ПАСПОРТ ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0202

Главная       Учебники - Горное дело      Введение в специальность горного инженера (Савенко Ю.Ф.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21 

 

 

20. ПАСПОРТ ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0202

1. Общая характеристика деятельности

Эффективное функционирование современного сложного и высокомеханизированного горного предприятия возможно лишь при условии слаженной работы целого коллектива горных инженеров различных специальностей: технолога, механика, энергетика,

маркшейдера, экономиста. Первый из них — технолог (горный инженер специальности 0202), специалист широкого профиля. Он осуществляет общее техническое руководство участком, предприятием, объединением. Технолог выступает в роли дирижера в административно-хозяйственном «оркестре» шахты, и только он может быть главным организатором и руководителем горного производства. Для этого инженер-технолог должен иметь прочную общенаучную и общетехническую подготовку и в совершенстве знать геологию, маркшейдерское дело, управление состоянием массива горных пород, процессы подземных горных работ, горные машины, технологию подземной разработки пластовых месторождений, проектирование шахт, научную организацию труда, организацию, планирование и управление горным предприятием, рудничную аэрологию, охрану труда.

Горный инженер-технолог должен уметь: правильно разрабатывать недра — неоценимое богатство нашей Родины; рационально организовывать производство и эффективно управлять сложным технологическим процессом добычи полезных ископаемых; производительно использовать горнодобывающую технику; создавать безопасные и комфортные условия труда; воспитывать рабочих в подчиненном ему коллективе, создавать в нем атмосферу дружбы и творчества. Кроме того, он должен обладать такими качествами, как мужество, трудолюбие, принципиальность, обязательность, отзывчивость, и иметь высокоразвитое инженерное мышление, основными компонентами которого являются: марксистско-ленинское мировоззрение, профессиональная компетентность, умение пользоваться полученными знаниями, собственная точка зрения, чувство долга и ответственности.

2. Метод обучения

Система подготовки горных инженеров предусматривает прочное усвоение фундаментальных и специальных наук и направлена на развитие творческих инженерных способностей. В системе подготовки выделяются три стадии: общеинженерная, горно-геологическая и технолого-управленческая.

Эффективность обучения предопределяется качеством материализованной и речевой информации, получаемой от преподавателя, а также системностью и активностью умственной деятельности самого студента. Развитию последней должно быть уделено особое внимание.

На конечный уровень знаний выпускника оказывает существенное влияние исходный уровень знаний абитуриента, такие важные составляющие учебно-воспитательного процесса, как мотивация учебного процесса, ориентировка в будущей деятельности, система учебных действии, структурное обобщение учебных дисциплин.
 

3. Формирование горного инженера

 

Формирование горного инженера осуществляется за счет получения знаний прп изучении дисциплин учебного плана, а также приобретения практических навыков будущей работы. Распределение и объем часов по основным циклам учебных дисциплин следующие:

Часы Проценты

Общественно-политические 440 10

Общенаучные и общетехнические 2130 50

В том числе

физико-математические 725 17

Геологические, горно-технологические и горно-физические 870 21

Дисциплины специализации и научно-исследовательская работа студентов (НИРС) ' 820 19

Всего 4260 100
Практическая подготовка студента обеспечивается за счет глубокого изучения опыта передовых горнодобывающих предприятий, а также работы самого студента в качестве рабочего и инженерно-технического работника во время практики, активной рационализаторской деятельности, направленной на выявлению и устранение узких мест производства.


4. Основные направления деятельности

Горный инженер-технолог может работать на производстве начальником участка, директором и главным инженером шахты, генеральным и техническим директором объединения, а также па других руководящих должностях.

В проектном и научно-исследовательском институтах может быть главным инженером проекта, заведующим лабораторией, начальником отдела, главным инженером института, директором; в науке — кандидатом и доктором технических наук, членом-корреспондентом, академиком.

Срок обучения по специальности 0202 4 года и 10 мес.

Может ли человек сделать хороший стол, если он не научился столярничать, не знает деталей и не планирует работу в целом? Конечно, нет. Такое же положение с умственным инженерным трудом.

В этой книге автор старался убедить будущих горных инженеров, что учебная работа в вузе станет успешной, если следовать определенной системе, освоить методику умственного труда, выполнять рекомендации, оставленные нам большими специалистами горного дела.

Автор старался также показать всю значимость и важность труда горного инженера, многогранность решаемых им вопросов, привлекательность и романтику жизни человека, посвятившего свою жизнь горному производству и горной науке.