения. УФС состоит из нуль-органа А2, генератора пилообразного напряжения А4, сравнивающего устройства А1, формирователя импульсов управления A3, усилителя импульсов управления.

На вход нуль-органа подается синхронизирующее напряжение, при переходе которого через нуль, на выходе, вырабатывается синхроимпульс и подается на генератор пилообразного напряжения. Пилообразное напряжение суммируется с напряжением управления и, сравниваясь с опорным напряжением, заставляет сравнивающее устройство вырабатывать прямоугольные импульсы, фаза которых зависит от напряжения управления. Формирователь импульсов управления вырабатывает импульсы и подает на усилитель импульсов управления. С выхода усилителя импульсов управления сигнал подается на управляющие электроды тиристоров и отпирает их. Угол отпирания тиристоров зависит от фазы импульсов управления и от напряжения отпирания. Максимальному напряжению управления соответствует максимальный угол отпирания тиристоров и максимальная сила тока в обмотке возбуждения ЭМС. При увеличении напряжения от 0 до 10 В сила тока в обмотке возбуждения изменяется от 0 до 6,5 А.

Блок защиты и контроля (БЗК) применяется взамен РКУ-Зар. С выхода 8с УФС на выход 8с БЗК поступают положительные импульсы с частотой 100 Гц. Если сопротивление изоляции сети постоянного тока выше минимально допустимого, то уровень положительного напряжения на входе схемы измерения не превышает порог срабатывания и реле К1 не включается. При снижении сопротивления изоляции сети постоянного тока ниже допустимого на входе 6а БЗК уровень положительного сигнала возрастает, что приводит к срабатыванию реле К1- Своим нормально замкнутым контактом оно размыкает цепь дистанционного управления пусковым агрегатом. На лицевой панели БВУ ярко загорается индикатор «Утечка — кабель». Если утечки появляются на стороне переменного напряжения, то срабатывает схема, включающая реле К1, и загорается индикатор «Утечка — РНС».

При выходе из строя элементов или отсутствия вспомогательного напряжения также срабатывает схема, включается реле К1 и светится индикатор «Утечка — отказ». Во всех случаях размыкается цепь дистанционного управления пусковым агрегатом.
 

Для работы в автоматических режимах с управлением скоростью подачи из лавы или штрека переключатель «Ручн.— Авт.» должен находиться в положении «Авт.», а переключатель «Л ава» — «Штрек» — в соответствующем положении «Лава» или «Штрек». При управлении из штрека скорость подачи задается задатчиком на РНС.

Ручной режим управления скоростью подачи из лавы осуществляется при переводе переключателя «Лава» — «Штрек» в положение «Лава», тумблеров S5 — в положение «Работа», S3 — в положение «Ручн.». Управление скоростью подачи производится с пульта машиниста комбайна (ПМК). Сигнал с выхода БЗС через контакты блока реле БР подается непосредственно на вход фазосдвигающего устройства (УФС). Блок силовых тиристоров (БСТ), управляемый фазосдвигающим устройством, изменяет ток возбуждения в тянущей ЭМС, а следовательно, и скорость подачи комбайна.

Ручной режим управления скоростью подачи из штрека осуществляется при переводе переключателя «Лава» — «Штрек» в положение «Штрек», а тумблера S5 — в положение «Работа», S3— в положение «Ручн.» Управление скоростью подачи комбайна производится переключателем уставок скорости подачи S6, который расположен на корпусе регулятора нагрузки и скорости.

В экстренных случаях, для кратковременной работы, а также для проведения пусконаладочных работ в аппаратуре предусмотрен аварийный р еж и м. Для перевода РНС в аварийный режим необходимо тумблер «Работа» — «Авария» перевести в положение «Авария». В этом режиме работы скорость подачи комбайна не регулируется, так как в обе обмотки возбуждения ЭМС постоянно подается ток (3=А1) А. При включении подачи «Влево» или «Вправо» комбайн начинает движение после запуска двигателей подачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..